Глава VII. Психологические основы обучения. 40. Пиаже Ж. Интеллектуальное обеспечение саморазвития / Г.А
40. Пиаже Ж. Интеллектуальное обеспечение саморазвития / Г.А. Цу-керман, Б.М. Мастеров. Психология саморазвития. М.,1995. С. 35-40.
41.Пилипенко А.И. Феномен психологических познавательных барьеров в обучении: опыт теоретического исследования. Курск, 1995.
42.Познавательные психические процессы / Сост. и ред. А.Г. Макла-кова. СПб., 2001.
43.Портнов М.Л., Пидкасистый П.И. Искусство преподавания. М., 1999.
44. Практическая психология образования: Учебник / Под ред.
И.В. Дубровиной, М., 2000.
45.Проскурин В.П. и др. Диагностика развития личности и формирования ученического коллектива: Учеб. пособие. Ярославль, 1997.
46. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка: Учеб. пособие / Под ред. Е.Д. Божович. М., 1999.
47.Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред Е.Д. Божович. М.; Воронеж, 2000.
48.Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. М., 1999.
49.Руденский Е.В. Психология ненормального развития личности. Новосибирск, 2000.
50.Савочкина Т.С. Психология обучения: Учеб. пособие. Тверь, 1998.
51.Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М., 2000.
52.Славина Л.С. Трудные дети / Под ред. В.Э. Чудновского. М.; Воронеж, 1998.
53.Сырникова Н.А. Развитие интеллектуальных функций у школьников: Метод, пособ. В.Новгород, 2000.
54.Талызина Н.Ф. Курс педагогической психологии. М., 2000.
55.Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учеб. пособие. СПб., 1999.
56.Триндер М. Исправление школьного конвейера или Н Л П в педагогике. М., 1995.
57.Учебная деятельность и психическое развитие школьников / Отв. ред. Л.К. Максимов. Нижневартовск, 1994.
58.Учитель и психическое развитие школьников / Под. ред. А.К. Марковой, Т.А. Шиловой. М., 1993.
59.Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. М., 1997.
60.Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1994 (сер. «Теория и практика развивающего обучения»).
61.Формирование и диагностика учебной деятельности школьников / Отв. ред. Л.К. Максимов. Волгоград, 1990.
План-задание для самостоятельной работы329
62.Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. М.; Воронеж, 1998.
63.Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов и др. М., 1996.
64.Хрестоматия по педагогической психологии / Сост. и вступ. очерки А.И. Красило и А.П. Новгородцевой. М, 1995. С. 5-182; 284-386.
65.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М., 2000.
66. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения. М., 1995.
67. Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. М., 1995.
68. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.
ПЛАН-ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Используя методическую процедуру (см. гл. I, план-задание,
п.1), в письменном виде осуществите самодиагностику овладения
ключевыми понятиями по проблемам психологии обучения и вос
питания.
Алгоритм, деятельность, дифференциация обучения, задержка психического развития, задержка умственного развития, знание, идеал, индивидуализация обучения, компьютеризация обучения, метод обучения, оптимизация обучения, навык, неуспеваемость, обучаемость, обучение, одаренные дети, отметка, оценка, ошибка, понятие, проблемное обучение, развивающее обучение, способность, суждение, теоретическое обобщение, теория поэтапного формирования умственных действий, трудности обучения, умозаключение, умственное действие, умственное развитие, учебная деятельность (учение), учебная задача, учебное действие, учебно-познавательная потребность, форма, умение, эмпирическое обобщение, эффективность обучения.
2. Ознакомившись с материалом по диагностике уровня раз
вития мышления учащихся IV—V классов, определите способ ре
шения (эмпирический или теоретический), которым воспользо
вались ваши испытуемые1 [86, 130].
1 Описание методики взято из кн.: Изучение личности школьника и составление психолого-педагогической характеристики / Сост. З.И. Гри-шанова. Кишинев, 1985. С. 32, 33. (Методика А.З. Зака.)