Закрепление слухового образа звука [л] в изолированном звучании

Игровые задания: «Гудок парохода», «Сирена милицейской машины», «Гул самолета».

Автоматизация звука [л] в слогах

Занятие 1

Автоматизация звука [л] в обратных слогах

Оргмомент

Релаксационные упражнения. «Деревянный Буратино (почувствовать напряжение) и резиновая кукла Лола» (расслабление).

Развитие моторики пальцев рук

Массаж или самомассаж

Развитие артикуляционной моторики

Выполнение артикуляционных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Упражнения на развитие мимики, речевого дыхания и голоса

— Однажды Слоненок захотел побывать в гостях у Волчонка. Он поспешил на пароход. «Пароход гудит». (Произношение звука [л] низким голосом.) Слоненок опаздывает. (Выразить огорчение.) Успел к отходу парохода. (Выразить радость.)

Произнесение слоговых сочетаний

Игровое задание

«Волчонок знакомится со Слоненком».

— Ыл-ыл-ыл. (робко) — Ул-ул-ул. (опечалено)

— Ал-ал-ал. (смущенно) —Ал-ол-ил-ул. (уверенно)

— Ил-ил-ил. (весело) — Ул-ал-ол-ил!(радостно)

— Ол-ол-ол. (огорченно) — Ыл-ул-ул-ыл. (сердито)

Развитие фонематического восприятия

— Покажем Слоненку и Волчонку, как мы умеем слушать звуки и обозначать их кружочками.

Определение позиции звука [л] в слогах ал, ол. Обозначение слогов ал, ол, цветовыми символами.

— Повтори слоги ыл-ол-ал. Послушай еще раз: ыл-ол. Какой слог исчез из слогового ряда?

— Какой слог лишний в слоговом ряду ал-ол-ул-ив?

«Какого слога не хватает?» Вок...(зал), пе...(нал), хо...(дил), во...(зил).

Определение позиции звука [л] в словах лампа, кукла, стул, лом. Обозначение места звука в «звуковом домике» или на «звуковой дорожке».

Отстукивание ритмического рисунка слов ласточка, стул, лампа.

Ознакомление с буквой л

Занятие 2

Автоматизация звука [л] в слогах (интервокальное положение)

Оргмомент

Развитие пространственного и слухового восприятия.

— Откуда показалась летающая тарелка?

Определить направление звука (сигнал).

Релаксационные упражнения. Изобразить инопланетян-роботов (напряжение) и живых инопланетян (расслабление).

Развитие моторики пальцев рук

Массаж или самомассаж

Развитие артикуляционной моторики

Выполнение артикуляционных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Упражнения на развитие мимики, речевого дыхания и голоса

Игровое задание

«Приземляется и гудит летающая тарелка». Произнесение звука [л] низким голосом. «Сирена космического корабля» — высоким голосом.

Мимические упражнения. Изобразить удивление инопланетян, испуганных детей, оказавшихся рядом с летающей тарелкой.

Игровое задание

Произнесение слоговых сочетаний от лица инопланетян Аллана и Лолы.

— Ала-ала-ала. (испуганно)

— Ылы-ылы-ылы. (настороженно)

— Алы-алы-алы. (удивленно)

— Алы-алу-ало!(радостно)

— Ала-ало-алу. (грустно)

— Ала алы. (с сожалением)

Развитие фонематического восприятия

Определение позиции звука [л] в слогах ла, ал, ала. Обозначение слогов ыл, ил, ул цветовыми символами.

— Скажи Аллану и Лоле, где слышится звук [л].

Определение позиции звука [л] в словах пол, зал, потолок, лампочка. Обозначение места звука в «звуковом домике».

Работа с буквой.

— Покажите Аллану и Лоле букву л. Выложите букву из элементов.

Занятие 3

Автоматизация звука [л] в прямых открытых слогах

Оргмомент

Релаксационные упражнения.

— Изобразите заводную куклу (шея, мышцы плечевого пояса и рук напряжены). Испортилась батарейка, и заводная кукла уже не может выполнять эти действия (расслабление).

Развитие пространственного восприятия

«Слушай и выполняй».

— Изобразите заводных кукол. Я отдаю команды, а вы выполняете. Поднимите правую руку, положите левую руку на левое плечо, хлопните два раза над головой.

Развитие моторики пальцев рук

Массаж или самомассаж

Развитие артикуляционной моторики

Выполнение артикуляционных упражнений с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Наши рекомендации