Приучение к обязательной реализации тренировочной программы и соревновательных установок
Привычка доводить любое дело до конца, быть всегда и во всем обязательным формируется в тренировке через неотступное выполнение системы тренировочных заданий, продуманно спланированных и принятых в качестве конкретной программы действий. Если задание разумно и посильно, законом для спортсмена должно быть обязательное его выполнение.
Первой предпосылкой такого отношения спортсмена к делу является, как уже говорилось, полноценная мотивация. Спортсмен должен быть глубоко убежден (а тренер призван обеспечить это), что к высотам спорта нет легких путей и что высоты эти становятся тем ближе, чем выше степень усилий, прилагаемых к их достижению. Задачи волевой подготовки здесь вплотную связаны с задачей воспитания спортивного трудолюбия.
Требование обязательно решать поставленную задачу до конца особенно важно и сложно реализовать при выполнении соревновательных упражнений. В отступлениях от этого требования кроются истоки неуверенности, которая может перейти в привычку прекращать состязание, как только складывается критическая ситуация. Это же, надо полагать, является одной из причин возникновения «психических барьеров».
Было бы идеальным, если бы соревновательные упражнения каждый раз, независимо от того, выполняются ли они в тренировочной или собственно соревновательной форме, завершались удачной попыткой. Этому препятствуют как объективные, так и субъективные обстоятельства, которые при, постановке задачи на выполнение соревновательного упражнения должны быть предельно тщательно взвешены тренером, чтобы сделать требование обязательного выполнения реальным.
Надо, кроме всего прочего, принимать в расчет, что уровень притязаний спортсмена, по-видимому, часто превышает на некоторую величину фактически доступный ему в данный момент результат. Практическое расхождение между ними формирует чувство неуверенности, побуждает спортсмена избегать состязаний (В. Гошек и др.).
Как ни кажется парадоксальным, проблема борьбы с неуверенностью в процессе подготовки спортсмена возникает не только тогда, когда это чувство уже сложилось у него, но и тогда, когда он самоуверен. Тщательное нормирование количественной стороны заданий в соответствии с фактическими возможностями спортсмена, и приучение к обязательной реализации их — необходимые взаимосвязанные условия формирования твердой уверенности и трезвой самооценки.
Воспитанию привычки к систематическим усилиям и настойчивости в преодолении трудностей во многом способствуют деловой стиль организации занятий, четко регламентированный режим тренировочной работы, личный пример обязательного отношения к делу, постоянно подаваемый тренером, сформированная им и всеми членами спортивного коллектива традиция безусловно выполнять добровольно взятые на себя обязательства.
Введение дополнительных трудностей
Несмотря на то что увеличение физических нагрузок в процессе тренировки означает регулярное возрастание и психических нагрузок, необходимо дополнительно создавать трудные ситуации, требующие проявлений воли. Особенно в периоды, когда спортсмен достаточно хорошо адаптировался к очередным тренировочным нагрузкам.
Фактором повышения трудности, как известно, может явиться любое внешнее и внутреннее препятствие, в том числе естественные условия внешней среды, искусственные предметные препятствия (например, высота планки в прыжках или барьеров в беге, вес штанги либо иного отягощения), обострение межличностных отношений, состояние утомления, отрицательные эмоции и т. п.
Тренеры, осуществляя волевую подготовку спортсменов применяют различные методические приемы создания дополнительных трудностей (Таблица). Ряд методических приемов, объективно связанных с созданием трудностей, используется, кроме того, при осуществлении задач физической, технической и тактической подготовки.
