Факторы, влияющие на решение о приобретении нового товара
· Сравнительные преимущества нового товара, т.е. степень его фактического и кажущегося превосходства над старыми товарами;
· Совместимость нового товара, т.е. соответствие его опыту и потребительским ценностям покупателя;
· Сложность использования и приобретения товара;
· Возможность апробирования товара малыми количествами, так называемая делимость знакомства;
· Степень наглядности результатов использования товара;
· Цена товара;
· Текущие издержки по содержанию и обслуживанию товара;
· Одобрение потребления товара со стороны общества.
Рыночная атрибутика товара
· товарная марка;
· фирменное имя;
· фирменный (марочный) знак;
· товарный знак
Товарная марка– это имя, знак, символ (или их сочетание), которые обозначают продукцию фирмы и отличают ее от продукции конкурентов.
Фирменное имя (марочное название)– это часть товарной марки, которая может быть обозначена голосом, может быть произнесена (слово, буква или их группы). Например, ЗИЛ, Олби, Аэрофлот.
Фирменный (марочный) знак– это часть товарной марки, которая различается зрительно (символ, рисунок, цвет, шифр и т.п.)
Товарный знак– зарегистрированный и защищенный юридически фирменный знак и/или фирменное имя.
Основные требования к товарному знаку:
· простота;
· индивидуальность;
· привлекательность;
· охраноспоспособность.
Упаковка товара
Упаковка – это элемент товара в реальном исполнении, часть оформления товара, включающая в себя тару, этикетку и вкладыши.
Тара– любая емкость, в которую помещается товар (ящик из дерева, картонная коробка, стеклянная или пластиковая бутылка, бумажный пакт и т.д.
Этикетка– это наклейка, помещенная на таре и содержащая фирменное название продукта, символ компании, рекламные материалы, краткие инструкции по хранению и использованию товара.
Основные функции упаковки
· Защитная функция.
Упаковка должна обеспечивать охрану нужного количества, объема и качества продукции от воздействия внешней среды;
· Пользовательская функция.
Упаковка должна облегчать покупателю использование продукта.
· Коммуникативная функция.
Упаковка должна помогать устанавливать связи производителя с покупателем, пропагандируя название продукта, его товарный знак, указывая состав продукта и направления его использования;
· Сегментирующая функция.
Упаковка в разных вариантах может предназначаться для различных сегментов покупателей;
· Сбытовая функция.
Упаковка должна учитывать требования каналов сбыта, т.е. должна облегчать транспортировку, погрузку-разгрузку, хранение товаров;
· Обновляющая функция.
Новая упаковка может «обносить» старый товар. Более того, разработка упаковки является важным элементом планирования новой продукции.
ЦЕНА И ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
Цена –сложнейшая экономическая категория, которая, с одной стороны, в денежной форме показывает затраты производителя по изготовлению и реализации товара, а с другой, - отражает денежные оценки полезности товара потребителями.
Цена– результат рыночного согласования спроса и предложения на тот или иной товар в данных условиях конкретного рынка.
Виды цен
В зависимости от масштаба торговых операций и вида продаваемого товара выделяют:
· оптовые цены, по которым товары реализуются партиями в сфере оптовой торговли;
· розничные цены, по которым товары реализуются конечным потребителям через сферу розничной торговли;
· Тарифы (расценки)– цены, по которым производится оплата услуг (коммунальных, ремонтных, связи).
По признаку степени свободы цены подразделяют:
Твердые (или жестко фиксированные) цены.Они назначаются государственными органами и строго контролируются ими. Изменение таких цен производителем или торговцем преследуется по закону.
Регулируемые цены.Они также контролируются госорганами, но их роль в этом процессе чаще всего сводится к установлению верхнего или нижнего предела цен на определенные группы товаров;
Свободные цены, которые формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения.
Расчетная цена– цена, устанавливаемая на основе расчетов.
Договорная цена– цена, размер которой определен предваряющим акт купли-продажи соглашением между продавцом и покупателем.
Текущая, сопоставимая цена– цены, используемые в экономическом анализе и статистике.
Прогнозная цена– цена, применяемая в ходе разработки бизнес-планов, проектов и различных прогнозов.
Биржевая, аукционная, комиссионная цена– цены, определяемые типом рынка.
Мировая цена– цена, представляющая собой либо реально действующие на мировом рынке цены на те или иные товары, либо средние значения цен на одни и те же товары, установившиеся в разных странах и регионах, либо цены, определяемые некоторыми международными организациями, ведающими торговле (например, цены на нефть, диктуемые ОПЕК).