Чения и социализации школьников с расстройствами аутистического
спектра (РАС) на средней ступени». Проект был инициирован Депар&
таментом образования города Москвы и инициативной группой роди&
телей детей с расстройствами аутистического спектра.
В массовой школе был создан класс для детей со сложной структурой
дефекта состоящий из 4&х человек, трое из которых имели расстройства
аутистического спектра различной выраженности. Все дети, поступаю&
щие в 5&й класс, были оценены с точки зрения особенностей овладения
программным материалом начальной школы, особенностей поведения и
наличия у них особых образовательных потребностей и способностей. По
итогам оценки всем детям было рекомендовано совместное обучение в
специально созданном для них классе (см. приложение 2).
До этого у мальчиков был разный опыт обучения в начальном зве&
не. Кто&то обучался на надомной форме обучения, кто&то в шко&
ле Центра психолого&медико&социального сопровождения детей и
подростков, был и опыт обучения в инклюзивном классе массовой
школы. При этом все дети были знакомы между собой, посещали сов&
местные внеурочные занятия в Региональной благотворительной об&
щественной организации «Центр лечебной педагогик», собирались
неформально.
В июне месяце специалисты Института проблем инклюзивного об&
разования МГППУ провели цикл обучающих семинаров для учителей
и специалистов школы, поскольку до этого периода в школе не было
опыта по обучению детей с аутистическими расстройствами.
Для организации оптимального режима адаптации и обучения
классным руководителем детей этого 5&го класса, имеющим опыт рабо&
ты в классе ККО, проводится большая часть уроков по предметам нео&
сновного цикла — история, природоведение, технология, а в первое вре&
мя классный руководитель присутствовал практически на всех уроках.
Постепенно такая стратегия сопровождения детей классным руководи&
телем замещалась самостоятельными уроками педагогов по русскому
языку, литературе, математике и другим предметам. Следует отметить,
что в классе постоянно присутствует тьютор, который сопровождает
всех детей в случае необходимости.
Для детей было выделено отдельное помещение на первом этаже
школы — так как в классе обучается еще и ребенок с нарушениями
опорно&двигательного аппарата (ДЦП), для которого затруднено само&
стоятельное передвижение. Помещение класса специально «зонирова&
но»: помимо собственно учебной зоны около доски, которая занимает
основную часть помещения, есть зона отдыха и игр, зона для чаепития.
Помимо этого было создано специальное расписание. Так, например,
учитывая дальность проживания всех детей от школы, первый урок на&
чинался в 9.30 утра. Это позволяло детям без ненужной суеты и излиш&
ней спешки утром успевать на уроки. Также среда была создана как на&
именее нагрузочный день с точки зрения тяжести предметов.
По прошествии первого месяца обучения педагоги, обучающие де&
тей, и администрация школы провели педагогический консилиум сов&
местно со специалистами ИПИО, целью которого стала оценка особен&
ностей адаптации каждого ребенка за прошедший период, оценка его
продвижения по программному материалу в разных предметных облас&
тях. Помимо этого на консилиуме обсуждался вопрос о необходимости
создания индивидуальных образовательных программ (ИОП) для каж&
дого ребенка по различным предметам.
В октябре&месяце обучение продолжилось, дети посещали школу, за
этот период они уже освоились в стенах и пространстве школы, демон&
стрировали свой интерес к происходящим в школе общим событиям.
А педагоги занимались разработкой ИОП по отдельным предметам.
Психолого&педагогическое сопровождение детей по объективным
причинам не могло быть организовано в самой школе, но, как мы знаем,
все дети посещали Центр лечебной педагогики, где проводились заня&
тия с психологом (индивидуальные), и занятия с логопедом, занятия по
гончарному ремеслу, занятия спортом. Такая практика имеет право на
существование, поскольку в Законе об образовании лиц с ОВЗ г. Моск&
вы сказано, что если в образовательном учреждении находится менее 6&
ти детей с ОВЗ, то их психолого&педагогическое сопровождение долж&
но осуществляться в ППМС&Центре.
По итогам первой четверти все дети были аттестованы по учебным
предметам. Территория их общения значительно расширилась — они
общаются с детьми на переменах, в столовой, ходят на другие этажи.
У мальчиков появились и друзья из других классов. Понятно, что для
преодоления барьеров коммуникации потребовалось много усилий, как
со стороны классного руководителя, так и со стороны других учителей
среднего звена и директора школы.