Технологическая карта урока. Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г

Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г. Томска.

Гуманитарное направление.

Класс 6 класс.

Тема урока Литературный квест «По следам Маленького принца».

Тип урока комбинированный (совершенствуются навыки работы с текстом: развивается познавательное УУД смысловое чтение через работу с текстом по извлечению фактуальной информации, восстановлению ключевых слов, через создание собственного текста на основе прочитанного (синквейн, фанфик); обобщается изученный на прошлых уроках материал: знания фактического содержания сказки, понимание принципов интерпретации словесного материала).

Образовательная цель – выработка умений работать с текстом по извлечению, интерпретации и осмыслению информации.

Развивающая цель - отработка навыков групповой работы, саморегуляции, смыслового чтения.

Воспитательная цель – осмысление нравственных ценностей посредством работы с текстом сказки.

Оборудование: книги «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Смерть мертвым душам» А. Жвалевского, Е. Пастернак на книжной полке в классе, песочные часы-пятиминутки, дидактические материалы, основа книги для заполнения, компьютер.

Этапы урока (занятия, мероприятия) Деятельность педагога Деятельность обучающегося Результаты
ВЫЗОВ Организационный момент. Мотивация.   Перед уроком готовит столы для групповой работы, на каждом из столов размещает цветовой символ в виде звезды, на стульях наклеивает порядковые номера от 1 до 5 (если в классе 25 человек). При входе учеников в кабинет раздаёт каждому из них по одному фрагменту мозаики (разноцветные пазлы предназначены для деления класса на 5 групп). После звонка на урок приветствует учеников. Начинает урок, находясь около книжной полки классной библиотеки, где среди знакомых книг к этому уроку подготовлены новинки. Берет одну из книг и читает: «В библиотеке резко потемнело. На мгновение всем стало тоскливо… Книгам стало холодно. Даже объёмные тома энциклопедии словно усохли. Потрёпанные собрания сочинений зябко кутались в переплёты. Вале тоже стало не по себе. Чтобы успокоиться, она прошлась между полками, поглаживая корешки старых книг. Обычно это её успокаивало, но сегодня обложки царапались, как наждачная бумага, а один раз Вале показалось, что обложка горячая. Она отдёрнула руку, потом осторожно вытащила книгу с полки, по рисунку на обложке узнала «Маленького принца», открыла книжку и истошно завопила: - Пустой! Он пустой! Страницы «Маленького принца» были мертвенно пусты». Перед звонком получают пазлы, занимают место по желанию.   Слушают фрагмент из книги «Смерть мёртвым душам» Е. Пастернак, А.Жвалевского.   Повышена мотивация к учебной деятельности.
Антиципация.     Целеполагание.     Постановка учебной задачи. Организует подготовительную к работе беседу с классом (фронтально).   - Ребята! Как вы думаете, какая работа нам сегодня предстоит?   - Как же его можно найти, что нам необходимо для этого сделать, как вы думаете? Отвечают на поставленные вопросы, высказывают предположения, прогнозируют ход урока. - Найти содержание сказки Антуана де Сент-Экзюпери, обсудить прочитанное дома произведение. - Вспомнить героев книги, их поступки, высказывания, высказатьсвоё отношение к ним. Развиваются механизмы антиципации (предвосхищения), целеполагания, самостоятельной постановки учебных задач. Регулятивные УУД: умение планировать деятельность.
Деление на группы. Обобщает сказанное детьми, формулирует задачу на урок. Задаёт наводящие вопросы, побуждающие к самостоятельной мыслительной деятельности и планированию действий. - Вы правы, но для того, чтобы «вернуть» содержание книги, надо хорошо его знать, быть внимательным читателем, понимать не только то, что написано в тексте, но и то, что сказано автором между строк. - Справитесь с такой серьезной задачей? -Тогда в путь! Нас ждет самый настоящий литературный квест, но с чего же начать поиск? Может быть, Маленький принц оставил какие-нибудь следы? Дети вспоминают про пазлы, полученные перед началом урока, обращают внимание на то, что цвета повторяются, и предлагают объединиться в группы по цвету пазлов. В результате класс делится на 5 групп. Главное в квесте – умение во время поиска, обращая внимание на малейшие детали – подсказки, принимать самостоятельное решение по достижению цели. Так, в ходе деления на группы дети собирают мозаику из разрозненных пазлов своего цвета и получают первую подсказку. Регулятивные УУД: осуществлять контроль своей деятельности корректировать свои действия в зависимости от полученного результата (ко всему уроку).
