Создание слухового образа звука

Занятие 1

Развитие пространственного восприятия. Релаксация
Птицы готовятся к полету. У них сильные крылья (напряжение). Имитация полета (расслабление).
— Посмотри и скажи, какая птица находится перед тобой. Оглянись и посмотри, кто находится за тобой. Кого ты видишь слева, справа?
Развитие моторики пальцев рук
Сорока

Сорока, сорока.
Сорока-белобока.
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей скликала.
Гости во двор —
Кашу на стол.
Этому — на тарелочке,
Этому — на блюдечке,
Этому — в чашечке,
Этому — в мисочке,
А этому ничего не дала.
— Ты воды не носил,
Ты каши не варил.
— Вот тебе ложечка
Свари себе кашку.
Тут пень,
Тут колода,
Тут дрова,
Тут горячая вода.

Массаж или самомассаж
Упражнение на дыхание
Выработка правильного диафрагмального дыхания.
Игровое задание «Мячик — ямочка».
— Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух — образовалась ямочка.
Статическое упражнение на развитие ротового выдоха «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». Дутье на листочки.
Мимико-артикуляционные упражнения
— Изобрази грустных аистов. Им не хочется покидать родные края. Улыбнись им, передай свое хорошее настроение.
Упражнения для губ
«Птенчики широко открыли клювы и просят пищу». Открыть широко рот, как при произнесении звука [а]. Челюсти и зубы напряжены и неподвижны, зубы открыты на ширину 1,5 пальцев. Язык уложить на дно ротовой полости. Удерживать это положение под счет до 5, затем до 7. Закрыть рот.
«Зеленый дятел прощается с соловьем». Произнести звукосочетания киэй-киэй-киэй. Раскрыть рот, улыбнуться, обнажив все зубы. Удерживать губы и зубы в таком положении под счет до 5, затем закрыть рот.
Упражнения для языка
«Язычок пролезает сквозь дверную щелочку. Он хочет попрощаться с птицами». Покусывание кончика языка зубами с выдвижением его вперед.
«Клювы разных птиц». Показать, какой широкий клюв у утки. Широко открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 5—7.
«Клюв аиста». Высунуть изо рта узкий и острый язык. В случае за-труднений предложить ребенку дотянуться языком до конфеты или другого предмета.
Развитие голоса и переключаемости органов артикуляционного аппарата
«Песенки птенчиков».
— Как-то раз, летом, на лесной полянке птенчики учились петь.
Произнесение звуков: а-ааа, о-оооо, ууууу, ыыыыы с утрированной артикуляцией; с изменением силы и высоты голоса.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук». Произносятся звуки [с], [з], [л], [з], [ш], [ж], [л] и др. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит звук [л].
Есть ли звук [л] в словах лунь, ласточка, упал, махал, дятел, соловей?

Занятие 2

Развитие пространственного восприятия
На столах разложены овощи или муляжи.
— Посмотри и скажи, что ты видишь впереди, что находится сзади, что справа, слева от тебя. Где росла морковь — в земле или на кустах?
Релаксация
— Я превращаю вас в овощи. Сажаю рассаду. Растения растут, тянутся к солнышку (напряжение). Солнце припекло, овощи завяли (расслабление).
Развитие моторики пальцев рук
Пять веселых пальчиков пошли на огород.
Дел у них немало, дел невпроворот:
Сорвать помидоры, выкопать картошку,
Выдернуть морковку,
Срезать укроп и сорвать горох.
Упражнения на дыхание
Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом.
Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. «Ветер гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [у] на одном выдохе.
Мимико-артикуляционные упражнения
«Какой большой арбуз!» Выразить удивление с произнесением звука: «О-о-о-о-о!».
«Коза в огороде».
— Изобрази хитрую козу, которая решила полакомиться капустой. Покажи, как рассердилась хозяйка на козу. Изобрази страшное огородное пугало, покажи, как его испугались вороны.
Передай эмоциональное состояние мамы, чистящей и режущей лук. Покажи, как удивился дедушки, увидев огромную репу на своем огороде.
Упражнения для губ
«Сердитые сторожа». Хозяйка посадила сердитого пса сторожить огород. Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав.
«Сердитый бульдог». Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
«Широкая труба». Щенок увидел вот такую широкую трубу и решил туда залезть. Зубы сомкнуты, губы вытянуты широкой «трубочкой».
Упражнения для языка
«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и закрыть им верхнюю губу.
«Вкусный арбуз». Съели арбуз, облизываем губки. Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.
«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок». Загнуть кончик языка, поднять за верхние зубы и удерживать его в таком положении под счет до 4—5.
«Луковые перышки».
— Покажи, какие острые перышки у лука.
Высунуть изо рта узкий и острый язык и удерживать в таком положении под счет до 5.
«Лопата». Будем копать картошку. Нужна лопата. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать под счет до 5.
Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
«Огородные пугала учатся говорить, а потом поют песни». Произнесение звукового ряда а-у-о, о-и ы, а-у-о-и.
Развитие фонематического восприятия
«Поймай звук». Выделение звука [л] из слогового ряда за, ла, шу лу чи, лы.
Определение позиции звука [л] в словах лук, баклажан, лопата, копал, ровнял, убирал.
Где слышится звук [л] в слове лук? Обозначение звука [л] цветовым символом. Положить кружок синего цвета на полоску бумаги с метками, обозначающими начало, середину и конец слова.

