Глава iv. экономика системы образования
Статья 39, посвященная отношениям собственности в системе образования, к сожалению, четко не разграничила собственность образовательного учреждения и собственность учредителя.
Образовательным учреждениям желательно разрабатывать положение о собственности, основываясь на настоящем Законе, а также на ГК РФ. Это положение в соответствии с п. 3 ст. 13 отвечает потребности регламентировать одну из сторон деятельности образовательных учреждений; оно подлежит регистрации в качестве дополнения к уставу.
Закон не дает ответа на вопрос о праве работника образовательного учреждения на часть собственности образовательного учреждения. В настоящее время этот вопрос решается по правилам ст. 244 ГК РФ. Имущество образовательного учреждения - это общая собственность без определения долей собственности.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности работников образовательного учреждения, определяется в ст. 253 ГК РФ.
Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
Правила ст. 253 ГК РФ применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности Гражданским кодексом РФ или другими законами не установлено иное.
Глава IV устанавливает права образовательного учреждения, позволяющие ему справиться со своими материальными проблемами. Каждое образовательное учреждение в условиях неполного финансирования в состоянии полностью обеспечить себя необходимыми материальными ресурсами за счет своей деятельности.
В то же время в ст. 46 Закона об образовании о платной деятельности и ст. 47 этого Закона о предпринимательской деятельности целесообразно было бы включить задачи этой деятельности. Например, задачами предоставления платных дополнительных образовательных услуг являются: удовлетворение потребностей граждан в образовательных услугах; создание рынка образовательных услуг; насыщение этого рынка образовательными услугами, удовлетворяющими спрос граждан; повышение качества квалификации педагогов; получение образовательным учреждением дополнительных доходов.
Кроме того, в эти статьи целесообразно включить норму о разработке положений образовательных учреждений о платных дополнительных образовательных услугах и о предпринимательской деятельности.
Третьим способом получения образовательными учреждениями дополнительных доходов является спонсорская помощь. В целях организации спонсорской помощи на более высокой организационной основе полезно было в эту главу включить статью рекомендательного характера, в которой определялись бы основные принципы спонсорской помощи.
В нашей стране осуществляется переподготовка управленческих кадров для того, чтобы они могли более эффективно работать в условиях рынка. Такая же переподготовка необходима и для руководителей образовательных учреждений по вопросам права, экономики, менеджмента.
Комментарий к статье 39
§ 1. Цель статьи - установить особенности регулирования отношений собственности в системе образования.
§ 2. Имущество образовательного учреждения делится на два вида: а) собственность учредителя (учредителей); б) собственность образовательного учреждения.
§ 3. Правовой режим собственности учредителя состоит в следующем:
учредитель (учредители) закрепляет за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности объекты права собственности - землю, здания, сооружения, имущество, оборудование.
Эти отношения фиксируются в договоре между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением, который заключается в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона об образовании.
К договору нередко прилагают передаточный акт, в котором точно определяют все имущество, которое передается образовательному учреждению.
Особый правовой режим установлен в статье для земельных участков: они закрепляются за образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное пользование. Этим правом пользуются лишь государственные и муниципальные образовательные учреждения.
§ 4. Объекты собственности, которые учредитель закрепляет за образовательным учреждением, находятся у него на правах оперативного управления согласно ст. 296 ГК РФ.
По отношению к этому имуществу образовательное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения им. Однако эти права ограничены согласно ст. 296 ГК РФ: целями деятельности образовательного учреждения; заданиями собственника; назначением имущества.
Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять имущество при следующих условиях: если оно излишне; не используется; используется не по назначению.
В договоре образовательного учреждения с учредителем следует конкретно определить объем прав владения, пользования и распоряжения имуществом образовательного учреждения. В этом же договоре нужно определить и порядок изъятия имущества у образовательного учреждения, а также причины такого изъятия. Если такие причины в договоре не предусмотрены, то согласно п. 6 ст. 39 изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за образовательным учреждением, допускаются только по истечении срока договора.
§ 5. Образовательное учреждение может иметь на правах собственности денежные средства, имущество и иные объекты собственности.