ОСМЫСЛЕНИЕ Проведение квеста(возможность проявить инициативу). Задание №1. После перегруппировки раздаёт командам подсказку №1: в конверте фрагменты текста (прием «деформированный текст»), иллюстрации, изображающие героев сказки, цветной лист для выполнения задания (у каждой группы свой цвет, совпадающий с цветом деления на группы), конверты «П» и «Б» (инструкции по выполнению задания на повышенном и базовом уровне). Текст подсказки 1 группы (Маленький принц): «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Текст подсказки 2 группы (Король): «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр». Текст подсказки 3 группы (Лис): «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Текст подсказки 4 группы (Лётчик): «Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить». Текст подсказки 5 группы (Роза): «Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками». Учитель внимательно наблюдает за ходом работы детей и заполняет лист наблюдений, где отмечает уровень выполнения задания (высокий, повышенный, базовый), следит за включённостью всех участников в групповую работу, оценивает степень коммуникабельности и продуктивности общения. Высокий уровень сложности: 1) должны догадаться, что нужно собрать, прочитать деформированный текст; 2) изучить основу таблицы на цветном листе, после чего наклеить получившееся высказывание в столбик «Высказывание»; 3) пересказать своими словами получившуюся фразу, записав её в столбик «Фактуальная информация»; 4) объяснить переносный смысл высказывания, кратко записав ответ в столбик «Интерпретация»; 5) среди изображений разных героев сказки найти того, кому принадлежат данные слова, также наклеитьэто изображение на цветной лист. Повышенный уровень сложности: При затруднении самостоятельной формулировки задания дети могут воспользоваться конвертом «П» (повышенный уровень) со «шпаргалкой», где содержатся подробные инструкции по выполнению задания, начиная с пункта 3 (пересказ фразы и т.д.). Базовый уровень сложности: При затруднении могут воспользоваться конвертом «Б» (базовый уровень) со «шпаргалкой», где содержатся подробные инструкции по выполнению всего задания. Лист с ответом готовится группой сообща, затем представляется игроком №1 у доски и «возвращается» в книгу. Предметные результаты: умение пересказать текст подробно, без искажения смысла, умение расшифровывать смысл прочитанного, знание текста прочитанной сказки. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: извлекать информацию из текста, интерпретировать информацию, работать с таблицей. Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Регулятивные УУД: умение работать в группе.  
Задание №2. После выполнения задания №1 выдаёт игроку №2 задание №2: карточку с фрагментом текста сказки с пропущенными словами, новый цветной лист, конверты «П», «Б» с инструкциями. Продолжает наблюдение. Текст группы №1: «Пятая планета была занятная. Она оказалась ___ всех. На ней только и помещалось что ___ да ___». (Меньше, фонарь да фонарщик) Текст группы №2: «Четвёртая планета принадлежала ___ ___. Двадцать два года назад к нему откуда-то залетел ____ ____». (Деловому человеку, майский жук) Текст группы №3: «На второй планете жил ___, - О, вот и ___ явился! – воскликнул он, ещё издали завидев ___ ___». (Честолюбец, почитатель, Маленького принца) Текст группы №4: «На первом астероиде жил ___. Великолепная горностаевая ____ покрывала всю ___». (Король, мантия, планету). Текст группы №5: «На планете ____ ___ есть ужасные, зловредные ____. Если планета маленькая, а ___много, они ___ её на клочки». (Маленького принца, семена