Лекционные занятия (теоретический курс)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

(г. Ростов-на-Дону)

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Уголовное право (Особенная часть)»

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины

Курс 3

Семестры 4

Форма обучения очная

Срок освоения ООП по форме обучения 3 года

Квалификация выпускника бакалавр

Ростов-на-Дону, 2015

Составители:

Рогава И.Г., старший преподаватель кафедры уголовного права Ростовского филиала ФГБОУ ВО «РГУП»

_______________ «__» ________ 2015 г.

Учебно-методические материалы по освоению дисциплины «Уголовное право (Особенная часть)» разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».

Обсуждены на заседании кафедры уголовного права Ростовского филиала ФГБОУ ВО «РГУП» протокол № 2 «24» сентября 2015 г.

Зав. кафедрой – Досаева Глера Сулеймановна, к.ю.н., доцент

_______________ «24» сентября 2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения..……...............….…….....................….…….......................4

2. Лекционные занятия (теоретический курс)…………………………………..7

3. Семинарские (практические) занятия…………………....…...………...……14

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Дисциплина «Уголовное право (Особенная часть)» является дисциплиной базовой (обязательной) части (Б.3) профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция».

Знание уголовного права необходимо во многих сферах деятельности и, прежде всего, правоприменительной и правоохранительной. Значимость изучения уголовного права определяется задачами, стоящими перед этой отраслью права, в числе которых: охрана прав и свобод человека и гражданина, общества и государства от преступных посягательств, предупреждение преступности, защита мира и безопасности человечества; а также средствами достижения указанных задач: именно в рамках уголовно-правовых отношений государство имеет право на применение к правонарушителю самых строгих мер ответственности, состоящих в ограничении и лишении его основных конституционных прав и свобод. Занимая среди дисциплин уголовно-правового комплекса основополагающее место, уголовное право способствует более глубокому усвоению важнейших положений указанных дисциплин и более успешному решению практических задач.

По своей структуре уголовное право состоит из Общей и Особенной частей, которые тесно взаимосвязаны и разделены на самостоятельные дисциплины исключительно в учебных целях. Содержание Общей части составляют общие положения и принципы уголовного права. Все институты Общей части привязаны к двум основополагающим понятиям – преступлению и наказанию. Особенная часть уголовного права определяет в отношении каждого из совершенных общественно опасных деяний их отличительные признаки и пределы наказуемости, а также содержит систематизированный и исчерпывающий перечень деяний, признаваемых современным законодателем преступными.

Целями освоения дисциплины «Уголовное право (Особенная часть)» являютсяподготовка квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать задачи требуемого уровня сложности в области знания и применения законодательства об ответственности за преступления.

Задачами учебной дисциплины являются:

1) овладение студентами знаниями теории уголовного права, уголовного законодательства РФ и практики его применения;

2) приобретение студентами приемов толкования с помощью различных средств и приемов уголовно-правовых норм;

3) применение норм Особенной части УК РФ;

4) формирование навыков профессиональной речи и письма;

5) ознакомление с основными проблемами в теории и практике применения уголовного законодательства, умение их анализировать и находить способы преодоления.

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен:

знать: действующее уголовное законодательство, основные проблемы и практику его применения; специальную уголовно-правовую терминологию; о социальной значимости своей будущей профессии.

уметь: анализировать, применять и толковать нормативные правовые акты; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению; добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста.

владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; навыками решения практических задач; навыками подготовки юридических документов различными методами и формами организации самостоятельной работы.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями бакалавра юриспруденции:

I. общекультурными (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7).

II. профессиональными (ПК):

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16).

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:понятие, структуру и значение состава преступления; понятие, содержание и значение элементов и признаков состава преступления; объяснить основные правила квалификации преступлений; признаки основных составов преступлений; квалифицирующие признаки, смягчающие обстоятельства, влияющие на квалификацию; критерии отграничения преступлений;

уметь: правильно применять уголовный закон и разъяснять его; проверять правильность применения уголовного закона; юридически грамотно мотивировать свою позицию по вопросам уголовного права; находить необходимую правовую информацию в области уголовного права и правильно использовать ее.

владеть:навыками составления юридических документов; навыками осуществления правовой экспертизы документов в части их соответствия нормам уголовного права.

