Технологическая карта урока. Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г
Лобастова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №13 г. Томска.
Гуманитарное направление.
Класс 6 класс.
Тема урока Литературный квест «По следам Маленького принца».
Тип урока комбинированный (совершенствуются навыки работы с текстом: развивается познавательное УУД смысловое чтение через работу с текстом по извлечению фактуальной информации, восстановлению ключевых слов, через создание собственного текста на основе прочитанного (синквейн, фанфик); обобщается изученный на прошлых уроках материал: знания фактического содержания сказки, понимание принципов интерпретации словесного материала).
Образовательная цель – выработка умений работать с текстом по извлечению, интерпретации и осмыслению информации.
Развивающая цель - отработка навыков групповой работы, саморегуляции, смыслового чтения.
Воспитательная цель – осмысление нравственных ценностей посредством работы с текстом сказки.
Оборудование: книги «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери, «Смерть мертвым душам» А. Жвалевского, Е. Пастернак на книжной полке в классе, песочные часы-пятиминутки, дидактические материалы, основа книги для заполнения, компьютер.
Этапы урока (занятия, мероприятия) | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Результаты |
ВЫЗОВ Организационный момент. Мотивация. | Перед уроком готовит столы для групповой работы, на каждом из столов размещает цветовой символ в виде звезды, на стульях наклеивает порядковые номера от 1 до 5 (если в классе 25 человек). При входе учеников в кабинет раздаёт каждому из них по одному фрагменту мозаики (разноцветные пазлы предназначены для деления класса на 5 групп). После звонка на урок приветствует учеников. Начинает урок, находясь около книжной полки классной библиотеки, где среди знакомых книг к этому уроку подготовлены новинки. Берет одну из книг и читает: «В библиотеке резко потемнело. На мгновение всем стало тоскливо… Книгам стало холодно. Даже объёмные тома энциклопедии словно усохли. Потрёпанные собрания сочинений зябко кутались в переплёты. Вале тоже стало не по себе. Чтобы успокоиться, она прошлась между полками, поглаживая корешки старых книг. Обычно это её успокаивало, но сегодня обложки царапались, как наждачная бумага, а один раз Вале показалось, что обложка горячая. Она отдёрнула руку, потом осторожно вытащила книгу с полки, по рисунку на обложке узнала «Маленького принца», открыла книжку и истошно завопила: - Пустой! Он пустой! Страницы «Маленького принца» были мертвенно пусты». | Перед звонком получают пазлы, занимают место по желанию. Слушают фрагмент из книги «Смерть мёртвым душам» Е. Пастернак, А.Жвалевского. | Повышена мотивация к учебной деятельности. |
Антиципация. Целеполагание. Постановка учебной задачи. | Организует подготовительную к работе беседу с классом (фронтально). - Ребята! Как вы думаете, какая работа нам сегодня предстоит? - Как же его можно найти, что нам необходимо для этого сделать, как вы думаете? | Отвечают на поставленные вопросы, высказывают предположения, прогнозируют ход урока. - Найти содержание сказки Антуана де Сент-Экзюпери, обсудить прочитанное дома произведение. - Вспомнить героев книги, их поступки, высказывания, высказатьсвоё отношение к ним. | Развиваются механизмы антиципации (предвосхищения), целеполагания, самостоятельной постановки учебных задач. Регулятивные УУД: умение планировать деятельность. |