баобабов, баобабов, разорвут). Высокий уровень сложности: самостоятельно, без обращения к тексту и шпаргалкам в конвертах восстанавливают текст. Повышенный уровень сложности: обращаются за помощью к конверту «П», где даны слова для справки, среди которых есть лишние, выбирают подходящие по смыслу из данного перечня. Базовый уровень сложности: обращаются к конверту «Б», где даны слова для справок в начальной форме, без лишних, нужно лишь поставить их на свои места. Лист с ответом готовится группой сообща, затем представляется игроком №2 у доски и «возвращается» в книгу. Предметные результаты: умение выделять ключевые слова, развитие внимания к слову. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Восстанавливать недостающую информацию из контекста. Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Регулятивные УУД: умение работать в группе.  
Задание №3. После выполнения задания №2 выдаёт игроку №3 задание №3: карточку с фрагментами текста сказки, по которым нужно определить, о ком из героев идет речь; новый цветной лист, конверты «П», «Б» с инструкциями. Ведет лист наблюдений. Группа №1: А) «могущества у … больше, чем в пальце короля» (у змеи); Б) «… бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной» (роза); В) … считал, что «слова только мешают понимать друг друга» (Лис). Группа №2: А) … считал, что «мы в ответе за тех, кого приручили» (Лис); Б) … говорила, что «среди людей тоже одиноко» (змея); В) … считал, что «глупо лгать, когда тебя так легко уличить» (Маленький принц). Группа №3: А) … предупреждал: «Дети, берегитесь баобабов!» (лётчик); Б) … считал, что «в мире нет совершенства» (Лис); В) «Пустые слова … принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным» (Маленький принц). Группа №4: А) … говорил: «…когда станет грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце» (Маленький принц); Б) ... «глух ко всему, кроме похвал» (честолюбец); В) …хочет «забыть, что ему совестно» (пьяница). Группа №5: А)… каждую неделю прочищает вулканы, «и потухший тоже» (Маленький принц); Б) … говорил: «Надо беречь старую крысу, она ведь у нас одна» (король); В) … говорит загадками и решает все загадки (змея). Высокий уровень сложности: без помощи и шпаргалки самостоятельно выполняют задания, наклеивают карточку на лист. Повышенный уровень: используют шпаргалку из конверта «П», где даны слова для справки, среди которых есть лишние, выбирают подходящие по смыслу из данного перечня. Базовый уровень сложности: обращаются к конверту «Б», где даны слова для справок в начальной форме, без лишних, нужно лишь поставить их на свои места. Лист с ответом готовится группой сообща, затем представляется игроком №3 у доски и «возвращается» в книгу. Предметные результаты: умение выделять ключевые слова, развитие внимания к слову. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Восстанавливать недостающую информацию из контекста. Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Регулятивные УУД: умение работать в группе.  
Задание №4 После выполнения задания №3 выдаёт игроку №4 задание №4: карточку с фрагментом диалога из текста сказки, новый цветной лист, конверты «П», «Б» с инструкциями. 1 группа: - Знаешь, отчего хороша пустыня? - Где-то в ней скрываются родники. 2 группа: - А что делать в эти 53 минуты? - Будь у меня 53 минуты свободных,... я бы просто-напросто пошёл к роднику. 3 группа: Он не понимает, как велика опасность. Он никогда не испытывал ни голода, ни жажды… - Мне тоже хочется пить… Пойдём поищем колодец. 4 группа: - Значит, и ты тоже знаешь, что такое жажда? - Вода бывает нужна и сердцу. 5 группа: - Хотел бы я знать, зачем звезды светятся? - Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. Высокий уровень сложности: вспоминают текст сказки, восстанавливают по памяти точный текст и записывают получившуюся цитату на лист. Повышенный уровень сложности: могут воспользоваться конвертом «П», где содержится разрешение передать ответ не дословно, а своими словами, не исказив его смысл. Базовый уровень сложности: могут воспользоваться конвертом «Б», где указаны глава и эпизод, из которого взят вопрос, дано начало фразы, где также дано разрешение на свободную формулировку без искажения смысла. Лист с ответом готовится группой сообща, затем представляется игроком №4 у доски и «возвращается» в книгу. Выполнение данного задания готовит к более сложному следующему, требующему осмысления философского смысла символических образов сказки. Предметные результаты: знание текста прочитанного произведения, понимание прочитанного. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Восстанавливать недостающую информацию из контекста. Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей.