Занятие 3

Развитие слухового восприятия
Игры «Молчанка», «Что услышал?», «Что звучало?».
Упражнения на дыхание
Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), выдох ртом.
Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху.
«Пароход гудит». Приоткрыть рот и длительно произносить звук [ы] на одном выдохе.
Развитие моторики пальцев рук
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог:
— Тук-тук-тук.
Мимико-артикуляционные упражнения
— Передай с помощью мимики свое настроение, состояние, намерение и отношение к другому человеку.
приятно — неприятно радостен — расстроен
доволен — недоволен сердит — добр
счастлив — несчастен возмущен, яростен — добр
смел — труслив огорчен — весел
бесстрашен — испуган измучен — бодр
спокоен — рассержен послушен — непослушен
весел — печален
Упражнения для губ
«Сердитый бульдог». Поднимание верхней губы. Показать только верхние зубы. Можно произносить звукосочетания ав-ав-ав-ав (низким голосом).
Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.
«Большая круглая баранка». Зубы сомкнуты, губы вытянуты широкой «трубочкой».
«Маленький бублик».
Упражнения для языка
«Стрелки часов». Круговые движения языка по поверхности губ слева направо, а потом наоборот.
«Язычок идет в гости к носу». Широкий кончик языка поднять к носу и опустить на нижнюю губу.
«Зубки-царапки». Поцарапать верхними зубами загнутый вверх кончик языка.
«Язычок пришел в гости к зубкам». Широко открыть рот, кончик языка прижать к верхним зубам и удерживать под счет 5—7.
«Жало комарика».
Чередование упражнений «Жало» — «Лопатка».
Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
«Дразнилки Буки и Бяки». Произнесение слогов би-бя, бе-бю, би-бя-бе, бю-бе-бя тихим и громким голосом, весело и печально.
Развитие фонематического восприятия
«Поймай звук». Выделение звука [л] из слогового ряда за, ла, шу, лу, чи, лы.
Определение позиции звука [л] в словах ладошка, лампа, лампочка.

