Дошкольная педагогика детей с расстройствами аутистического спектра

Пространственно-временная организация среды аутичного ребенка.

Значение пространственно-временной организации среды для аутичного ребенка. Организация режима дня аутичного ребенка. Организация пространства вокруг аутичного ребенка.

Коррекция речевого развития ребенка с аутизмом.

Особенности речевого развития детей с РАС. Приемы активизации речи аутичных детей разных групп. Провокация речи, глобальное чтение, развитие диалога.

Игра как средство коррекции аутистического поведения у детей.

Определение игровой деятельности. Особенности игровой деятельности детей с РАС. Этапы игровой коррекции аутистического поведенияребенка раннего возраста. Задачи и содержание этапов.

Обязательная литература:

1. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с.

Дополнительная литература:

1. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Сурдопедагогика», «Специальная дошкольная педагогика и психология» / Л.А. Головчиц. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Владос, 2010. - 319 с.

2. Ляско, Е.В. Развитие речи: от первых звуков до сложных фраз [Текст]: учебно-метод. пособие / Е. Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. – 189 с.

3. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. – 319 с.

4. Микляева, Т.В. Детский сад будущего [Текст]: метод. пособие / Т.В. Микляева, Ю.В. Микляева, С.Н. Толстикова. - М.: Сфера, 2010. - 127 с.

5. Мишина, Г.А., Коррекционная и специальная педагогика [Текст] / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачёва. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. – 144 с.

6.Неретина, Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст]: учеб.-метод. комплекс / Т. Г. Неретина; Моск. психолого-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2010. - 375 с.

7. Синевич, О.Ю. Медико-биологические и психолого-педагогические основы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха [Текст]: учеб.-метод. пособие / О. Ю. Синевич, Е.К. Неелова, Т. Ю. Четверикова. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2013. – 84 с.

Перечень экзаменационных вопросов

В экзаменационном билете 3 вопроса (задания)

Вопрос

(общая педагогика, общая психология,

специальная педагогика, специальная психология)

1. Структура и закономерности процесса обучения.

2. Современная система общего образования.

3. Образовательный стандарт общего образования.

4. Урок как основная форма обучения в общеобразовательной школе.

5. Характеристика современной психологии, как системы относительно самостоятельных отраслей научного знания.

6. Понятие о человеке; формы его взаимодействия с миром.

7. Функциональная и структурная организация психики.

8. Проблема развития в современной психологии.

9. Психологическая характеристика младенчества.

10. Психологическая характеристика раннего возраста.

11. Психологическая характеристика дошкольного возраста.

12. Игра как основной вид деятельности в период дошкольного детства.

13. Психологическая характеристика младшего школьного возраста.

14. Психологическая характеристика подросткового возраста.

15. Психологическая характеристика раннего юношеского возраста.

16. Характеристика социально-психологических явлений.

17. Характеристика основных феноменов педагогической психологии.

18. Психологические аспекты учебной деятельности и её субъекта.

19. Психологические аспекты педагогической деятельности и её субъекта.

20. Современное состояние специальной (коррекционной) педагогики.

21. Становление и развитие системы специального образования.

22. Психология детей с проблемами в развитии как самостоятельная отрасль научного знания.

23. Сущность феномена нарушенного развития в специальной психологии.

24. Проблема закономерностей нарушенного развития в специальной психологии.

25. Сущность феномена компенсации в специальной психологии.

26. Психический дизонтогенез.

27. Сущность депривационных феноменов в специальной психологии.

28. Психолого-педагогическая диагностика как основа коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

29. Основные направления деятельности психологической службы в общеобразовательном специальном (коррекционном) учреждении.

30. Организация деятельности психолого-медико-педагогической комиссии. Дифференциальная диагностика.

Вопрос

(частные методики коррекционной работы с лицами,

имеющими ограниченные возможности здоровья;

специальная (коррекционная) дошкольная педагогика)

1. Методика формирования элементарных математических представлений у детей с особыми образовательными потребностями.

2. Основные методы и формы работы по обучению конструированию на занятиях в дошкольных учреждениях.

3. Отечественная система коррекционно-педагогической помощи детям со сложной структурой нарушения.

4. Воспитания ребёнка со сложной структурой дефекта в семье.

5. Обучение произношению детей с нарушениями слуха по сокращенной системе фонем.

6. Обучение глухих и слабослышащих детей различению на слух речевых и неречевых сигналов.