Способы образования этой собственности указаны. Это:
1) дар физических и (или) юридических лиц;
2) пожертвования;
3) завещание;
4) деятельность образовательного учреждения, в том числе продукты интеллектуального и творческого труда, а также предпринимательская деятельность, оказание платных образовательных и других услуг.
§ 6. Образовательное учреждение самостоятельно распоряжается своим имуществом, которым оно владеет на правах собственника. Для этого не нужно согласие учредителя или органа управления образованием. Например, образовательное учреждение может самостоятельно продать, обменять или другим способом распорядиться судьбой имущества.
Собственное имущество образовательное учреждение учитывает отдельно от имущества учредителя на отдельном балансе, согласно ст. 298 ГК РФ. Отсутствие отдельного баланса является грубым нарушением гражданского законодательства.
§ 7. Как и любое другое юридическое лицо, образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам своим имуществом (ст. 48 ГК).
При недостатке у образовательного учреждения таких средств ответственность по его обязательствам несет учредитель. Это ответственность субсидиарного характера в соответствии со ст. 120 ГК.
Субсидиарная ответственность учредителя - это в соответствии со ст. 399 ГК РФ ответственность, дополнительная к ответственности образовательного учреждения. Кредитор, предъявив иск к образовательному учреждению и не получив ответа, может обратиться с иском к учредителю.
Если учредителю предъявлен иск кредитором, то он должен предупредить об этом основного должника - образовательное учреждение.
§ 8. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, которые принадлежат ему на праве собственности, направляются на цели развития образования, которые должны быть определены в его уставе. Эта обязанность ограничивает права образовательного учреждения как собственника, так как оно не может, например, продав это имущество, распределить вырученные денежные средства между работниками.
§ 9. Образовательное учреждение имеет право сдавать в аренду свои помещения и снимать помещения в других организациях. Для этого Закон не требует получения согласия учредителя, хотя в договоре между образовательным учреждением и учредителем этот вопрос может быть урегулирован.
Решение о сдаче в аренду может принять руководитель образовательного учреждения. Он может воспользоваться своим правом при наличии двух условий:
1) согласия совета образовательного учреждения;
2) цена аренды не может быть ниже цены, сложившейся в данном регионе.
Если одного из этих условий нет, то руководитель не вправе сдавать помещения в аренду.
Право, рассматриваемое в этом параграфе, - одно из прав юридического лица.
Учредитель - орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе взимать арендную плату с образовательного учреждения, которое он создал. Кроме того, учредитель обязан нести расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание образовательного учреждения.
В договоре между учредителем и образовательным учреждением могут быть установлены иные условия.
§ 10. Пункт 13 ст. 39 запрещает приватизацию государственных и муниципальных образовательных учреждений. Запрещена приватизация находящихся в их самостоятельном распоряжении объектов производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилых помещений, расположенных в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинических баз учреждений медицинского образования, находящихся в оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении.
Комментарий к статье 40
§ 1. Статья 40 устанавливает такие государственные гарантии образования, которые выделяют образование как приоритетное направление в деятельности государства.
Установление государственных гарантий приоритетности образования создает условия для реализации гражданином Российской Федерации своего конституционного права на образование.
Статья устанавливает общую систему государственной материальной поддержки образования в виде прямого и косвенного (через систему налоговых льгот) финансирования данной сферы, обеспечивающей получение гражданами Российской Федерации образования в пределах государственных образовательных стандартов. Содержащиеся в статье предписания, с одной стороны, конкретизируют положения ст. 5 Закона о всей системе государственных гарантий прав граждан в области образования, а с другой стороны, являются общими и развиваются в ст. 41, 42, 43, 45, 46 и 47 Закона, a также в других законодательных актах Российской Федерации (о бюджетной системе, о налогах и др.).
§ 2. Государственное финансирование образования - денежные средства, выделяемые на развитие образования из бюджета Российской Федерации, бюджетов ее субъектов.
Муниципальное финансирование образования - денежные средства на развитие образования, выделяемые местными представительными и исполнительными органами власти (администрацией) районов, городов, поселков и сельских населенных пунктов.
