Раздел 1 Теория социальной педагогики
Т е м а 1. Социальная педагогика: предмет, задачи, функции
Педагогика как наука о передаче опыта одного поколения дру-гому, о процессе воспитания и обучения детей и взрослых, о про-цессе просвещения народа и самовоспитания личности.
Ключевые понятия педагогики: просвещение, образование, обу-чение и воспитание, система воспитания и система обучения, развитие, воспитание и формирование личности, педагогический процесс.
Социальная педагогика как часть педагогики. Предмет и ме-тоды социальной педагогики. Термины социальной педагогики: социализация личности, социальное воспитание, социальная ра-бота.
Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-правовая, социально-реабилитационная. Изучение ребенка и само-организация личности. Прикладные задачи социальной педаго-гики.
Вопросы и задания
1. Проанализировать ключевые понятия педагогики: воспитание, обу-чение, образование, система образования и т.д.
2. Предмет социальной педагогики.
3. Термины социальной педагогики: социализация .личности, соци-альное воспитание, социальная работа и т.д.
1 Программа рассчитана на слушателей курса общей педагогики. Для слушателей, которые начинают изучение педагогики, дается вводная тема: «Педагогика: предмет, задачи, функции» (4 ч).
14 Василькова
4. Функции социальной педагогики: воспитательная, социально-пра-вовая, социально-реабилитационная.
5. Прикладные задачи социальной педагогики.
Литература к теме
Бочарова В.Г. Социальная педагогика. — М., 1994.
Бочарова В.Г. Социальное воспитание учащихся. — М., 1991.
Бочарова В.Г. Педагогика отношений в социуме: перспективная аль-тернатива. — М., 1992.
Битинас Б.П., Катаева Л.И. Гражданскому обществу институт соци-альной педагогики//Педагогика. — 1992. — № 5, 6.
Бутин Ю. Нужна единая социально-педагогическая система//Воспи-тание школьника. — 1994. — № 2.
Григорьева Г. Жизнь, движение и мы в социальной педагогике//Пе-дагогический поиск. — 1993. — № 2.
Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — Пенза, 1994.
Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.
Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. — М., 1986.
Семенов В.Д. О проблемах социальной педагогики//Магистр. — 1991. — №11.
Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. -Свердловск, 1989.
Социальная психология: История, Теория. Эмпирические исследова-ния. — Л., 1993.
Теория и методика социальной работы. Часть I. / Под ред. П.Д.Пав-ленок. — М., 1993.
Теория и методика социальной работы. Вып. I. / Под. ред. И.Г.Зайны-шева. — М., 1996.
Филиппов В.Р. Социология образования. — М., 1980.
Филонов Т.Е. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. — 1994. — № 6.
Янцева Г. Наш путь к социальной педагогике. — М., 1996.
Т е м а 2. Социальная педагогика как часть социальной философии
Социальная философия — наука о проблемах человека и обще-ства. Человек в социальной среде, проблемы социальной справед-ливости, защита личности в современном обществе,
Новое осмысление положения и воспитания личности в совре-менном обществе: личность и общество, личность и среда, лич-ность и семья. Духовная культура личности и подготовка подрас-тающего поколения к труду, личность и природа, человек и вера.
Детство как социальная проблема, кризис образования и про-блемы воспитания и всеобщего образования в новых социальных и экономических условиях, новые отношения. Положение детей и семьи, возможности образования.
Социализация личности как социальная проблема, проблемы самообразования, самовоспитания, самоорганизации.
Задачи и цели социальной педагогики в период кризисного состояния общества.
Вопросы и задания
1. Социальная философия, ее основная проблема: личность и общество.
2. Социальная педагогика как часть социальной философии.
3. Детство как социальная проблема.
Литература к теме
Социальная работа и социальная философия. — М., 1996.
Основы современной философии. — СПб., 1997.
Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции//Педагогика. — 1994. — № 6.
Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспита-нии. — М., 1991.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.