Познавательная компетентность
№ | Показатели компетентности | От года до 3 лет | От 3 до 5 лет | От 5 до 6 лет |
Ориентировка в свойствах предметов | Различает основные цвета, форму, величину, фактуру предметов | Называет признаки и характерные отличия предметов на основе осязательного, слухового и обонятельного восприятия | Рассматривает свойства и признаки предметов как категории познавательной деятельности | |
Познание окружающего мира | Проявляет любознательность и особый интерес к людям, их действиям | Понимает простейшие причинно-следственные связи в живой, неживой природе и общественной жизни, рассказывает о ней, составляет 2-3 предложения | Может решать познавательные задачи в наглядно-действенном и наглядно-образном плане, способен находить сходство и различие, система- тизировать и группировать по разным основаниям | |
Конструктивные навыки | Воспроизводит простые постройки по показу взрослого | Проявляет самостоятельность при выборе строительного материала, стремится выполнять постройки красиво | Владеет несколькими простыми обобщенными способами конструирования и использует одни и те же способы для получения разных результатов | |
Основы экологической культуры | Проявляет доброжелательное и бережное отношение к животному миру | Владеет некоторыми нормами поведения в природе, вместе со взрослыми ухаживает за растениями и животными | Понимает многообразие окружающего мира, признаки и свойства растений, животных, взаимосвязь со средой обитания | |
Элементарные математические представления | Демонстрирует первоначальные навыки ориентировки в пространстве | Демонстрирует элементарные представления о времени, пространстве, причинности, количестве | Знает структурные характеристики геометрических фигур, количественные отношения в прямом и обратном порядке | |
Поисковая и экспериментальная деятельность | Экспериментирует с различными предметами (разъединяет, соединяет, конструирует) | Целенаправлен но экспериментирует с новыми материалами, моделирует окружающее, отражает наиболее общие отношения между предметами | Ставит цель в экспериментальной деятельности, достигает результата | |
Работа с информацией | Проявляет интерес к различным источникам информации | Понимает необходимость получения новой информации | Понимает, как представить новую информацию, кому она будет интересна |
Таблица 4
Творческая компетентность
№ | Показатели компетентности | От года до 3 лет | От 3 до 5 лет | От 5 до 6 лет |
Музыкальная деятельность | Различает высокое и низкое звучание музыкальной фразы, проявляет желание петь совместно со взрослыми | Поет, выполняет танцевальные, музыкально- ритмические движения | Участвует в различных видах музыкальной творческой деятельности | |
Продуктивная деятельность | Создает близкие образы с помощью карандаша, фломастера, гуаши, пластилина | Владеет основными техническими навыками и умениями, необходимыми для изобразительной деятельности | Самостоятельно выбирает технические способы и средства изображения в соответствии с характером образа | |
Эстетическое восприятие окружающего | Проявляет радость, эмоциональный отклик при рассматривании народных игрушек | Проявляет интерес к различным видам изобразительного искусства, изобразительной деятельности | Эмоционально откликается на красоту природы, одежду и убранство помещений, проявляет интерес к декоративному искусству, дизайну |
Таблица 5
Социальная компетентность
№ | Показатели компетентности | От года до 3 лет | От 3 до 5 лет | От 5 до 6 лет |
Навыки культуры поведения | Понимает нормы и правила поведения, воспроизводит слова приветствия, прощания, благодарности | Ориентируется в человеческих отношениях, понимает эмоциональное состояние | Умеет попросить о помощи, уважает желания других людей | |
Взаимодействие со взрослыми и сверстниками | Проявляет отзывчивость, доброжелатель- ность, сочувствие к близким людям, сверстникам | Входит в устойчивые игровые объединения со сверстниками, общается со взрослыми на познавательные темы | Осваивает взаимосвязи в социальном мире, демонстрирует высокий уровень коммуникативных умений | |
Представление о нравственных нормах | Начинает понимать что такое «хорошо», а что «плохо» | Оценивает свой поступок, поступки сказочных персонажей | Усваивает этические нормы и ценности своего и других народов, проявляет эмпатию, толерантность |
18. Сформированные базовые компетентности ребенка задают модель выпускника дошкольной организации:
1) физически развитый;
2) любознательный;
3) активный;
4) эмоционально отзывчивый;
5) овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
6) имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
7) овладевший необходимыми умениями и навыками для обучения в школе.
