Интеллектуальное развитие ребенка, по Ж. Пиаже.

Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Ж. Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру.

Для характеристики функционирования механизма развития Ж. Пиаже применял модель взаимодействия и единства двух функций: ассимиляции и аккомодации.

Ассимиляция – стремление изменить новую задачу и подчинить ее уже имеющейся у ребенка схеме действия.

Аккомодация – процесс изменения готовых схем действия так, чтобы можно было применить к новой задаче.

Классификация стадий развития интеллекта.

Период Подпериод Стадии Возраст
1. Сенсомоторный интеллект А. Центрация на собственном теле 1. Упражнение рефлексов. Рефлекс сосания изменяется после упражнений. Лучше сосет грудь, соску, свои пальцы, предметы 2. Первые навыки и первые круговые реакции. Поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движения предмета, пытается схватить игрушку. Сосредоточен на собственных действиях. В основе навыка – повторяющиеся действия. 3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции. Ребенок встряхивает погремушку. Он сосредоточен на изменениях звука, вызванных его действием. Желание продлить интересное. 0-1 мес.   1-4.5 мес.     4.5-8(9) мес.
  Б. Объективация практического интеллекта. 4. Разделение средств и цели. Начало практического интеллекта. Дима случайно просунул погремушку сквозь прутья кроватки, уронил – новое впечатление. Он его повторяет и закрепляет в новую схему действия. 5. Разделение схемы действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств для достижения цели. Ребенок уже специально изменяет действия, чтобы посмотреть, к каким результатам это приведет. Он активно исследует. 6. Начало интериоризации схем и решение некоторых проблем путем дедукции. После проб и ошибок ребенок комбинирует действия, приходит к правильному решению. Катя держит в одной руке мяч, а в другой – куклу. Подходя к двери, кладет их на пол. Заметив, что дверь их задевает, перекладывает их на другое место. 8(9)-11(12) мес.     11(12)-18 мес.     18-24 мес.
2. Конкретные операции. А. Предоператорный интеллект. Неспособны к доказательству, рассуждению   Б. Конкретные операции. Рассуждают, доказывают с опорой на наглядность. 1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия. 2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие. 3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененное представление.   4. Простые операции (классификация, сериация, соответствие). 5. Система операций (система координат, проективные понятия) 2-4 г.   4-6 л.   6-8 л.     8-10 л.   9-12 л.
3. Формальные операции А. Становление нормальных операций.     Б. Достижение формальных операций 1. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика. Освобождение от конкретной привязанности к объектам. Формируются научные понятия.   2. Структура «решетки» и группа четырех трансформаций (прямая и обратная операция, операция реципроктности, коррелятивная операция) 12-14 л.     13-14 л.


Согласно концепции Ж. Пиаже (1966 г.), развитие когнитивных процессов представляет собой результат постоянных попыток человека адаптироваться к изменениям окружающей среды. Внешние воздействия заставляют организм либо видоизменять существующие структуры активности, если они уже не удовлетворяют требованиям адаптации, либо, если это понадобится, вырабатывать новые структуры, т. е. приспособление осуществляется с помощью двух механизмов: 1) ассимиляция, при которой человек пытается приспособить новую ситуацию к существующим структурам и умениям; 2) аккомодации, при которой старые схемы, приемы реагирования модифицируются с целью их приспособления к новой ситуации.

Пиаже выделяет три главные стадии развития познавательных процессов:

сенсомоторная стадия— становление и развитие чувствительных и двигательных структур (первые два года жизни ребенка);

стадия конкретных действий (от 2 до 11 лет): слова все больше начинают означать конкретные предметы, а действия постепенно интериоризуются. Так развивается мышление. Вначале это мышление носит лишь субъективный характер: оно сосредоточено на том, что ребенок видит или знает, а не на действительности самой по себе. Таким образом, мышление ребенка на этой стадии эгоцентрично, однако оно позволяет ему манипулировать предметами, сравнивать их, классифицировать, осуществлять над ними конкретные операции. И лишь к 10 годам ребенок приобретает способность объективно истолковывать конкретную действительность.

Эта способность еще больше повышается на третьей стадии формальных операций, когда развивается абстрактное мышление и все возрастающую роль начинают играть гипотезы и дедуктивные заключения, развивается понятийное мышление, позволяющее подростку представлять себе настолько далекие от конкретного опыта числа, как миллиард, факты из далекого прошлого или усваивать сложные классификации по биологии и т. п. Согласно Пиаже, эта стадия достигает полного развития к 14—16 годам. Однако во многих исследованиях было показано, что только часть людей (25—50%) действительно может мыслить абстрактно.