Уставная непредпринимательская деятельность образовательных учреждений - все виды деятельности образовательного учреждения, за исключением тех, которые предусмотрены ч. 2 ст. 47 Закона.
При этом уставная деятельность образовательного учреждения по реализации производимых им продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется в данное образовательное учреждение и на непосредственные нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса (включая заработную плату) в данном образовательном учреждении (подробнее см. комментарий к ст. 47).
Организационно - правовые формы предприятий, организаций, учреждений - государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественные, религиозные) структуры. Применительно к предприятиям могут быть также выделены акционерные общества открытого и закрытого (товарищества с ограниченной ответственностью) типа, полные товарищества, объединения предприятий (см. ст. 9 - 12 Закона Российской Федерации «О предприятиях и предпринимательской деятельности»).
Физические лица - граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства и с двойным гражданством, являющиеся субъектами права по законодательству Российской Федерации.
Лица, заменяющие родителей, - опекуны, попечители.
Малообеспеченные семьи - семьи, совокупный годовой доход которых в пересчете на каждого члена семьи ниже установленного государством прожиточного минимума.
Облагаемый необходимым налогом доход граждан - совокупный годовой доход, складывается из выплат по месту основной работы (заработная плата, премии и другие денежные и натуральные выплаты), доходов от работы по совместительству, по договорам гражданско - правового характера, а также от выполнения разовых других работ, которые учитываются при определении суммы подоходного налога.
§ 3. Предусмотренные нормами ст. 40 предписания охватывают весьма широкий круг субъектов. Одним из основных субъектов является государство. На него в целом возлагается ряд обязанностей по финансированию образовательного процесса, полному освобождению от налогов образовательных учреждений либо их уменьшению, произведение ряда выплат гражданам. При этом данная статья Закона не устанавливает, какие конкретно органы государства непосредственно обязаны реализовать соответствующие гарантии. Это можно определить, обращаясь либо к другим статьям Закона об образовании, либо иным законодательным актам. Так, сопоставляя п. 2 ст. 40 Закона со ст. 28 (п. 1) Закона и ст. 105 Конституции Российской Федерации, можно сделать вывод, что обязанность обеспечить выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защитить соответствующие статьи расходов от инфляции лежит на законодательных органах. На этих же органах (главным образом на парламенте) лежит обязанность по обеспечению законодательного закрепления системы специальных налоговых льгот как для самих образовательных учреждений (п. 3 статьи), так и для предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, вкладывающих свои средства в развитие системы образования.
Многие вопросы, связанные с порядком, нормативами и способами финансирования образовательных учреждений, решаются в ст. 41, 48 и 43 Закона, конкретизирующих нормы ст. 40.
Сопоставление п. 7 и 8 ст. 40 Закона со ст. 4 - 6 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» дает возможность установить, что непосредственная обязанность по выплате пособий по уходу за ребенком, на детей малообеспеченным семьям и других выплат возлагается на местную администрацию.
Не менее важным участником правоотношений, предусмотренных нормами ст. 40, являются образовательные учреждения различных организационно - правовых форм.
В сферу действия норм настоящей статьи подпадают и предприятия, учреждения, организации, а также физические лица, вступающие в имущественные и иные отношения с образовательными учреждениями. Установленное п. 4, 5 ст. 40 общее правило о налоговых льготах конкретизируется в ряде законодательных актов Российской Федерации.
Наконец, последнюю разновидность субъектов отношений, регулируемых ст. 40, образуют граждане, имеющие на воспитании детей. Причем если п. 7 ст. 40 говорит о выплатах определенным категориям граждан (родителям, лицам, их заменяющим) пособий по общему уходу за детьми, то в п. 8 статьи говорится о специальном пособии на несовершеннолетних детей, которое связано с воспитанием и образованием ребенка.
§ 4. Специфика норм ст. 40 Закона состоит в том, что в силу их общего характера точное юридическое содержание обязательств сторон большей частью невозможно определить без сопоставления с другими нормами данного Закона либо иного законодательного акта. Исключение составляют лишь положения п. 1 и 6 статьи 40.