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС)

При изучении и преподавании дисциплины «Уголовное право (Особенная часть)» используются такие формы занятий, как лекции и практические (семинарские) занятия.

Лекции читаются по фундаментальным темам курса. В них излагаются позиции преподавателя и видных ученых-юристов по ключевым (основным) вопросам, изучаемых тем. Приводится список основной и дополнительной (специальной) литературы. Целью лекции является подготовка студентов к самостоятельной работе с рекомендованной литературой.

При преподавании дисциплины используются преимущественно следующие типы лекционных занятий:

вводная лекция;

лекция-беседа,

лекция-дискуссия,

лекция с разбором конкретных ситуаций,

лекция-визуализация;

проблемная лекция.

Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание слушателей к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов. Беседа – это самый простой способ индивидуального обучения, построенный на непосредственном контакте сторон. Эффективность лекции-беседы в условиях группового обучения снижается из-за того, что не всегда удается каждого слушателя вовлечь в двусторонний обмен мнениями. В первую очередь это связано с недостатком времени, даже если группа малочисленна. В то же время групповая беседа позволяет расширить круг мнений сторон, привлечь коллективный опыт и знания, что имеет большое значение в активизации мышления студентов. Участие студентов в лекции-беседе можно привлечь различными приемами, так, например, постановка вопросов перед студентами в начале лекции и по ее ходу. Вопросы могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности магистрантов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы адресуются всей аудитории. Студенты отвечают с мест. Если преподаватель замечает, что кто-то из слушателей не участвует в ходе беседы, то вопрос можно адресовать лично тому студенту, или спросить его мнение по обсуждаемой проблеме. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. С учетом разногласий или единодушия в ответах преподаватель строит свои дальнейшие рассуждения, имея при этом возможность, наиболее доказательно изложить очередное понятие лекционного материала. Вопросы могут быть как простыми для того, чтобы сосредоточить внимание студентов на отдельных аспектах темы, так и проблемными. Студенты, продумывая ответ на заданный вопрос, получают возможность самостоятельно прийти к тем выводам и обобщениям, которые преподаватель должен был сообщить им в качестве новых знаний, либо понять важность обсуждаемой темы, что повышает интерес, и степень восприятия материла слушателями.

Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, сделать краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Положительным в дискуссии является, то, что магистранты согласятся с точкой зрения преподавателя с большой охотой, скорее в ходе дискуссии, нежели во время беседы, когда преподаватель лишь указывает на необходимость принять его позицию по обсуждаемому вопросу. Данный метод позволяет преподавателю видеть, насколько эффективно студенты используют полученные знания в ходе дискуссии. Отрицательным является то, что студентов могут неправильно определять для себя область изучения или не уметь успешно обсуждать возникающие проблемы. Поэтому в целом занятие может оказаться запутанным. Студенты в этом случае могут укрепиться в собственном мнении, а не изменить его. Выбор вопросов для активизации слушателей и темы для обсуждения, составляется самим преподавателем в зависимости от конкретных задач учебной дисциплины, которые преподаватель ставит перед собой для данной аудитории.

Лекция с разбором конкретных ситуаций. Данная форма лекции похожа на лекцию-дискуссию, однако, на обсуждение преподаватель ставит не вопросы, а конкретную ситуацию. Обычно, такая ситуация представляется устно, письменно или в короткой видеозаписи, видеофильме. Изложение ситуации должно быть кратким, но содержать достаточную информацию для оценки характерного явления и обсуждения. Студенты анализируют и обсуждают ситуации и обсуждают их сообща, всей аудиторией. Преподаватель старается активизировать участие в обсуждении отдельных вопросов, обращенных к отдельным студентам, представляет различные мнения, чтобы развить дискуссию, стремясь направить ее в нужное направление. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, ненавязчиво, но убедительно подводит студентов к коллективному выводу или обобщению. Иногда обсуждение ситуации используется в качестве пролога к последующей части лекции. Чтобы сосредоточить внимание, ситуация подбирается достаточно характерная и острая. Однако это может потребовать слишком много учебного времени на ее обсуждение. Так, например, приведя ситуацию, студенты могут начать приводить примеры подобных ситуаций из собственного опыта, и дискуссия постепенно уходит в сторону других проблем. Хотя это весьма полезно, но основным содержанием занятия является лекционный материал, и преподаватель вынужден останавливать дискуссию. Вот почему подбор и изложение таких ситуаций должны осуществляться с учетом конкретных рассматриваемых вопросов.