Ж. Пиаже выделил четыре основных периода развития интеллекта вслед за образованием сенсомоторного интеллекта и появлением языка, или «символической функции», делающей возможным его усвоение, что происходит, по его мнению, от полутора до двух лет. Соответственно от 1,5 до 2 лет начинается период, который тянется до 4 лет и характеризуется развитием символического и допонятийного мышления;

в период от 4 до 7—8 лет образуется, основываясь на предшествующем, интуитивное (наглядное) мышление, прогрессивные сочленения которого вплотную подводят к операциям;

с 7—8 до 11—12 лет формируются конкретные операции, т. е. операциональные группировки мышления, относящиеся к объектам, которыми можно манипулировать или которые можно «схватить» в интуиции;

с 11—12 лет и в течение всего юношеского периода вырабатывается формальное мышление или понятийное мышление, группировки которого характеризуют зрелый, рефлексивный интеллект».

Исследования Пиаже позволили выделить в каждой стадии свои подстадии, или фазы.

Интеллектуальное развитие ребенка, по Ж. Пиаже. - student2.ru Сенсомоторная стадия включает шесть подстадий:

Врожденные рефлексы (1-й месяц жизни) — рефлексы сосания, мигания, хватания вызываются внешними стимулами.

Моторные навыки (с 1 до 4 месяцев) — формируются условные рефлексы в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой (схватывание бутылочки с соской и т. п.).

Циркулярные реакции (с 4 до 8 месяцев) — развитие координации между перцептивными системами и моторными движениями (хватание веревки, вызывающей сотрясение погремушки, с целью заставить ее греметь).

Координация средств и цели (с 8 до 12 месяцев) — действия ребенка все более преднамеренны, направлены на достижение своей цели.

Случайное открытие новых средств (с 12 до 18 месяцев), — потянув скатерть, можно достать лежащие на столе предметы, и т. п.

Изобретение новых средств (с 18 до 24 месяцев) — поиск новых решений для достижения целей, доставание желаемых предметов, решение 2—3-фазных задач.

Сенсомоторная стадия характеризуется функционированием наглядно-действенного мышления и становлением наглядно-образного мышления.

Стадия конкретных операций включает:

1. Предоперационный уровень (с 2 до 5 лет) — для него характерно развитие образного символического мышления, позволяющего ребенку представлять себе объекты с помощью мысленных образов и обозначать их названиями или символами. Мышление ребенка существенно отличается от мышления взрослого и по форме, и по содержанию. Для структуры мышления ребенка свойственны главные особенности: эгоцентризм и синкретичность. Эгоцентризм мышления проявляется в том, что ребенок воспринимает мир как свое продолжение, имеющее смысл только в плане удовлетворения его потребностей, не способен взглянуть на мир с точки зрения другого человека и уловить связь между предметами (например, ребенок звонит по телефону бабушке и говорит: «Бабушка, посмотри, какая у меня красивая кукла!»). Синкретизм - мышления проявляется в том, что реребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать между собой и с целым, «все перепутано без разбору», не может установить связи между разными элементами ситуации, поэтому не может объяснить свои действия, привести доводы в пользу того, что утверждает, путает причины и следствия. Согласно Пиаже, мышление ребенка характеризуется также «детским реализмом» (например, рисует не то, что видит, а то, что знает, отсюда «прозрачность» детских рисунков), анимизмом (проецирует свое «Я» на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки я т. п.), артифициализмом (ребенок убежден, что все сущее создано по воле человека и предназначено для служения ему: например, на вопрос «Что такое солнце?» отвечает: «Это чтобы нам светить», на вопрос «Что такое мама?» — «Это кто готовит еду»).

2. Начальный уровень конкретных операций (с 5—6 до 7—8 лет) — ребенок приобретает способность к расположению объектов по уменьшению размеров и их классификации (например, картинки птиц — к группе птиц, рыб — к рыбам), формируется представление о сохранении материала.

3. Сформированный уровень конкретных операций (с 8 до 11 лет) — формируются представления о сохранении массы и объема, представление о времени и скорости, а также об измерении с помощью эталона.

Стадия формальных операций (с 11—12 до 15 лет) — мыслительные операции могут осуществляться без какой-либо конкретной опоры, формируется понятийное и абстрактное мышление, функционирующее с помощью понятий, гипотез и логических правил дедукции.

Развитие логики мышления, по Ж. Пиаже, есть развитие операций, «... действия, которые перенесены внутрь, обратимы и скоординированы в системе, подчиняющейся законам, которые относятся к системе как целому», где обратимость как перевод в противоположное действие (например, соединение в разъединение) является основополагающей категорией. Построение операций, по Ж. Пиаже, проходит четыре стадии: 1) «моторные действия», в которых только вырисовывается определенная тенденция к обратимости; 2) дооперациональный период, характеризующийся обратимостью только сенсомоторных действий; 3) конкретные операции, когда «логические операции вырастают как продукт координации действий соединения, разъединения, упорядочивания и установления соответствий, обретших форму обратимых систем», и, наконец, 4) пропозициональные, или формальные, операции... «когда у ребенка формируется логика взрослого». Работы Пиаже показали, что развитие интеллекта состоит в переходе от эгоцентризма через Децентрацию к объективной позиции ребенка по отношению к внешнему миру и себе самому.

Наши рекомендации