Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.
Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей.
Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя. В качестве примера можно вспомнить Квазимодо ( «Собор Парижской богоматери» В. Гюго), урода с благородной, возвышенной душой.
Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия.
Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения — обилию метафор, поэтических эпитетов и символов.
Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья — солнце, любви — огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный — печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости — волна морская, бесчувственности — камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.
В. А. Жуковский. Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783–1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования — любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии «Вечер» поэт так воспроизводил скромную картину родного края:
Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,
Простершись на траве под ивой наклоненной,
Внимаю, как журчит, сливался с рекой,
Поток, кустами осененный.
Чуть слышно над ручьем колышется тростник,
Глас петела вдали уснувши будит селы.
В траве коростыля я слышу дикий крик…[135]
Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского: «Людмила» ,баллады «Громобой» (1810), «Светлана» (1808–1812). Они были написаны поэтом на сюжеты, взятые из русской средневековой жизни, изобилуют описаниями народного быта, обрядов, в частности святочных гаданий:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали, кормили
Счетным курицу зерном.
Ярый воск топили,
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны,
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.[136]
Поэт тонко и впечатляюще изображает взволнованное состояние девушки, томимой тревогой за судьбу любимого и страхом перед ночными чудесами:
Вот красавица одна
К зеркалу садится.
С тайной робостью она
В зеркало глядится,
Темно в зеркале, кругом
Мертвое молчание.
Свечка трепетным огнем
Чуть лист сиянье…
Робость ей волнует грудь,
Страшно ей назад взглянуть,
Страх туманит очи.
С треском пискнул огонек,
Крикнул жалобно сверчок,
Вестник полуночи.[137]
Изображение чудесного и таинственного в балладах Жуковского, доставляющее, по выражению Белинского, «сладостно-страшное удовольствие», определило необычайный успех его произведений.
Популярность поэта обратила на него внимание высшего общества и самого царя. Он был приближен ко двору. Так началась длительная придворная служба Жуковского. Сначала он стал чтецом вдовствующей императрицы, затем учителем невесты великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I), позднее — учителем его сына.
В годы нелегкой придворной службы Жуковский не хлопотал о личной карьере, он стремился наряду со знаниями передать членам царской семьи идеи гуманизма и просветительства. И хотя молодые друзья упрекали подчас поэта в том, что его талант начинает меркнуть в придворной атмосфере, они никогда не сомневались в его человеческой порядочности и душевных качествах.
О степени доверия Жуковскому знавших его людей говорит тот факт, что декабристы (в частности Н. Муравьев) сообщили ему о существовании «Союза благоденствия» и звали присоединиться к ним. Жуковский отказался, но зная о заговоре, не выдал друзей, несмотря на свою близость ко двору.
В молодости Жуковский активно участвовал в литературной жизни. В начале XIX века он был членом «Дружеского литературного общества», куда входили Андрей Тургенев, Мерзляков, Воейков и др., затем секретарем «Арзамаса». Его природная общительность, остроумие, склонность к шутке ярко отразились и в протоколах этого общества и его письмах к «арзамасцам».
Устраивал Жуковский и собственные «пятницы» и «субботы», на которые собирались друзья, писатели и музыканты. Это время осветилось для него сердечной дружбой с Пушкиным, постоянным защитником которого он оставался до конца жизни поэта. Он добивался смягчения участи опального Пушкина, ходатайствовал за него перед Александром I и Николаем I. Много делал Жуковский и для других литераторов. Он добился освобождения от солдатчины Баратынского, выкупа из крепостной неволи Шевченко, возвращения из ссылки Герцена, защищал Н. И. Тургенева, И. В. Киреевского, помогал Н. В. Гоголю.
Взгляды поэта даже в молодости были далеки от радикализма, позднее он осудил восстание на Сенатской площади. Но в то же время пользовался любым случаем, чтобы облегчить участь ссыльных. Будучи противником «тиранства», угнетения человека человеком, он смелым гражданским поступком доказал верность своим убеждениям, освободив своих крепостных. В архиве его хранятся письма никому не известных, бедных людей, просивших его о заступничестве, — среди них были сироты, вдовы, крепостные. Жуковский помогал и сохранил их письма.
В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания («Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна»).