Таблица
Примеры методических приемов введения дополнительных трудностей в процессе волевой подготовки спортсмена
Основа и преимущественная направленность приема | Примеры |
Введение дополнительного задания (предварительно не сообщаемого спортсмену), связанного с удлинением тренировочной работы на фоне утомления (направленность — воспитание выдержки и настойчивости, умение терпеть) Проведение тренировочных занятий в усложненных условиях естественной среды или с использованием непривычного спортивного инвентаря и оборудования (направленность— формирование надежности навыков, воспитание уверенности) | Преодоление дополнительного отрезка дистанции с установкой на опережение (кто придет первым) в конце группового кросса; Включение дополнительного тайма или периода в конце тренировочной игры с установкой на выигрыш; Введение дополнительного подхода в конце серии упражнений со штангой с установкой на предельное число повторений (если задание выполняется в форме условного состязания, относительный вес отягощения может устанавливаться для всех участников одинаковым — в % к индивидуальному достижению) Тренировочные занятия на местности в неблагоприятных погодных условиях; Выполнение циклических упражнений на резкопересеченной местности, в горах, на рыхлом грунте, с использованием сопротивления водной среды и т. д.; Перенос занятий из помещения на открытый воздух (в спортивных играх, например, это затрудняет пространственную ориентировку, если занятия постоянно проходили в зале); периодическое выполнение упражнений с использованием спортивных снарядов и инвентаря различного качества, веса и размеров; бег и прыжки с отягощением (свинцовый пояс, утяжеленная обувь и др.). |
Изменение предметных и пространственных условий действий с целью повысить точность и уверенность выполнения | Метание диска или молота из уменьшенного круга; выполнение прыжков в высоту и с шестом при суженных стойках; спарринг на уменьшенном ринге; отработка в футболе и хоккее ударов по воротам уменьшенной площади |
То же с увеличением степени риска (направленность — воспитание смелости) | Выполнение упражнений в равновесии на повышенной и суженной опоре; прыжки в воду с большой высоты, прыжки на лыжах с большого трамплина; увеличение крутизны виражей в беге на коньках, при обгонах на велотреке |
Введение сбивающих сенсорно-эмоциональных факторов (направленность — воспитание стойкости и самообладания) | Выполнение штрафных бросков или ударов в тренировочных играх в условиях отвлекающего шума (создаваемого, например, трансляцией записи эмоционально напряженного состязания); Соблюдение заданного темпа бега, несмотря на сбивающие сигналы звуко- или светолидера, настроенного на иной темп |
Усложнение соревновательных взаимодействий и условий оценки достижения (направленность — воспитание бойцовских качеств, воли к победе) | Тренировочные состязания с гандикапом и антигандикапом (укороченная схватка или бой с партнером, более высокой спортивно-технической квалификации, но не имеющим превосходства в физических способностях; выступление одного против нескольких соперников, меняющихся по ходу состязания, или одной команды против нескольких команд или против численно превосходящей команды и т. д.); сокращение числа попыток, предоставляемых для демонстрации результата (выявление победителя по результату первой попытки в прыжках в высоту) либо увеличение их числа (например, «до десятого укола» в фехтовании); оценка победы по «завышенным критериям» (удержать соперника на лопатках вдвое дольше, чем предусмотрено официальными правилами борьбы, удержать «крест» на кольцах не менее 5 сек. и т. п.) |
Логика преодоления трудностей в различных разделах подготовки спортсмена часто совпадает, но не всегда и не во всем. Когда, например, в подготовку метателя молота, штангиста или гимнаста эпизодически включают многокилометровый лыжный кросс, получаемый эффект не имеет сколько-нибудь существенного значения для физической или технической подготовки.
В аспекте же волевой подготовки — это упражнение может оказаться чрезвычайно эффективным: преодолевая длинную дистанцию, спортсмен должен будет не раз преодолеть прежде всего самого себя, в частности свои негативные эмоции, усиленные отсутствием специальной тренированности в данной непривычной работе и сознанием того, что в чисто спортивном отношении она не является безусловно необходимой.
Все сказанное о требовании обязательной реализации задачи и о методических условиях, при которых это оправдано, остается справедливым и в случае заданий, осложненных дополнительными трудностями. Естественно, чем значительнее трудность, тем тщательнее должна быть подготовка к ее преодолению. Особенно скрупулезно разработанной методики требует преодоление трудностей, связанных с «психическим барьером», закрепленным неудачными попытками в прошлом.