Деление на группы. | Обобщает сказанное детьми, формулирует задачу на урок. Задаёт наводящие вопросы, побуждающие к самостоятельной мыслительной деятельности и планированию действий. - Вы правы, но для того, чтобы «вернуть» содержание книги, надо хорошо его знать, быть внимательным читателем, понимать не только то, что написано в тексте, но и то, что сказано автором между строк. - Справитесь с такой серьезной задачей? -Тогда в путь! Нас ждет самый настоящий литературный квест, но с чего же начать поиск? Может быть, Маленький принц оставил какие-нибудь следы? | Дети вспоминают про пазлы, полученные перед началом урока, обращают внимание на то, что цвета повторяются, и предлагают объединиться в группы по цвету пазлов. В результате класс делится на 5 групп. Главное в квесте – умение во время поиска, обращая внимание на малейшие детали – подсказки, принимать самостоятельное решение по достижению цели. Так, в ходе деления на группы дети собирают мозаику из разрозненных пазлов своего цвета и получают первую подсказку. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль своей деятельности корректировать свои действия в зависимости от полученного результата (ко всему уроку). |
ОСМЫСЛЕНИЕ Проведение квеста(возможность проявить инициативу). Задание №1. | После перегруппировки раздаёт командам подсказку №1: в конверте фрагменты текста (прием «деформированный текст»), иллюстрации, изображающие героев сказки, цветной лист для выполнения задания (у каждой группы свой цвет, совпадающий с цветом деления на группы), конверты «П» и «Б» (инструкции по выполнению задания на повышенном и базовом уровне). Текст подсказки 1 группы (Маленький принц): «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Текст подсказки 2 группы (Король): «Себя судить куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр». Текст подсказки 3 группы (Лис): «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Текст подсказки 4 группы (Лётчик): «Светильники надо беречь, порыв ветра может их погасить». Текст подсказки 5 группы (Роза): «Должна же я стерпеть двух-трёх гусениц, если хочу познакомиться с бабочками». Учитель внимательно наблюдает за ходом работы детей и заполняет лист наблюдений, где отмечает уровень выполнения задания (высокий, повышенный, базовый), следит за включённостью всех участников в групповую работу, оценивает степень коммуникабельности и продуктивности общения. | Высокий уровень сложности: 1) должны догадаться, что нужно собрать, прочитать деформированный текст; 2) изучить основу таблицы на цветном листе, после чего наклеить получившееся высказывание в столбик «Высказывание»; 3) пересказать своими словами получившуюся фразу, записав её в столбик «Фактуальная информация»; 4) объяснить переносный смысл высказывания, кратко записав ответ в столбик «Интерпретация»; 5) среди изображений разных героев сказки найти того, кому принадлежат данные слова, также наклеитьэто изображение на цветной лист. Повышенный уровень сложности: При затруднении самостоятельной формулировки задания дети могут воспользоваться конвертом «П» (повышенный уровень) со «шпаргалкой», где содержатся подробные инструкции по выполнению задания, начиная с пункта 3 (пересказ фразы и т.д.). Базовый уровень сложности: При затруднении могут воспользоваться конвертом «Б» (базовый уровень) со «шпаргалкой», где содержатся подробные инструкции по выполнению всего задания. Лист с ответом готовится группой сообща, затем представляется игроком №1 у доски и «возвращается» в книгу. | Предметные результаты: умение пересказать текст подробно, без искажения смысла, умение расшифровывать смысл прочитанного, знание текста прочитанной сказки. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: извлекать информацию из текста, интерпретировать информацию, работать с таблицей. Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Регулятивные УУД: умение работать в группе. |
Задание №2. | После выполнения задания №1 выдаёт игроку №2 задание №2: карточку с фрагментом текста сказки с пропущенными словами, новый цветной лист, конверты «П», «Б» с инструкциями. Продолжает наблюдение. Текст группы №1: «Пятая планета была занятная. Она оказалась ___ всех. На ней только и помещалось что ___ да ___». (Меньше, фонарь да фонарщик) Текст группы №2: «Четвёртая планета принадлежала ___ ___. Двадцать два года назад к нему откуда-то залетел ____ ____». (Деловому человеку, майский жук) Текст группы №3: «На второй планете жил ___, - О, вот и ___ явился! – воскликнул он, ещё издали завидев ___ ___». (Честолюбец, почитатель, Маленького принца) Текст группы №4: «На первом астероиде жил ___. Великолепная