Занятие 4

Развитие слухового восприятия
«Угадай звуки». Угадывание звуков, производимых логопедом за ширмой (игра на музыкальных инструментах).
Упражнения на дыхание
«Жеребенок Фырка фыркает». Набрать в легкие воздух и с силой выдувать его, заставляя вибрировать губы.
— Заблудился Бельчонок. Поможем маме Белочке найти его. Позовем его: «Ау!» Не слышит Бельчонок. Покричим: «А-о-у! А-и-э!»
Мимико-артикуляционные упражнения
«Гриб-сморчок». Сморщить лицо. Растянуть мышцы лица. Нахмурить брови. «Сердитый Старичок-лесовичок».
«Добрые и злые волшебники». «Ругаемся — миримся».
Упражнения для губ
«Прятки». «Губки спрятались». Крепко сжать напряженные губы так, чтобы они превратились в тонкую ниточку. Удерживать губы в таком положении под счет до 3, потом пофыркать.
«Покажем и спрячем все зубки». Оскал с последующим смыканием губ.
«Зубки играют в прятки».
— Покажем сначала верхние зубки, а нижние спрячем. Теперь спрячем верхние зубки, а нижние покажем.
«Замесим тесто для баранок». Движения губами с включением щечных мышц.
«Большая и маленькая баранка». Чередование широкой и узкой «трубочки».
Упражнения для языка
«Язычок играет в прятки с верхней губой». Закрыть широким языком верхнюю губу, затем пощелкать, открывая и закрывая рот.
«Чашечка» снаружи рта.
— Я принесла вам угощение. Приготовьте чашечку. Сегодня у вас получилась глиняная чашечка, с толстыми краями.
Чередование упражнений «Жало» — «Лопатка».
Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
Произнесение слоговых сочетаний. «Дразнилки Бельчат». Произнесение слогов бы-ба, бу-бо; ба-бу-бы; бу-бы-бо тихим и громким голосом, весело и зло.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук [с]». Слова сани, клубника, радуга, стол, стул, коза, мак, гол, Маша.
«Правильно — неправильно». Произносится ряд слов правильно и с измененным составом звуков, например: кукла, вукла, кулак, булак, лоб, ноб, а дети отвечают, правильно или неправильно сказано слово.
Определение позиции звука.
— Где слышится звук [л] в словах лук, луковица? Где слышится звук [л] в словах стол, стул?

Занятие 5

Развитие слухоречевой памяти. Выполнение инструкций из 2—3 действий
— Подойди к столу, возьми обезьянку, посади ее на стул и сядь сам к зеркалу.
Мимико-артикуляционные упражнения
«Обезьянки-кривляки». Выполнение упражнений по подражанию. Прищур глаз, попеременное открывание и закрывание глаз и др. Выразить испуг, радость, огорчение и другие эмоции.
Упражнения для губ
Изобразим обезьянку. Подвести язык под верхнюю губу. Затем опус-тить язык под нижнюю губу.
Поднимание и опускание обеих губ в 4 приема. Верхнюю поднять, нижнюю опустить. Нижнюю поднять, верхнюю опустить.
«Банан и апельсин». Обезьянка любит бананы и апельсины. Угостим ее. Улыбнуться, сомкнуть губы (банан), вытянуть губы широкой «трубоч-кой» (апельсин). Чередование широкой и узкой «трубочки».
Упражнения для языка
«Обезьянка качается на лианах». Широкий язык сначала поднимается к носу, а затем опускается к подбородку.
«Сообщение вожака обезьянам об опасности».
— Знаете, как обезьянки подают сигналы об опасности?
«Болтушка». Рот открыт, губы не закрывают зубов. Зубы разомкнуты на ширину пальца, челюсти неподвижны. Быстро водить по небу (с включением голоса) напряженным загнутым кончиком языка.
Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
«Обезьянки ругаются и мирятся». Произнесение слоговых сочетаний мна-мна-мна, мно-мно-мно (шепотом, тихо и голосом умеренной силы); мну-мны, мно-мны, мна-мно-мну (недовольным и довольным и тоном).
Развитие фонематического восприятия
Игра «Поймай звук [л]». Произносятся звуки [р], [л], [ш], [л], [ж], [л]; слоги ры, лы, ша, ла, ру, лу, ло, ро, а затем слова роза, лампа, лужа, радуга, пальма, а ребенок поднимает руку или хлопает в ладоши, услышав звук [л].
Определение позиции звука.
— Где слышится звук [л] в слове солнышко? В слове прыгала! В слове упал!