В пункте 1 данной статьи содержится так называемая норма - дефиниция, которая не закрепляет чьих-либо прав и обязанностей, а содержит определение основного вида государственных гарантий образования.
Пункт 6 ст. 40 устанавливает конкретное право о том, что продукция предприятия, реализуемая образовательным учреждениям, при начислении налогов приравнивается к товарам народного потребления. Субъекты данного правоотношения - предприятие, реализующее указанную продукцию, и налоговые органы, объект - продукция, реализуемая образовательными учреждениями.
Юридическое содержание, т.е. права и обязанности участников правоотношений, возникают на основе других норм статьи, которые невозможно точно определить без сопоставления с другими нормами Закона об образовании либо положениями других нормативных актов. Применительно к п. 2 ст. 40 об этом уже говорилось. Права и обязанности образовательных учреждений по п. 3 невозможно установить, не уяснив точно понятие «непредпринимательская деятельность» (см. соответствующее определение и комментарий к ст. 45, 46 и 47 Закона). При уяснении юридического содержания данной нормы следует иметь в виду и положения Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1992 г. «О мерах по поддержке государственных высших учебных заведений», который закрепил за государственными высшими учебными заведениями ранее выделенные им земельные участки не только в бесплатное, но и бессрочное пользование, а также предоставил право сдавать эти участки в аренду без права выкупа или во временное пользование. Кроме того, следует учесть, что Указом Президента от 11 июля 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» учреждениям системы образования было разрешено оставлять в своем распоряжении валютную выручку от внешнеэкономической деятельности.
Права и обязанности предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, вкладывающих свои средства в развитие образования, также непосредственно вытекают из специальных актов в сфере налогового законодательства. Так, Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусмотрено, что при начислении налога на прибыль облагаемая налогом сумма уменьшается на размер затрат предприятий на содержание находящихся на балансе этих предприятий образовательных учреждений. Закон от 12 декабря 1991 г. «О налогообложении доходов банков» устанавливает, что налогооблагаемая база доходов банка уменьшается на суммы затрат на содержание учреждений образования в пределах нормативов, утвержденных местными органами власти. В целом же необходимо отметить, что формирование системы налоговых льгот еще не завершено.
В равной мере сказанное выше относится и к налогообложению собственников, сдающих свое имущество в аренду образовательным учреждениям, поскольку на федеральном уровне законодательные акты по этому вопросу не приняты.
Конкретное содержание прав и обязанностей граждан, имеющих право на получение пособий в соответствии с п. 7 ст. 40, подробно определяется специальными актами.
§ 5. Реализация положений ст. 40 в полной мере связана с тем, в какой степени государство выполняет взятые на себя обязательства по финансированию образовательных учреждений. Общее ухудшение экономической ситуации, инфляция крайне отрицательно сказываются на финансовом обеспечении образовательных учреждений. Государство фактически не выполняет требования п. 2 ст. 40 о выделении на нужды образования не менее 10 процентов национального дохода.
Отрицательно сказывается на реализации комментируемой статьи Закона отсутствие в ряде случаев специального законодательного регулирования, конкретизирующего общие нормы данной статьи. Так, отсутствие специального законодательного акта и утвержденных федеральных нормативов фактически сделало неработающим положение п. 8 ст. 40 Закона.
Комментарий к статье 41
§ 1. Статья 41 устанавливает правила финансирования образовательных учреждений.
Общее правило состоит в том, что образовательное учреждение должно финансироваться учредителем.
Особенности финансирования определяются в договоре между образовательным учреждением и учредителем. Это может быть раздел в одном договоре или самостоятельный договор о финансировании. В этом договоре целесообразно указать принципы и нормативы финансирования, возможности их изменения, сроки финансирования, ответственность, в том числе и материальную, учредителя за задержку финансирования.
§ 2. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования могут осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.
Прием специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления не может составлять более 25 процентов приема обучающихся по каждому направлению. Таким образом, образовательное учреждение может набрать на обучение за плату по 25 процентов студентов от числа обучающихся по каждому из вышеуказанных направлений подготовки: 25 процентов студентов по специальности «юриспруденция», 25 процентов студентов по специальности «экономика» и т.д.