горностаевая ____ покрывала всю ___». (Король, мантия, планету). Текст группы №5: «На планете ____ ___ есть ужасные, зловредные ____. Если планета маленькая, а ___много, они ___ её на клочки». (Маленького принца, семена баобабов, баобабов, разорвут). | Высокий уровень сложности: самостоятельно, без обращения к тексту и шпаргалкам в конвертах восстанавливают текст. Повышенный уровень сложности: обращаются за помощью к конверту «П», где даны слова для справки, среди которых есть лишние, выбирают подходящие по смыслу из данного перечня. Базовый уровень сложности: обращаются к конверту «Б», где даны слова для справок в начальной форме, без лишних, нужно лишь поставить их на свои места. Лист с ответом готовится группой сообща, затем представляется игроком №2 у доски и «возвращается» в книгу. | Предметные результаты: умение выделять ключевые слова, развитие внимания к слову. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Восстанавливать недостающую информацию из контекста. Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Регулятивные УУД: умение работать в группе. |
Задание №3. | После выполнения задания №2 выдаёт игроку №3 задание №3: карточку с фрагментами текста сказки, по которым нужно определить, о ком из героев идет речь; новый цветной лист, конверты «П», «Б» с инструкциями. Ведет лист наблюдений. Группа №1: А) «могущества у … больше, чем в пальце короля» (у змеи); Б) «… бы ужасно раскашлялась и сделала вид, что умирает, лишь бы не показаться смешной» (роза); В) … считал, что «слова только мешают понимать друг друга» (Лис). Группа №2: А) … считал, что «мы в ответе за тех, кого приручили» (Лис); Б) … говорила, что «среди людей тоже одиноко» (змея); В) … считал, что «глупо лгать, когда тебя так легко уличить» (Маленький принц). Группа №3: А) … предупреждал: «Дети, берегитесь баобабов!» (лётчик); Б) … считал, что «в мире нет совершенства» (Лис); В) «Пустые слова … принимал близко к сердцу и стал чувствовать себя очень несчастным» (Маленький принц). Группа №4: А) … говорил: «…когда станет грустно, хорошо поглядеть, как заходит солнце» (Маленький принц); Б) ... «глух ко всему, кроме похвал» (честолюбец); В) …хочет «забыть, что ему совестно» (пьяница). Группа №5: А)… каждую неделю прочищает вулканы, «и потухший тоже» (Маленький принц); Б) … говорил: «Надо беречь старую крысу, она ведь у нас одна» (король); В) … говорит загадками и решает все загадки (змея). | Высокий уровень сложности: без помощи и шпаргалки самостоятельно выполняют задания, наклеивают карточку на лист. Повышенный уровень: используют шпаргалку из конверта «П», где даны слова для справки, среди которых есть лишние, выбирают подходящие по смыслу из данного перечня. Базовый уровень сложности: обращаются к конверту «Б», где даны слова для справок в начальной форме, без лишних, нужно лишь поставить их на свои места. Лист с ответом готовится группой сообща, затем представляется игроком №3 у доски и «возвращается» в книгу. | Предметные результаты: умение выделять ключевые слова, развитие внимания к слову. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Восстанавливать недостающую информацию из контекста. Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Регулятивные УУД: умение работать в группе. |
Задание №4 | После выполнения задания №3 выдаёт игроку №4 задание №4: карточку с фрагментом диалога из текста сказки, новый цветной лист, конверты «П», «Б» с инструкциями. 1 группа: - Знаешь, отчего хороша пустыня? - Где-то в ней скрываются родники. 2 группа: - А что делать в эти 53 минуты? - Будь у меня 53 минуты свободных,... я бы просто-напросто пошёл к роднику. 3 группа: Он не понимает, как велика опасность. Он никогда не испытывал ни голода, ни жажды… - Мне тоже хочется пить… Пойдём поищем колодец. 4 группа: - Значит, и ты тоже знаешь, что такое жажда? - Вода бывает нужна и сердцу. 