Международный опыт стандартизации образования. Болонский процесс
Стандартизация образования
Квалификационная характеристика специалиста
Международный опыт стандартизации образования. Болонский процесс
1. Понятие стандарта происходит от английского слова standart -норма, образец, мерило. Стандарт образования – система основных параметров как государственная норма образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по его достижению. Закреплены в Кодексе Республики Беларусь «Об образовании» (вступившем в действие с 1 сентября 2011 г.). Ст.205 – о высшем образовании. Госстандарты призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования и позволяют осуществлять функцию повышения качества образования..
Утвержден и действует образовательный стандарт высшего образования на первой ступени для цикла социально-гуманитарных дисциплин, раскрывающих специфику бытия, функционирования и развития человека, мирового сообщества и белорусского социума, а также способствующих приобретению знаний и опыта решения социальных, профессиональных и личностных задач. Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.
Учебные дисциплины цикла социально-гуманитарных дисциплин:
Иностранный язык – система знаний, умений и навыков, направленных на развитие способности осуществлять непосредственное общение (говорение, аудирование) и опосредованное иноязычное общение (чтение, письмо) на базе языковых и страноведческих знаний.
История Беларуси(включая курс “Великая Отечественная война советского народа”) – система закономерностей и особенностей процесса государственно-политического, социально-экономического, конфессионального, культурного и духовного развития белорусского народа в контексте восточнославянской и европейской истории.
Культурология–система знаний о сущности и типах культуры, межкультурных коммуникациях; основных тенденциях современного культурного процесса.
Логика – совокупность форм мышления и наиболее общих закономерностей его движения к истине.
Основы идеологии белорусского государства – совокупность знаний о сущности и роли идеологических процессов в развитии общества, особенностях идеологии белорусского государства и ее составляющих.
Основы права– основы действующего законодательства Республики Беларусь, регулирующие общественные отношения с участием граждан и государства.
Основы психологии и педагогики – система базовых психолого-педагогических знаний и умений, способствующих формированию социально-профессиональной компетентности и психолого-педагогической культуры, психосоциальной адаптивности выпускника вуза.
Политология– политика и власть, структура и функционирование политических систем, способы политической деятельности.
Права человека – система знаний о сущности прав личности, их диалектической взаимосвязи с правами и обязанностями гражданина и социальных общностей.
Религиоведение – совокупность религиозных явлений и их роли в социальном и духовном бытии человека, в развитии общества.
Социология – общество как целостная система взаимодействия социальныхорганизаций и институтов, социальных групп и общностей; отношения личности и общества, закономерности индивидуального и массового поведения людей.
- 5 -
Физическая культура – совокупность знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности, достижения ею жизненных и профессиональных целей.
Философия– система знаний о фундаментальных основах и принципах бытия человека в природе, обществе, культуре.
Экономическая теория– система экономических отношений между людьми, направленных на использование ресурсов для удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах.
Эстетика – природа художественного творчества и специфика восприятия художественного объекта; тенденции и особенности развития художественных знаний и практик.
Этика – система знаний о морали и принципах нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности.
2. Подготовка выпускника по направлению культурология(прикладная) обеспечиваетполучение профессиональной квалификации «культуролог-менеджер». Специальность в соответствии с ОКРБ 011-2001 относится к профилю Б – гуманитарные науки – подготовка специалистов с высшим образованием и имеет обозначение 21 04 01.
Требования к уровню подготовки выпускника:
Ø иметь достаточный уровень знаний и умений в сфере социально-гуманитарных, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин, дисциплин специализации для осуществления социально-профессиональной деятельности;
Ø уметь непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы социально-экономического и духовной жизни общества, знать идеологию белорусского государства, моральные и правовые нормы и учитывать их;
Ø обладать государственными языками (белорусским, русским), одной или несколькими иностранными языками, быть подготовленным к постоянному профессиональному, культурному и физическому самосовершенствованию.
Требования к академическим компетенциям:
- обладать и использовать базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;
- обладать системным и сравнительным анализом; исследовательскими навыками; уметь работать самостоятельно;
- быть способным порождать новые идеи (креативность);
- обладать междисциплинарным подходом при решении проблем;
- иметь навыки управления информацией и работой с компьютером;
- иметь лингвистические навыки (устная и письменная коммуникация);
- уметь учиться, повышать свою квалификацию на протяжении всей жизни;
-уметь самостоятельно принимать профессиональные решения с учетом их социальных и экологических последствий;
- непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экономичной и социальной жизни общества.
Требования к социально-личностным компетенциям:
- обладать качествами гражданственности;
- быть способным к социальному взаимодействию;
- обладать способностью к межличностным коммуникациям;
- обладать навыками сохранения здоровья;
- быть способным к критике и самокритике (критическое мышление);
- уметь работать в команде.