Занятие 6

Развитие пространственного восприятия
«Где звучал колокольчик?» Ребенок закрывает глаза, а педагог производит действия с колокольчиком, меняя местоположение.
Релаксация
«Ежик свернулся в клубочек».
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ежика коснулся.
Ежик встал и потянулся.
Упражнения на дыхание
Статическое упражнение. Сдувание бабочек. Чья бабочка улетит дальше?
«Песенки лесных зверят».
— Собрались на лесной полянке Лисенок, Зайчонок, Волчонок и Медвежонок и запели песенки.
Произнесение та-э-и; а-э-и; а-э-и; а-э-и на одном выдохе.
Мимико-артикуляционные упражнения
«Испуганный зайчик, храбрый ежик, забавный медвежонок, хитрый лисенок».
Упражнения для губ
«Поедем на лошадке». Цоканье с переменным темпом. Расстояние между зубами должно быть не менее 1,5 пальцев, челюсть неподвижна.
— Встретили друга, улыбнемся ему. Улыбка.
— Друг подарил нам дудочку, поиграем на ней.
Чередование упражнений «Улыбка» и «Широкая трубочка». «Качели».
— Увидели качели и захотели покачаться.
Поднимать и опускать кончик языка, касаясь верхней и нижней десны.
«Индюк болбочет». Открыть рот. Поднять язык к верхней губе и производить быстрые движения языком вперед-назад, не отрывая язык от верхней губы. Сначала производить медленные движения, потом темп убыстряется и добавляется голос.
Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и согласованной работы губ и языка
«Зверята разговаривают между собой». Лисенок, Ежонок, Зайчонок и Волчонок разговаривают между собой. Произнесение слоговых сочетаний фта-фто, фту-фты, фта-фто-фту ласковым и сердитым, спокойным и возмущенным голосом.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука.
— Где слышится звук [л] в словах белка, дупло, галка, елка, иголка?
Выбрать из ряда других предметов игрушки, в названии которых есть звук [л].
Различение слов. Покажи, на какой картинке лак, а на какой — рак.
Игра «Правильно — неправильно». Произносится ряд слов правильно и с измененным составом звуков, а дети отвечают, правильно или неправильно сказано слово.

Постановка звука [л]

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [л]

При произношении звука [л] губы принимают положение последующего гласного. Расстояние между верхними и нижними резцами 2—4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов (но может занимать и более нижнее положение). Между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель для прохода воздушной струи. Корневая часть языка поднята и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность.

Создание слухового образа звука

Игровые приемы
— Послушай, как звучит сирена пожарной машины. Милицейская машина подает такой сигнал.
Произносится многократно звук [л].
Формирование зрительного образа звука (л]
Показ артикуляции звука. Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции
Формирование кинестетического образа звука
Предложить ребенку поднести ладонь ко рту логопеда и ощутить теплую воздушную струю сбоку рта. Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Пальцы правой руки плотно сжать и придать им форму «ковшика» — это наш язычок. Слегка согнуть пальцы левой руки (это как будто наш ротик), затем прикоснуться пальцами правой руки (это как будто наш язычок) к месту соединения пальцев с правой ладонью. Обратить внимание на зазор между ладонями. Эти щелочки с обеих сторон нужны для выхода воздушной струи.
Использование игрушек (обезьянка или какая-либо другая).
— Посмотри, как обезьянка поднимает язычок за верхние зубы.

Постановка звука [л] по М.Е. Хватцеву (1959)

Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка («жало») к шейкам верхних зубов, тянуть звук [а] громко и нараспев. Одновременно на фоне [а] поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.

Постановка звука [л] по Р.Е. Левиной (1965)

1. Зажать кончик языка между зубами и, не меняя положения языка, протяжно произнести звук [а] или [ы]. Логопед артикулирует перед зеркалом без голоса. При этом положении речевых органов может получиться протяжный звук [л].
2. То же упражнение полезно проделать сначала шепотом с усиленным выдохом, обращая внимание на струю воздуха, выходящую по бокам рта. В случае затруднения предложить ребенку зажать зубами широко просунутый между ними язык и выдыхать воздух таким образом, чтобы раздувались щеки. Добившись цели, следует включить голос. Сначала слышится звук [л] с примесью шума, который в ходе дальнейшей работы постепенно исчезает.
3. Полученная правильная артикуляция звука [л] закрепляется в слогах с гласным [а], сначала в закрытом слоге (ал), затем между гласными (алла) и, наконец, в открытом слоге (ла). Далее включаются слоги с гласными [ы], [о], [у] (алы, ало, алу, лы, ло, лу и т. д.).
4. В случае затруднения в образовании боковых щелей следует использовать зонд или круглую пластмассовую палочку, которые укладываются поперек языка. Ребенку предлагается поднять кончик языка к верхним зубам и произносить звук [ы]. Таким образом может получиться протяжный звук [л]. При этом выдыхаемый воздух устремляется в проходы между боковыми краями языка и верхними коренными зубами, образуемые с помощью зонда или палочки.

Наши рекомендации