7. Коммуникативно-деятельностная система обучения языку детей с нарушениями слуха.

8. Условия формирования речи в детском саду для детей с нарушениями слуха.

9. Обучение детей с нарушениями зрения ориентированию в пространстве в соответствии с их возможностями и возрастом.

10. Социально-бытовая ориентировка (СБО)детей с нарушениями зрения.

11. Формы организации психолого-педагогической и коррекционной работы по развитию зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Индивидуально-дифференцированный подход к детям в зависимости от вида, формы и течения глазного заболевания.

12. Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия в специальном детском саду для детей с нарушениями зрения.

13. Содержание работы по коррекции нарушений речи у дошкольников с ДЦП.

14. Основные функциональные обязанности учителя-дефектолога.

15. Виды работы, методы и приёмы обучения изобразительной деятельности умственно отсталых дошкольников.

16. Формирование игровой деятельности у умственно отсталых дошкольников.

17. Концепция коррекционно – развивающего обучения. Основные задачи и психолого-педагогические принципы коррекционно-развивающего обучения дошкольников с ЗПР.

18. Дошкольная сурдопедагогика как область научного знания. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики.

19. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста в семье.

20. Дошкольная тифлопедагогика как область научного знания. Предмет, объект и задачи дошкольной тифлопедагогики.

21. Основные функции специалистов в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

22. Взаимосвязь коррекционно – педагогической и коррекционной помощи с лечебно – восстановительной работой по лечению и улучшению зрения у детей.

23. Предмет, задачи, методы дошкольной логопедии.

24. Логопедическая помощь в системе образования в России.

25. Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций ОДА.

26. Пути активизации познавательной деятельности и обогащения представлений об окружающем дошкольников с ДЦП.

27. Содержание коррекционной работы по формированию продуктивных видов деятельности у детей с ДЦП.

28. Пространственно-временная организация среды аутичного ребенка.

29. Коррекция речевого развития ребенка с аутизмом.

30. Игра как средство коррекции аутистического поведения у детей.

Вопрос

(кейсовое комплексное, практикоориентированное задание)

1.Проанализировать ситуацию. Ответить на поставленный вопрос. Обозначить основные компоненты индивидуального образовательного маршрута для данного ребёнка.

Шестилетняя Таня – ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Девочка была интегрирована в группу нормально развивающихся сверстников. Дети группы обратили внимание на особенности Танинного поведения: она неаккуратно ест, долго не может ответить на поставленный вопрос, соглашается участвовать не во всех играх и т.п. В результате ребята не стали принимать девочку в свои игры, не хотели делиться игрушками, отказывались садиться вместе с нею за стол. Сначала Таня замкнулась в себе, а затем стала отказываться посещать детский сад. Какой выход из создавшейся ситуации может быть найден?

2.Проанализировать ситуацию. Ответить на поставленный вопрос. Обозначить основные компоненты индивидуального образовательного маршрута для данного ребёнка.

Пятилетняя Света посещает специализированный детский сад. В течение последних двух месяцев воспитатель обратил внимание на то, что девочка стала быстро утомляемой. У Светы пропал интерес к играм, она стала индифферентна к общению со сверстниками, с которыми ранее вступала в коммуникативный контакт. Девочка отказывается от индивидуальных коррекционных занятий. Перемены в поведении Светы были замечены также и её родителями. Они обратились за советом, как им быть в данной ситуации, что необходимо предпринять. Что можете посоветовать Вы?

3.Проанализировать ситуацию. Ответить на поставленные вопросы. Указать, какие специалисты входили в состав ПМПК.

Серёжа – ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. На ПМПК Серёжиным родителям сообщили, что мальчику целесообразно посещать специализированный детский сад. Родители мальчика, оставаясь удовлетворёнными рекомендациями ПМПК, обеспокоены тем, что у их сына не сформированы гигиенические навыки, с большим трудом он может самостоятельно одеваться и принимать пищу. Согласны ли Вы с решением ПМПК? Сможет ли Серёжа находиться в условиях специализированного дошкольного учреждения интернатного типа?

4.Проанализировать ситуацию. Ответить на поставленный вопрос. Указать, в помощи каких специалистов постоянно нуждается этот ребёнок. Назвать функции данных специалистов.