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 23 августа 2012 года № 1080
Государственный общеобязательный стандарт среднего образования
(начального, основного среднего, общего среднего образования)
Общие положения
1. Настоящий государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования) (далее – Стандарт) разработан в соответствии со статьей 56 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».
2. Общеобразовательные организации Республики Казахстан осуществляют образовательную деятельность в соответствии с:
1) настоящим государственным общеобязательным стандартом среднего образования;
2) типовыми учебными планами;
3) другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом Республики Казахстан в области среднего образования.
3. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования:
1) определяет общие нормы, структуру и состав базового (обязательного) содержания среднего образования;
2) регламентирует объем учебной нагрузки обучающихся, условия организации образовательного процесса, систему контроля и оценивания знаний;
3) устанавливает требования к уровню подготовки обучающихся в общеобразовательных организациях;
4) устанавливает требования к условиям осуществления образовательного процесса: рациональному использованию средств государственного бюджета, нормативному обеспечению материально-технической базы общеобразовательных организаций и охраны здоровья и безопасности обучающихся.
4. В Стандарте среднего образования применяются термины, определения и сокращения в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании». В дополнение к ним включены следующие термины и их определения:
1) Базовое содержание образования – состав и объем содержания среднего образования, подлежащего обязательному освоению в общеобразовательных организациях независимо от их форм собственности, типа и вида, достаточного для продолжения обучения на последующих уровнях образования.
2) Инвариантный компонент типового учебного плана - совокупность предметов, включенных в государственный общеобязательный стандарт среднего образования и обязательных для изучения в общеобразовательных организациях.
3) Вариативный компонент типового учебного плана - совокупность учебных предметов и курсов, определяемых общеобразовательной организацией с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.
4) Максимальный объем учебной нагрузки - объем учебного времени, необходимый для освоения содержания учебных предметов инвариантного и вариативного (школьного и ученического) компонентов типового учебного плана и установленный по уровням среднего образования и учебным годам.
5) Типовой учебный план – нормативный правовой акт, являющийся составной частью государственного общеобязательного стандарта среднего образования, регламентирующий перечень и объем учебных предметов, устанавливающий инвариантный и вариативный компоненты учебной нагрузки и характеризующий на уровнях начального, основного среднего образования язык обучения, на уровне общего среднего образования язык и направление обучения; является исходным документом для финансирования деятельности организации образования.
6) Рабочий учебный план - документ, разрабатываемый общеобразовательной организацией на основе типового учебного плана с учетом образовательных потребностей обучающихся.
7) Обязательная учебная программа – документ, определяющий по каждому учебному предмету, входящему в инвариантный компонент типового учебного плана, содержание и объем знаний, умений и навыков.
8) Вариативная учебная программа – документ, определяющий по учебному курсу, входящему в вариативный компонент типового учебного плана, содержание и объем знаний, умений и навыков.
9) Уровень подготовки обучающегося - степень освоения обучающимся содержания среднего образования, выражающаяся в личностном, системно-деятельностном и предметном результатах.
10) Базовый уровень освоения содержания образования - уровень освоения обучающимися обязательного минимума объема знаний, умений и навыков.
11) Продвинутый уровень освоения содержания образования – уровень освоения обучающимися расширенного и углубленного объема знаний, умений и навыков.
12) Портфолио обучающегося - набор индивидуальных образовательных достижений и результатов обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.
13) Попечительский совет - выборный орган, являющийся формой коллегиального управления общеобразовательной организацией.
5. Государственный общеобязательный стандарт образования содержит общие нормы и содержание образования и отражает интересы личности, общества и государства.
6. Настоящий стандарт служит основой:
1) для разработки обязательных и вариативных учебных программ, учебников и учебно-методических комплексов, а также для экспертизы их качества;
2) для обеспечения преемственности между уровнями среднего образования;
3) для осуществления образовательного процесса в общеобразовательных организациях;
4) для разработки оценочной системы определения результата деятельности педагога, общеобразовательной организации, составления контрольно-измерительных материалов для выявления уровня подготовки обучающихся и их итоговой аттестации;
5) для разработки программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.