Лекция-визуализация. В лекции-визуализации передача аудио-информации сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм, с помощью мультимедиа (слайды, видеофильмы). Такая наглядность компенсирует недостаточную зрелищность учебного процесса. Основной акцент в этой лекции делается на более активном включении в процесс мышления зрительных образов, то есть развития визуального мышления. Процесс визуализации лекционного материала, а также раскодирования его слушателями всегда порождает проблемную ситуацию, решение которой связано с операциями активной мыслительной деятельности. Форма лекции представляет собой своеобразную имитацию профессиональной ситуации, в условиях которой необходимо воспринимать, осмысливать, и оценивать большое количество информации. Методика чтения подобной лекции предполагает предварительную подготовку визуальных материалов в соответствии с ее содержанием. В подготовке к лекции-визуализации могут участвовать не только преподаватели, но и обучающиеся, поставленные в положение не только воспринимающих, но и «создающих информацию». С этой целью преподаватель может дать задание студентам подготовить наглядные материалы по прочитанной лекции, определив их количество и способы представления информации. После этого целесообразно прочитать эту же лекцию с использованием наиболее интересных визуальных материалов и представить эту ситуацию для анализа и разбора.[1]

Лекционные занятия по дисциплине «Проблемы противодействия преступности в Российской Федерации» основываются на практическом материале: решениях высших судебных органов – Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ; приказах и инструкциях, нормативных актах, обобщениях судебной практики по уголовным делам, данных судебной статистики. Для наглядного представления материалов из практики используется презентационное обеспечение лекций, а также разработанные к лекционным занятиям вспомогательные раздаточные материалы.

Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от не проблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения, то есть, готовой схемы решения в прошлом опыте нет. Для ответа на него требуется размышление, когда для не проблемного существует правило, которое нужно знать.

С помощью проблемной лекции обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

усвоение студентами теоретических знаний;

развитие теоретического мышления;

формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнаю новые знания, постигаю теоретические особенности своей профессии.

Педагог должен использовать во время лекции такие средства общения, которые обеспечивают наиболее эффективную передачу самой личности педагога. Так как, чем ближе педагог к некоторому образцу профессионала, тем больше влияние преподавателя на студентов и тем легче достигаются результаты обучения.

На проблемной лекции в совместной деятельности преподавателя и студентов достигается цель общего и профессионального развития личности специалиста.

В отличие от содержания информационной лекции, которое предлагается преподавателем в виде известного, подлежащего лишь запоминанию материала, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное для студентов. Полученная информация усваивается как личностное открытие еще не известного для себя знания. Что позволяет создать у студентов иллюзию "открытия" уже известного в науке. Проблемная лекция строится таким образом, что познания студента приближаются к поисковой, исследовательской деятельности. Здесь участвуют мышление студента и его личностное отношение к усваиваемому материалу.

В течение лекции мышление студентов происходит с помощью создания преподавателем проблемной ситуации до того, как они получат всю необходимую информацию, составляющую для них новое знание. В традиционном обучении поступают наоборот - вначале дают знания, способ или алгоритм решения, а затем примеры, на которых можно поупражняться в применении этого способа. Таким образом, студенты самостоятельно пробуют найти решение проблемной ситуации.

Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент), процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоение нового, неизвестного еще для студента знания, содержащееся в учебной проблеме.

Лекция строится таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. Учебный материал представляется в форме учебной проблемы. Она имеет логическую форму познавательной задачи, отмечающей некоторые противоречия в ее условиях и завершающейся вопросами, которые это противоречие объективирует. Проблемная ситуация возникает после обнаружения противоречий в исходных данных учебной проблемы. Для проблемного изложения отбираются важнейшие разделы курса, которые составляют основное концептуальное содержание учебной дисциплины, являются наиболее важными для будущей профессиональной деятельности и наиболее сложными для усвоения студентами.

Учебные проблемы должны быть доступными по своей трудности для студентов, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, исходить из изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала и развития личности - общего и профессионального.

Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем до лекции, разворачиваются на лекции в живой речи преподавателя. В условиях проблемной лекции происходит устное изложение материала диалогического характера. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез и их подтверждение или опровержение, обращение к студентам за помощью и др.) преподаватель побуждает студентов к совместному размышлению, дискуссии, которая может начаться непосредственно на лекции или на следующем семинаре.

Чем выше степь диалогичности лекции, тем больше она приближается к проблемной и тем выше ее ориентирующий, обучающий и воспитывающий эффекты. И, наоборот, чем ближе лекция к монологическому изложению, тем в большей мере она приближается к информационной.

Итак, лекция становится проблемной в том случае, когда в ней реализуется принцип проблемности. При этом необходимо выполнение двух взаимосвязанных условий:

реализация принципа проблемности при отборе и дидактической обработке содержания учебного курса до лекции;

реализация принципа проблемности при развертывании этого содержания непосредственно на лекции.

Первое достигается разработкой преподавателем системы познавательных задач - учебных проблем, отражающих основное содержание учебного предмета; второе - построением лекции как диалогического общения преподавателя со студентами.

Диалогическое общение может строиться как живой диалог преподавателя со студентами по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление), что наиболее типично для лекции проблемного характера. Во внутреннем диалоге студенты вместе с преподавателем ставят вопросы и отвечают на них или фиксируют вопросы в конспекте для последующего выяснения в ходе самостоятельных заданий, индивидуальной консультации с преподавателем или же обсуждения с другими студентами, а также на семинаре.

Диалогическое общение является необходимым условием для развития мышления студентов, поскольку по способу своего возникновения мышление диалогично. Для диалогического включения преподавателя со студентами необходимы следующие условия:

преподаватель входит в контакт со студентами не как "законодатель", а как собеседник, пришедший на лекцию "поделиться" с ними своим личностным содержанием;

преподаватель не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем;

новое знание выглядит истинным не только в силу авторитета преподавателя, ученого или автора учебника, но и в силу доказательства его истинности системой рассуждений;

материал лекции включает обсуждение различных точек зрения на решение учебных проблем, воспроизводит логику развития науки, ее содержания, показывает способы разрешения объективных противоречий в истории науки;

общение со студентами строится таким образом, чтобы подвести их к самостоятельным выводам, сделать соучастниками процесса подготовки, поиска и нахождения путей разрешения противоречий, созданных самим же преподавателем;

преподаватель строит вопросы к вводимому материалу и отвечает на них, вызывает вопросы у студентов и стимулирует самостоятельный поиск ответов на них по ходу лекции. Добивается того, что студент думает совместно с ним.

Способность к самостоятельному мышлению формируется у студентов в активном участии различных формах живого речевого общения. Для этого лекции проблемного характера необходимо дополнять семинарскими занятиями, организуемых в виде дискуссии и диалогическими формами самостоятельной совместной работы студентов.

Для управления мышлением студентов на проблемной диалогической лекции используются заранее составленные преподавателем проблемные и информационные вопросы.

Проблемные вопросы - это вопросы, ответ на которые не содержится ни в прежних знаниях студентов, ни в наличной предъявляемой информации (запись на доске, таблицы на стене и т.п.) и которые вызывают интеллектуальные затруднения у студентов. Проблемные вопросы содержат в себе еще не раскрытую проблему, область неизвестного, новые знания, для добывания которых необходимо какое-то интеллектуальное действие, определенный целенаправленный мыслительный процесс.

Информационные вопросы ставятся с целью актуализировать уже имеющиеся знания у студентов, необходимые для понимания проблемы и начала умственной работы по ее разрешению. Информационные вопросы направлены к тем знаниям студентов, которые они уже имеют.

С помощью сочетания проблемных и информационных вопросов преподаватель может учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого студента.

В диалогическом общении преподавателя со студентами вопросы должны содержать следующие функции:

в вопросе отражается результат предшествующего мыслительного анализа условий решения задачи, отделения понятного от непонятного, известного от неизвестного;

указывает на искомое задачи и область поиска неизвестного проблемной ситуации (например, неизвестный пока студентам способ анализа условий, решения задачи и т.п.);

ставит это неизвестное на структурное место цели познавательной деятельности студентов и тем самым оказывается фактором управления этой деятельностью;

является средством вовлечения студента в диалогическое общение, в совместную с преподавателем мыслительную деятельность по нахождению решения познавательной задачи.

Проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

Наши рекомендации