Задание №5 После выполнения задания №4 выдаёт игроку №5 задание №5 с ребусами, новый лист того же цвета, конверты «П» и «Б» (инструкции по выполнению задания на повышенном и базовом уровне). Продолжает наблюдение и заполнение листа наблюдений (Приложение). Ребус для 1 группы (пустыня): Технологическая карта урока. Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г - student2.ru Ребус для 2 группы (родник): Технологическая карта урока. Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г - student2.ru Ребус для 3 группы (колодец): Технологическая карта урока. Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г - student2.ru Ребус для 4 группы (вода): Технологическая карта урока. Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г - student2.ru Ребус для 5 группы (звезда): Технологическая карта урока. Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г - student2.ru Высокий уровень сложности: 1) решают ребус, записывают ответ на лист; 2) на цветном листе для выполнения задания - слово «синквейн»: дети должны самостоятельно догадаться, что нужно к слову, разгаданному в ребусе, составить синквейн в контексте прочитанной сказки. Повышенный уровень сложности: В случае затруднения обращаются к конверту «П» за инструкцией составления синквейна. Базовый уровень сложности: В случае затруднения обращаются к конверту «Б» за инструкцией выполнения всего задания. Лист с ответом готовится группой сообща, затем представляется игроком №5 у доски и «возвращается» в книгу. Предметные результаты: умение писать синквейн. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: анализировать и синтезировать информацию, образное мышление. Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Регулятивные УУД: умение работать в группе.  
РЕФЛЕКСИЯ Анализ сделанного. Подведение итогов. - Вспомним еще раз, что вы и зачем делали, выполняя задания квеста? - Пришло время узнать, достигли мы поставленной цели, спасли мы Маленького принца, вернули содержание в книгу? Откроем еще раз книгу? Проговаривают этапы выполнения заданий, пытаясь объяснить смысл заданий. Умение оценивать свою деятельность по достижению поставленной цели.
Домашнее задание. «Кого я вижу! Неужели это вы, дорогой Принц! Вы вернулись! А мы были уверены, что вы застряли где-то в домашней библиотеке. - Трудно это назвать библиотекой, но да, я застрял. Жаль, никто меня так и не открыл за всё это время. Честно говоря, я сбежал. Совершенно невыносимо находиться в доме, где кроме тебя только рекламные газеты и учебники». - Ребята! Маленький принц вернулся, страницы книги вновь украшают философские изречения героев сказки, иллюстрации. Что же там происходит сейчас? Предлагаю вам в качестве домашнего задания осмыслить прочитанное еще раз и попробовать себя в сочинении фанфиков. У вас есть возможность продолжить сказку А. де Сент-Экзюпери. - Также вы можете попробовать себя в создании буктрейлера или в составлении словарика афоризмов по сказке «Маленький принц». - В преддверии летних каникул напоминаю, что сегодня на уроке, помимо сказки «Маленький принц», мы обращались к фрагментам книги современных авторов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Смерть мёртвым душам», которая также представлена на нашей книжной полке, надеюсь вас заинтересовала эта книга и вы её прочтете летом. Вспоминают, в чем особенность фанфика как любительского сочинения на основе оригинального текста художественного произведения.   Умение писать фанфики. Умение составлять словарики. Умение составлять буктрейлеры.

-

Наши рекомендации