Эта норма не ограничивает возможности образовательного учреждения принимать на платное обучение иностранных граждан.
§ 3. Норматив финансирования образовательного учреждения включает три части: федеральный норматив, который должен приниматься одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете и который является минимально допустимым; региональный норматив, увеличивающий федеральный норматив; местный норматив.
§ 4. Негосударственные образовательные учреждения имеют право на государственное финансирование при наличии следующих условий:
1) оно получило государственную аккредитацию;
2) оно реализует основные общеобразовательные программы. К ним относятся следующие программы согласно ст. 9 Закона:
а) дошкольного образования;
б) начального общего образования;
в) основного общего образования;
г) среднего (полного) общего образования.
Обязательный минимум каждой основной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом. По дополнительной программе государственный стандарт не устанавливается.
Комментарий к статье 42
§ 1. Статья 42 устанавливает особенности экономики среднего профессионального и высшего профессионального образования.
§ 2. Государство финансирует из средств федерального бюджета и средств бюджета субъектов РФ получение на конкурсной основе в государственных образовательных учреждениях бесплатно среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» государство финансирует обучение не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации.
§ 3. Образовательное учреждение имеет право и обязано самостоятельно разрабатывать и реализовать меры по социальной поддержке студентов.
§ 4. В первую очередь образовательные учреждения должны использовать бюджетные средства на оплату труда работников.
Комментарий к статье 43
§ 1. Статья 43 определяет права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами, а также особенности реализации этих прав. Она конкретизирует одно из прав образовательного учреждения, установленного ст. 32 настоящего Закона.
§ 2. Согласно ст. 12 Закона образовательное учреждение - юридическое лицо. Если учреждение получило путем регистрации статус образовательного учреждения, оно пользуется с этого момента правами юридического лица. Лишить этих прав образовательное учреждение никто не может: ни учредитель, ни орган управления образованием.
Общая компетенция, ответственность образовательного учреждения определены в ст. 32 Закона. Оно, в частности, самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности.
§ 3. Каждое образовательное учреждение обязано иметь самостоятельный баланс и расчетный счет, в том числе валютный, в банковских и иных кредитных организациях.
Ограничить право образовательного учреждения на ведение самостоятельного расчетного счета, самостоятельного баланса ни учредитель, ни орган управления образования не имеют права.
§ 4. Образовательное учреждение вправе самостоятельно использовать финансовые и материальные средства, закрепленные за ним учредителем. Самостоятельно оно распоряжается и собственными средствами.
Ограничение этого права может быть установлено в уставе. Это право ограничено целями деятельности образовательного учреждения, назначением имущества, собственник которого - учредитель.
Права образовательного учреждения также ограничиваются в договоре с учредителем.
§ 5. Грубейшим нарушением права образовательного учреждения является изъятие у него не использованных в текущем году (квартале, месяце) финансовых средств.
Учредитель не имеет права проводить зачет неиспользованных средств в объем финансирования этого образовательного учреждения на следующий год (квартал, месяц).
§ 6. Образовательное учреждение не имеет права участвовать в уставных фондах товариществ (акционерных обществ) и других организаций имуществом учредителя. Например, на бюджетные средства муниципальное, государственное образовательное учреждение не вправе приобретать акции, облигации, иные ценные бумаги и т.д.
§ 7. Если образовательное учреждение собирается использовать финансовые средства и иные объекты собственности, закрепленные за ним в связи с осуществляемой им деятельностью, оно должно получить согласие собственника. Однако исключение установлено в части сдачи в аренду государственным и муниципальным образовательным учреждениям объектов собственности, закрепленных за ним. В этом случае требуется только согласие совета образовательного учреждения.
Кроме того, собственник в этом случае получает право на часть дохода. Эти отношения определяются в договоре между образовательным учреждением и собственником.
§ 8. Образовательные учреждения всех организационно - правовых форм: государственные, муниципальные, негосударственные - освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, получаемой ими от внешнеэкономической деятельности, связанной с продажей лицензий и экспортом научно - технических и образовательных услуг (работ), при условии направления полученных средств на развитие материально - технической базы образовательных учреждений (Указ Президента РФ от 19 июля 1995 г. N 723).