«Эпоха Жуковского» в русском литературном романтизме заканчивается вместе с 20-ми годами XIX века, но значение его творчества непреходяще. Помимо поэтического наследия поэта, большой заслугой Жуковского являются его достижения в области русского стихосложения. В этом отношении он может считаться одним из зачинателей новой, национальной школы русской литературы. Белинский справедливо заметил, что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Во второй четверти 19 века начал утверждаться реализм. В России основоположником стал Пушкин. (Евгений Онегин)
Но наиболее ярким романтическим периодом в творчестве великого русского поэта были годы, проведенные в южной ссылке. Пушкин в это время в своих вольнолюбивых стихах воспевал героику борьбы за свободу. Поэта привлекало необыкновенное — в природе, человеке, нации, явления величественные и прекрасные, как позднее он писал в «Евгении Онегине»:
В ту пору мне казались нужны
Пустыни, волн края жемчужны,
И моря шум, и груды скал,
И гордой девы идеал,
И безымянные страданья…[157]
Это стремление к изображению необычного в природе и обществе, определяющего духовный мир людей, нашло выражение в таких поэмах, как «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Последняя поэма, написанная между 1821 и 1823 годами, раскрывала конфликт человеческой личности с властью тирана. Невольницы гарема Мария и Зарема, каждая по-своему, отстаивают свободу своих чувств и противостоят насилию Гирея.
В следующей поэме «Братья-разбойники» конфликт главных героев с обществом уже носит социальную окраску. Исследователи характеризуют ее как «первый опыт разработки поэтом темы народного бунтарства, активного народного — крестьянского протеста против крепостничества».
Художественной вершиной вольнолюбивой романтики Пушкина стали «Цыганы». Здесь поэт обращается к своеобразному быту кочевого племени и эту «первобытную среду» противопоставляет европейскому цивилизованному обществу, жизнь которого «однообразна», «как песнь рабов». В этом обществе «любви стыдятся, мысли гонят. Торгуют волею своей». В поэме этому обществу противопоставлены «дети природы» — цыгане, душевной чистотой, свободолюбием, добротой и смелостью которых любуется автор. Однако и в цыганском таборе бушуют «страсти роковые». Земфира, полюбив молодого цыгана, подобно своей матери, готова пожертвовать всем во имя своей страсти, ибо любовь ее неудержима, как стихия. Отец ее, старый мудрый цыган, сравнивает свободную любовь дочери с движением небесных светил:
Взгляни: под отдаленным сводом
Гуляет вольная луна;
На всю природу мимоходом
Ровно сиянье льет она.
Кто место в небе ей укажет,
Промолвя: там остановись,
Кто сердцу юной девы скажет:
Люби одно, не изменись?[158]
Земфира не признает бремени обязательств, накладываемых ушедшим чувством, она устремляется навстречу новому. Но, обманув Алеко, она и ее возлюбленный гибнут от его руки. Алеко — также типичный романтический герой. Рожденный в иной среде, в «неволе душных городов», он
жил, не признавая власти
Судьбы коварной и слепой —
Но Боже! Как играли страсти
его послушною душой!
Полюбив Земфиру и присоединившись к цыганскому табору, Алеко остался по-прежнему «злым и смелым», рабом своих эгоистических страстей. По словам старого цыгана, он «для себя лишь хочет воли». Эгоистические чувства толкают его на преступление. В поэме Алеко противопоставлен цыганам, истинным детям свободы с их высоконравственной моралью. Цыгане не мстят ему за убийство и только изгоняют его из своего табора. Так, осуждая своего героя и при этом идеализируя «первобытную среду», Пушкин подходит к пониманию свободы как общественного, высоконравственного блага. Такая трактовка была близка декабристским воззрениям. Не случайно поэтому, что поэма получила горячее одобрение Ал. Бестужева и Рылеева, напечатавших отрывок из нее в своем альманахе «Полярная звезда» за 1825 год.[159]
«Дубро́вский» — неоконченный (по крайней мере, необработанный) и не изданный при жизни роман А. С. Пушкина (1833 год), представляющий собой романтическую историю о любви Владимира Дубровского и Марии Троекуровой — отпрысков двух враждующих помещичьих семейств. Многие фразы из этого романа дожили и до нашего времени. Часто употребляется слово «троекуровщина», обозначающее правила и порядки, принятые у Троекурова (жестокое обращение к дворовым, неуважение к чинам и т. д.)[1].
История создания
Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по фамилии главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.
Сюжет романа
Богатый и своенравный русский барин, отставной генерал-аншеф помещик Кирилла Петрович Троекуров, прихотям которого угождают соседи и при имени которого трепещут губернские чиновники, поддерживает дружеские отношения со своим ближайшим соседом и бывшим товарищем по службе, отставным же поручиком, небогатым, но независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским. Троекуров отличается жестоким и своенравным характером, часто подвергая своих гостей жестоким шуткам, без предупреждения запирая их в комнате с голодным медведем.