5 группа: - Хотел бы я знать, зачем звезды светятся? - Наверно, затем, чтобы рано или поздно каждый мог снова отыскать свою. | Высокий уровень сложности: вспоминают текст сказки, восстанавливают по памяти точный текст и записывают получившуюся цитату на лист. Повышенный уровень сложности: могут воспользоваться конвертом «П», где содержится разрешение передать ответ не дословно, а своими словами, не исказив его смысл. Базовый уровень сложности: могут воспользоваться конвертом «Б», где указаны глава и эпизод, из которого взят вопрос, дано начало фразы, где также дано разрешение на свободную формулировку без искажения смысла. Лист с ответом готовится группой сообща, затем представляется игроком №4 у доски и «возвращается» в книгу. | Выполнение данного задания готовит к более сложному следующему, требующему осмысления философского смысла символических образов сказки. Предметные результаты: знание текста прочитанного произведения, понимание прочитанного. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: Восстанавливать недостающую информацию из контекста. Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. |
Задание №5 | После выполнения задания №4 выдаёт игроку №5 задание №5 с ребусами, новый лист того же цвета, конверты «П» и «Б» (инструкции по выполнению задания на повышенном и базовом уровне). Продолжает наблюдение и заполнение листа наблюдений (Приложение). Ребус для 1 группы (пустыня): Ребус для 2 группы (родник): Ребус для 3 группы (колодец): Ребус для 4 группы (вода): Ребус для 5 группы (звезда): | Высокий уровень сложности: 1) решают ребус, записывают ответ на лист; 2) на цветном листе для выполнения задания - слово «синквейн»: дети должны самостоятельно догадаться, что нужно к слову, разгаданному в ребусе, составить синквейн в контексте прочитанной сказки. Повышенный уровень сложности: В случае затруднения обращаются к конверту «П» за инструкцией составления синквейна. Базовый уровень сложности: В случае затруднения обращаются к конверту «Б» за инструкцией выполнения всего задания. Лист с ответом готовится группой сообща, затем представляется игроком №5 у доски и «возвращается» в книгу. | Предметные результаты: умение писать синквейн. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: анализировать и синтезировать информацию, образное мышление. Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении, умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Регулятивные УУД: умение работать в группе. |
РЕФЛЕКСИЯ Анализ сделанного. Подведение итогов. | - Вспомним еще раз, что вы и зачем делали, выполняя задания квеста? - Пришло время узнать, достигли мы поставленной цели, спасли мы Маленького принца, вернули содержание в книгу? Откроем еще раз книгу? | Проговаривают этапы выполнения заданий, пытаясь объяснить смысл заданий. | Умение оценивать свою деятельность по достижению поставленной цели. |
Домашнее задание. | «Кого я вижу! Неужели это вы, дорогой Принц! Вы вернулись! А мы были уверены, что вы застряли где-то в домашней библиотеке. - Трудно это назвать библиотекой, но да, я застрял. Жаль, никто меня так и не открыл за всё это время. Честно говоря, я сбежал. Совершенно невыносимо находиться в доме, где кроме тебя только рекламные газеты и учебники». - Ребята! Маленький принц вернулся, страницы книги вновь украшают философские изречения героев сказки, иллюстрации. Что же там происходит сейчас? Предлагаю вам в качестве домашнего задания осмыслить прочитанное еще раз и попробовать себя в сочинении фанфиков. У вас есть возможность продолжить сказку А. де Сент-Экзюпери. - Также вы можете попробовать себя в создании буктрейлера или в составлении словарика афоризмов по сказке «Маленький принц». - В преддверии летних каникул напоминаю, что сегодня на уроке, помимо сказки «Маленький принц», мы обращались к фрагментам книги современных авторов Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Смерть мёртвым душам», которая также представлена на нашей книжной полке, надеюсь вас заинтересовала эта книга и вы её прочтете летом. | Вспоминают, в чем особенность фанфика как любительского сочинения на основе оригинального текста художественного произведения. | Умение писать фанфики. Умение составлять словарики. Умение составлять буктрейлеры. |
-