§ 9. Государственным вузам находящиеся в федеральной собственности здания и сооружения, используемые ими на правах аренды более 10 лет, должны быть переданы в собственность.
Вузам предоставлено преимущественное право на продление договоров аренды находящихся в федеральной собственности нежилых помещений, используемых ими для учебной или производственной деятельности (Указ Президента РФ от 27 марта 1996 г. N 424).
Комментарий к статье 44
§ 1. Статья определяет правовой режим материально - технической базы образовательного учреждения, конкретизирует право образовательного учреждения, установленное в ст. 32 настоящего Закона.
Материально - техническая база образовательного учреждения - это совокупность имущества, которое оно использует.
§ 2. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет развитие своей материально - технической базы, используя для этого бюджетные и собственные средства.
Согласно п. 2 ст. 32 к компетенции образовательного учреждения относится материально - техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормативами и требованиями.
Образовательное учреждение на основании ст. 32 обязано предоставлять ежегодный отчет учредителю и общественности о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств.
§ 3. Государственные и местные (муниципальные) органы управления образованием могут заключать с образовательным учреждением договоры на оказание посреднических услуг в решении вопросов содержания и развития материально - технической базы.
Запрещено принуждать образовательные учреждения к заключению подобных договоров прямо или косвенно, например, созданием условий, при которых образовательное учреждение вынуждено заключать договор. Такое принуждение является грубейшим нарушением прав образовательного учреждения и может быть обжаловано в суд.
Комментарий к статье 45
§ 1. Статья 45 устанавливает правила, регламентирующие предоставление государственными и муниципальными образовательными учреждениями платных дополнительных образовательных услуг. Статья конкретизирует право образовательного учреждения, установленное в ст. 32 настоящего Закона.
Образовательное учреждение предоставляет платные дополнительные образовательные услуги в следующих целях:
1) насыщение рынка образовательными услугами;
2) повышение качества жизни;
3) повышение профессионального мастерства педагогов;
4) более полное обеспечение права человека на образование;
5) получение дополнительных доходов.
§ 2. Виды платных образовательных услуг определяет образовательное учреждение самостоятельно. Они должны быть записаны в устав образовательного учреждения. В дальнейшем этот перечень можно изменять.
Обычно образовательные учреждения оказывают следующие платные образовательные услуги: обучение по дополнительным образовательным программам, в том числе преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятие с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги.
Эти услуги могут предоставляться не только обучающимся в этом образовательном учреждении, хотя им предоставлено преимущественное право на их получение, но и всем гражданам, например, родителям, пенсионерам и другим группам.
Платные образовательные услуги можно оказывать при условии, что они не предусмотрены соответствующими образовательными программами, которые финансируются учредителем и государственными образовательными стандартами.
§ 3. Образовательному учреждению целесообразно разработать локальный нормативный правовой акт - положение о платных образовательных услугах. В этом положении можно перечислить цели услуг, дать их определение, установить порядок определения цены услуги, распределение полученного дохода, определить права, обязанности, ответственность участников этих отношений, определение качества услуг и другие условия.
§ 4. Для проведения платных дополнительных образовательных услуг образовательному учреждению не нужно получать согласие учредителя, органа управления образованием.
§ 5. Доход от указанной деятельности распределяется в определенной пропорции между исполнителем и образовательным учреждением. Педагог, оказывающий образовательную услугу, может получать от 40 до 60 процентов от цены услуги, что представляет его плату за труд. Остальные средства администрация образовательного учреждения реинвестирует в свое образовательное учреждение по своему усмотрению, в том числе эти средства могут быть использованы на оплату труда других работников.
§ 6. Если образовательное учреждение превысило свои права, получило оплату за деятельность, которая финансируется за счет бюджета, то учредитель обязан в силу п. 3 статьи изъять эти средства в свой бюджет.
Образовательное учреждение такие действия имеет право обжаловать в суд, предполагая, что оно не превышало свое право.
Деньги, незаконно полученные от обучающихся, родителей за образовательные услуги, могут быть получены ими у учредителя по их заявлению, а при отказе возместить ущерб такой иск можно предъявить в суд.