В специализированном детском саду проходило открытое занятие для родителей, воспитывающих детей (5 – 6 лет) с ограниченными возможностями здоровья. Через 10 минут после начала занятия Наташа стала индифферентна ко всему происходящему в группе. Внимание девочки рассеянно. Она не отвечает на обращённые к ней вопросы либо даёт случайные и не соответствующие теме беседы ответы. Присутствующая на занятии мать девочки взволнована, делает дочери замечания. Какой выход из данной ситуации следует считать уместным?

5.Ответить на поставленные вопросы. Составить план мероприятия со старшими дошкольниками с нормальным психофизическим развитием по формированию у них толерантного отношения к сверстникам с инвалидностью.

Как Вы понимаете высказывание Н.Н. Малофеева о том, что развитие системы специального образования детерминируется эволюцией отношения государства и общества к лицам с нарушениями в развитии? От чего, на Ваш взгляд, зависит отношение общества к лицам с инвалидностью?

6.Ответить на поставленные вопросы. Назвать все возможные варианты воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ и способы предоставления этой информации его родителям.

Родители не хотят отдавать своего ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья, в специализированный детский сад. По их мнению, ребёнок должен посещать детский сад общего типа, находящийся рядом с домом. Правы родители или нет? Следует ли их переубеждать? Аргументируйте свою точку зрения.

7. Проанализировать ситуацию. Ответить на поставленные вопросы. Предложить модель игровой комнаты (игрового уголка) для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

В специальной (коррекционной) школе проходило родительское собрание. Родители первоклассников обменивались опытом воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одна из матерей сказала, что покупает своей дочери исключительно мягкие игрушки и преимущественно ярких цветов, поскольку они привлекают внимание, приятны на ощупь и безопасны для ребенка, поведение которого может быть непредсказуемым. Согласны ли Вы с данным мнением? Как Вы считаете, какие игрушки более предпочтительны для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья?

8.Ответить на поставленный вопрос. Обосновать свою точку зрения. На примере любой категории детей дошкольного возраста с ОВЗ назвать и обосновать условия формирования игровой деятельности.

Согласны ли Вы со следующим утверждением: «Одной из особенностей игровой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья является игнорирование ими таких атрибутов, как игрушки»?

9. Ответить на поставленный вопрос. Проиллюстрировать данный пример ситуацией из педагогической практики.

Как применительно к детям с ограниченными возможностями здоровья может быть истолковано следующее высказывание: «Долог путь наставлений, краток и убедителен путь примеров» (Луций Сенека)?

10.Ответить на поставленный вопрос. Обосновать свою точку зрения. Обозначить основные компоненты индивидуального образовательного маршрута для данного ребёнка.

За консультацией к воспитателю специализированного детского сада обратилась мать пятилетней Оли. Мать пожаловалась, что её дочь равнодушна к игрушкам. Она не играет, а только манипулирует ими либо периодически рассматривает. Игрушек дома много. Они разнообразны, соответствуют возрасту ребенка. Олина мать указала на две причины, которые кажутся ей наиболее вероятными, хотя она и не уверена в своей справедливости. Первая версия. Возможно, девочка не хочет играть одна. Вторая версия. Может быть, игрушки дочери надоели, их следует сменить? К какому мнению склоняетесь Вы?

11. Оценить данный методический подход. Правомерен ли он?

Педагог-дефектолог ведет групповое занятие со слабослышащими детьми второго года обучения. Педагог понимает значимость работы над произношением на коллективных занятиях и стремится поддерживать речевую активность каждого ребенка. Дефектолог заметил, что один ребенок группы не активен. В связи с этим ребенку предлагается роль «маленького учителя», обосновывая это тем, что данная форма работы рекомендована С.А. Зыковым. «Маленький учитель» должен выйти к доске, где записаны слова с разложением на слоги. Ребенку нужно организовать работу детей группы, заключающуюся в сопряженном и индивидуальном проговаривании записанных слов.

12. Оценить данный подход. Правомерен ли он? Привести примеры речевого материала, который целесообразно использовать на занятиях дефектолога в период подготовки детей к новогоднему празднику.

Дети готовятся к празднику, который будет проходить в ДОУ. У каждого ребенка имеется стихотворение (слова в соответствии с предложенной ролью), с которым он должен выступить на Новогоднем празднике. Речевой материал к празднику не совпадает с тем, который запланирован дефектологом для индивидуальных занятий на ближайшие две недели. Несмотря на это дефектолог занимается отработкой речевого материала к празднику с каждым ребенком.

Наши рекомендации