Из-за дерзости холопа Троекурова происходит ссора между Дубровским и Троекуровым, переходящая во вражду между соседями. Троекуров подкупает губернский суд и, пользуясь своей безнаказанностью, отсуживает у Дубровского его имение Кистеневку. Старший Дубровский сходит с ума в зале суда. Младший Дубровский, Владимир, гвардейский корнет в Петербурге, вынужден покинуть службу и вернуться к тяжело больному отцу, который вскоре умирает.
Дубровский поджигает Кистеневку; отданное Троекурову имение сгорает вместе с судебными чиновниками, приехавшими для оформления передачи собственности. Дубровский становится разбойником, наподобие Робин Гуда, наводящим ужас на местных помещиков, не трогающим, однако, имения Троекурова. Дубровский подкупает проезжего учителя-француза Дефоржа, предполагающего поступить на службу в семью Троекурова и под его видом становится гувернером в семье Троекурова. Он подвергается испытанию с медведем, которого убивает выстрелом в ухо. Между Дубровским и дочерью Троекурова, Машей, возникает любовь.
Троекуров отдает семнадцатилетнюю Машу замуж за старого князя Верейского против ее воли. Владимир Дубровский тщетно пытается предотвратить этот неравный брак. Получив условленный знак от Маши, он прибывает спасти ее, но слишком поздно. Во время следования свадебного кортежа из церкви в имение Верейского вооруженные люди Дубровского окружают карету князя, Дубровский говорит Маше, что она свободна, однако та отказывается от его помощи, объясняя свой отказ тем, что уже дала клятву. Спустя некоторое время губернские власти пытаются окружить отряд Дубровского, после чего он распускает шайку и скрывается за границей от правосудия.
Экранизации
Дубровский (опера) — опера Э. Ф. Направника. Первая постановка оперы Эдуарда Направника «Дубровский» состоялась в Петербурге, 15 января 1895 года, в Мариинском театре, под управлением автора.
Дубровский (фильм) — режиссёра Александра Ивановского, 1935 год.
Благородный разбойник Владимир Дубровский —режиссёр- Вячеслава Никифорова , автор сценария- Оскар Никич и Евгений Григорьев , композитор- Андрей Петров , 1989 год.
В главных ролях : Михаил Ефремов – Владимир Дубровский,Марина Зудина (Маша), Владимир Самойлов (Троекуров), Кирилл Лавров (Андрей Дубровский).
Михаи́л Оле́гович Ефре́мов— актёр театра и кино. Заслуженный артист Российской Федерации (1995)[1]. Родился 10 ноября 1963 года в театральной семье. Актёр в третьем поколении. Его отец — Олег Ефремов, мать — актриса «Современника» Алла Покровская, дед — оперный режиссёр Борис Покровский. Прапрадед — создатель нового чувашского алфавита просветитель Иван Яковлевич Яковлев(1848-1930).
Марина Вячеславовна Зудина (род. 3 сентября 1965, Москва) — советская и российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка России (1995)[1], Народная артистка России (2006)[2].
Влади́мир Я́ковлевич Само́йлов (1924—1999) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1984). Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1972)[1] и двух Государственных премий СССР (1976, 1986).
Кири́лл Ю́рьевич Лавро́в (15 сентября 1925 — 27 апреля 2007) — советский и российский актёр театра и кино. Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР. Народный артист СССР (1972). Герой Социалистического Труда (1985).
Андре́й Па́влович Петро́в (2 сентября 1930, Ленинград — 15 февраля 2006, Санкт-Петербург) — советский и российский композитор. Народный артист СССР (1980).
Андрей Петров написал музыку к более чем 80 кинофильмам:
- 1961 — Человек-амфибия
- 1963 — Я шагаю по Москве
- 1966 — Берегись автомобиля
- 1968 — Зигзаг удачи
- 1968 — Старая, старая сказка
- 1977 — Белый Бим Чёрное ухо
- 1977 — Служебный роман
- 1980 — О бедном гусаре замолвите слово
- 1982 — Вокзал для двоих
- 1984 — Жестокий романс (песня «Мохнатый шмель»)
- 1989 — Благородный разбойник Владимир Дубровский
- 2003 — Бедный, бедный Павел
Кинокомпания : Беларусьфильм
Просмотр онлайн [показать]
Дубровский (фильм-опера) — фильм-опера Виталия Головина по одноимённой опере Э. Ф. Направника. 1961 год.
Александр Белый О Пушкине, Клейсте и недописанном «Дубровском», «Новый мир», № 11, 2009. С.160.