Учредитель сам может проявить инициативу и вернуть деньги обучающимся, родителям, которые были незаконно получены образовательным учреждением.
Комментарий к статье 46
§ 1. Статья устанавливает право негосударственного образовательного учреждения взимать плату за обучение, а также особенности реализации этого права.
§ 2. Негосударственное образовательное учреждение - частное, учрежденное общественной и религиозной организацией (ст. 12), имеет право получать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги в отличие от государственных и муниципальных образовательных учреждений и за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.
Негосударственное образовательное учреждение, реализуя свое право, заключает письменный договор, в котором определяются уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение и иные услуги.
Этот договор регулирует педагогические отношения. В нем целесообразно указать следующие условия, помимо предусмотренных в п. 3 статьи, которые носят обязательный характер для каждого договора: определить права, обязанности, ответственность сторон, в том числе материальную ответственность образовательного учреждения за некачественное обучение в виде возмещения дополнительных затрат на переподготовку выпускников в других образовательных учреждениях, особенно тщательно целесообразно определить качество и результаты образования.
Размер платы за обучение устанавливается на основе спроса и предложения на образовательную услугу на рынке образовательных услуг.
Цена услуги может различаться для обучающихся с разным доходом.
§ 3. Если полученный доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, в том числе на заработную плату, то такая деятельность не рассматривается как предпринимательская.
Комментарий к статье 47
§ 1. Статья устанавливает право на предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, а также правила реализации этого права, конкретизирует право образовательного учреждения, установленное в ст. 32 настоящего Закона.
Предпринимательская деятельность, в отличие от платных образовательных услуг, осуществляется образовательным учреждением с одной целью - получить дополнительный доход.
§ 2. Разрешение на реализацию своего права на предпринимательскую деятельность образовательному учреждению не требуется. Виды деятельности обязательно должны быть указаны в уставе. Этот перечень можно изменять, изменяя устав.
Предпринимательская деятельность образовательного учреждения - это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск. Она направлена на систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).
§ 3. Виды предпринимательской деятельности названы в ст. 2 ГК. Это: пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Согласно ст. 2 ГК РФ предприниматель должен быть зарегистрирован в этом качестве.
Регистрация образовательного учреждения дает ему право заниматься предпринимательской деятельностью.
Виды предпринимательской деятельности образовательного учреждения перечислены в ст. 47 Закона.
§ 4. Нередко органы управления образованием, общественность с осуждением оценивают предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, что является большой ошибкой. Закон наделил образовательное учреждение таким правом в целях восполнения им недостатка финансовых средств для реализации различных педагогических проектов.
§ 5. Образовательное учреждение может использовать для осуществления предпринимательской деятельности свои помещения, а также арендовать другие помещения. Например, в школе открыли три магазина, а также арендовали еще пять помещений для осуществления торговли в разных районах города.
§ 6. Реализацию своего права на предпринимательскую деятельность образовательному учреждению целесообразно самоурегулировать, разработав положение о предпринимательской деятельности. В положении можно дать определение предпринимательской деятельности, перечислить их цели, порядок распределения полученных доходов.
§ 7. Предпринимательская деятельность требует определенной подготовки и способностей, поэтому нередко во многих образовательных учреждениях принимают на работу заместителя руководителя по предпринимательской или коммерческой деятельности. Такое право есть у образовательного учреждения, согласно ст. 32 настоящего Закона оно самостоятельно устанавливает штатное расписание. Оплата работы этого заместителя осуществляется из полученных доходов. Таких заместителей может быть несколько, по разным направлениям коммерческой деятельности. Нередко на эту должность принимаются профессионалы, имеющие опыт и успехи в этой деятельности. В этом случае педагогический персонал не участвует в предпринимательской деятельности.
§ 8. Учредитель или органы местного самоуправления имеют право приостанавливать предпринимательскую деятельность образовательного учреждения своим предписанием при условии, что она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом. Например, образовательное учреждение сдало в аренду столько помещений, что в результате ухудшились условия обучения.
Приостанавливая деятельность образовательного учреждения, следует учитывать его обязательства и имущественную ответственность по договорам.
