Познавательная деятельность

Рабочая программа

Наименование учебного предмета: Литература

Класс: 6

Уровень общего образования: основное общее (базовый)

Учитель русского языка: Нарушева Наталья Викторовна

Срок реализации программы: 2014-2015 уч. год.

Количество часов по учебному плану: всего 105 часов в год; в неделю 3 ч.

Рабочая программа составлена на основе примерной программы: Литература для основных школ и в соответствии c программой по литературе к учебникам для 5 – 9 классов (авторы - составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин) Учебник: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово - учебник» 2014г.

Рабочую программу составила Нарушева Н.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование по литературе для 6 класса составлено с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования[1], Примерной программы по литературе для основных школ[2] и в соответствии c программой по литературе к учебникам для 5 – 9 классов (авторы - составители Г. С. Меркин, С. А. Зинин)[3]

Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г. С. Меркин. – М.: «Русское слово - учебник» 2014г.

Планирование ориентировано на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах, так как способствуют средствами художественной литературы, литературоведения и литературной критики обеспечивать:

«1) формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

2) сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;

3) овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

4) духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся;

5) условия создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоиндетификацию посредством личностно значимой деятельности».

Целямиизучения литературы в основной школе являются:

• формирование и развитие у обучающихся потребности в систематическом, системном, инициативном чтении;

• воспитание в процессе чтения нравственного идеала человека и гражданина;

• создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии.

В соответствии с целями и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования определены задачи курса, отражающие планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) обучения школьников.

Результаты изучения предмета «Литература»: рабочая программа ориентирована на достижение

1) личностных результатов, включающих:

· воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

· формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

· освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

· формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

· формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

· значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;

· развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

· совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

· использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

2) Метапредметных результатов,включающих:

· самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

· оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

· определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

· организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

· осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Метапредметные результаты также включают:

· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;

· формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

· формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

· осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

· понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

· обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

· воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

· развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

· овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

· формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

3) Предметных результатов,включающих:

в познавательной сфере:

· понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

· понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

· умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

· определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

· владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

· приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

· формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

· собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

· понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
в коммуникативной сфере:

· восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

· умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

· написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
в эстетической сфере:

· понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

· понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса:

Учащиеся должны знать и применять на практике

· понятия, связанные с общими свойствами литературы (художественный образ, роль художественного вымысла в литературе);

· понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика); роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

· понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельности учащиеся должны

· объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

· характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

· обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

· определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

· выразительно читать (в частности наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

· давать устный и письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

· писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему;

· писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к событиям и героям.

В результате освоения программы учащиеся должны овладеть следующими способами деятельности:

Познавательная деятельность

· Умение разделять тексты на абзацы; выделение главное содержание прочитанного в виде тезисов.

· Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

· Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.

· Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Наши рекомендации