Образовательное учреждение имеет право обжаловать предписание о приостановлении его деятельности в суд.
Комментарий к статье 48
§ 1. Статья устанавливает механизм реализации права человека на индивидуальную трудовую педагогическую деятельность.
Определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Она может осуществляться в основном путем оказания образовательных услуг, хотя может включать и продажу товаров - литературы, различных средств обучения. Это может быть и работа, например, подготовка различных методик обучения. Это может быть и пользование имуществом - сдача в аренду помещения для проведения образовательной деятельности.
§ 2. Статья 23 ГК РФ предоставляет право гражданину заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве предпринимателя.
Для регистрации заявитель представляет в орган местного самоуправления следующие документы: заявление, документ об уплате регистрационного сбора. Каких-либо разрешений (лицензий) этот вид предпринимательской деятельности не требует в силу п. 2 настоящей статьи Закона.
Для того чтобы заниматься предпринимательской деятельностью, гражданин должен быть полностью дееспособен, т.е. достигнуть, согласно ч. 1 ст. 21 ГК РФ, восемнадцати лет.
В случае, если человек вступил в брак до достижения восемнадцати лет, он, согласно ч. 2 ст. 21 ГК, становится дееспособным в полном объеме и может также заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.
За несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, эмансипированными несовершеннолетними, в соответствии со ст. 27 ГК, нельзя признать право на индивидуальную трудовую педагогическую деятельность в силу следующих причин: в этом возрасте они еще полностью не могут отвечать за свои действия; человек, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, обязан отвечать за жизнь и здоровье детей, с которыми он занимается, риск в случаях, когда речь идет о жизни ребенка, неуместен.
§ 3. Закон запрещает незарегистрированную трудовую педагогическую деятельность.
Все доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в доход соответствующего местного бюджета.
§ 4. Гражданин, занимающийся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
Взыскание обращается на личное имущество, а также на его долю в общей собственности, в совместной собственности супругов.
Предприниматель может быть признан несостоятельным (банкротом), если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. Эта процедура осуществляется по правилам ст. 25 ГК.
Комментарий к статье 49
§ 1. Статья 49 устанавливает порядок возмещения ущерба, причиненного некачественным образованием.
Неисполнение основной обязанности образовательного учреждения - обеспечение качественной подготовки обучающихся влечет материальную ответственность образовательного учреждения, которая наступает по правилам ст. 49.
§ 2. Материальная ответственность образовательного учреждения наступает при наличии следующих фактов:
1) зафиксирована некачественная подготовка выпускников;
2) образовательное учреждение не аккредитовано;
3) существует рекламация государственной аттестационной службы на качество подготовки обучающихся.
Материальная ответственность образовательного учреждения - разновидность ответственности, установленной для образовательного учреждения в п. 3 ст. 32 настоящего Закона.
§ 3. Иск образовательному учреждению вправе предъявить уполномоченные государственные органы управления образованием. Перечень этих органов дает п. 1 ст. 37 Закона. Это федеральные (центральные) государственные органы управления образованием, государственные органы управления образованием субъектов РФ. В положении об этих органах должно быть записано право предъявлять иск к образовательному учреждению по возмещению дополнительных затрат на переподготовку этих выпускников в других образовательных учреждениях.
§ 4. Государственный контроль за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляет на основе ст. 38 государственная аттестационная служба.
Инициатором направления рекламации образовательному учреждению могут выступать на основании ст. 38: 1) общее собрание родителей (законных представителей) детей, обучающихся в школе; 2) отделение государственной аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения.
По отношению к образовательным учреждениям, реализующим профессиональные образовательные программы, вопрос о рекламациях решается: 1) общим собранием обучающихся; 2) государственной службой занятости населения.
Решение о направлении рекламации принимается высшим органом государственной аттестационной службы.
§ 5. Иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовку выпускников должен содержать расчет необходимых дополнительных затрат, основанный на стоимости переподготовки этих выпускников в других образовательных учреждениях.
Иск подается в суд по месту нахождения (регистрации) образовательного учреждения.
Суд обязан рассмотреть иск в течение двухмесячного срока.
Решение суда является окончательным.