Методические рекомендации для студентов
Технологическая карта
По Теории и методике
Развития элементарных математических представлений
КУРС
Факультет ДиКПиП
Учебный год
Семестр – 1
Модуль – 1, 2, 3, 4
Итоговый отчет – экзамен (2 семестр)
Группа: ДП-10-01
Ф.И.О. преподавателя: Костикова Д.А.
Изучаемые разделы
I. Теоретические основы методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста
II. Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста
III. Развитие количественных представлений у дошкольников
IV. Развитие представлений о величине у дошкольников
V. Развитие геометрических представлений у дошкольников
VI. Методика развития представлений о времени у дошкольников
VII. Методика развития пространственных представлений у дошкольников
VIII. Преемственность в работе ДОУ и школы по обучению детей основам математики
IX. Связь детского сада и семьи в работе по развитию элементарных математических представлений у детей
X. Методическое руководство работой по развитию математических представлений у детей в дошкольном учреждении
XI. Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
XII. Развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
XIII. Развитие элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
XIV. Преподавание предмета «Методика формирования элементарных математических представлений у детей» в дошкольных педагогических училищах, колледжах
I МОДУЛЬ 1 семестра
Лекции – 12 час.
Практические занятия – 0 час.
Лабораторно-практические занятия – 0 час.
№ раздела | Вид деятельности студентов | Максим. к-во баллов | К-во набр. баллов |
Раздел I. | Теоретические основы методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста | 1,5 | |
Формы проведения | |||
Лекция: присутствие, конспектирование (за 6 ч.) | 1,5 | ||
Раздел II | Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста | ||
Формы проведения | |||
Лекция: присутствие, конспектирование (за 4 ч.) | |||
Раздел III | Развитие количественных представлений у дошкольников | 0,5 | |
Формы проведения | |||
Лекция: присутствие, конспектирование (за 2 ч.) | 0,5 | ||
Всего по модулю |
II МОДУЛЬ 1 семестра
Лекции – 12 час.
Практические занятия – 0 час.
Лабораторно-практические занятия – 0 час.
№ раздела | Вид деятельности студентов | Максим. к-во баллов | К-во набр. баллов |
Раздел III | Развитие количественных представлений у дошкольников | 1,5 | |
Формы проведения | |||
Лекция: присутствие, конспектирование (за 6 ч.) | 1,5 | ||
Раздел IV. | Развитие представлений о величине у дошкольников | ||
Формы проведения | |||
Лекция: присутствие, конспектирование (за 4 ч.) | |||
Раздел V. | Развитие геометрических представлений у дошкольников | 0,5 | |
Формы проведения | |||
Лекция: присутствие, конспектирование (за 2 ч.) | 0,5 | ||
Всего по модулю |
III МОДУЛЬ 1 семестра
Лекции – 2 час.
Практические занятия – 6 час.
Лабораторно-практические занятия – 0 час.
№ раздела | Вид деятельности студентов | Максим. к-во баллов | К-во набр. баллов |
Раздел I. | Теоретические основы методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста | 7,5 | |
Обязательные задания | |||
Составление словаря | 0,5 | ||
Составление по теме опорной схемы | |||
Тестовый опрос по разделу | 1,5 | ||
Уровневые задания | |||
Реферат | |||
Формы проведения | |||
Семинарское занятие: участие в дискуссии (за 4 ч.) | |||
Раздел II | Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста | 8,5 | |
Обязательные задания | |||
Составление по теме опорной схемы | |||
Тестовый опрос по разделу | 1,5 | ||
Защита лабораторной работы (за 2 ч.) | |||
Уровневые задания | |||
Реферат | |||
Формы проведения | |||
Семинарское занятие: участие в дискуссии (за 2 ч.) | |||
Раздел V. | Развитие геометрических представлений у дошкольников | 0,5 | |
Формы проведения | |||
Лекция: присутствие, конспектирование (за 2ч.) | 0,5 | ||
Всего по модулю | 16,5 |
IV МОДУЛЬ 1 семестра
Лекции – 0час.
Практические занятия – 8 час.
Лабораторно-практические занятия – 8 час.
№ раздела | Вид деятельности студентов | Максим. к-во баллов | К-во набр. баллов |
Раздел III | Развитие количественных представлений у дошкольников | ||
Обязательные задания | |||
Составление по теме опорной схемы | |||
Решение педагогической задачи (1 шт.) | 0,5 | ||
Тестовый опрос по разделу | 1,5 | ||
Уровневые задания | |||
Реферат | |||
Формы проведения | |||
Семинарское занятие: участие в дискуссии (за 4 ч.) | |||
Раздел IV. | Развитие представлений о величине у дошкольников | ||
Обязательные задания | |||
Составление по теме опорной схемы | |||
Решение педагогической задачи (3 шт.) | 1,5 | ||
Заполнение таблиц (2 шт.) | |||
Тестовый опрос по разделу | 1,5 | ||
Формы проведения | |||
Семинарское занятие: участие в дискуссии (за 2 ч.) | |||
Уровневые задания | |||
Реферат | |||
Раздел V. | Развитие геометрических представлений у дошкольников | ||
Обязательные задания | |||
Составление по теме опорной схемы | |||
Решение педагогической задачи (2 шт.) | |||
Заполнение таблицы | 0,5 | ||
Тестовый опрос по разделу | 1,5 | ||
Формы проведения | |||
Семинарское занятие: участие в дискуссии (за 2 ч.) | |||
Уровневые задания | |||
Реферат | |||
Раздел XI. | Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. | ||
Обязательные задания | |||
Защита лабораторной работы (за 4 ч.) | |||
Раздел XII. | Развитие элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. | 2,5 | |
Обязательные задания | |||
Защита лабораторной работы (за 2 ч.) | 2,5 | ||
Итого по модулю | 32,5 | ||
Всего за семестр |
Раздел «Теоретические основы методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста».
Составляя словарь с основными терминами курса, студенту необходимо изучить рекомендуемую к семинарскому занятию литературу, после этого рассмотреть и оформить алфавитном порядке ключевые понятия дисциплины, указывая автора каждого определения. В конце словаря следует составить список используемой литературы, оформленный в соответствии с новыми требованиями
Студенту важно уяснить сущность монографического и вычислительного методов, их влияние на развитие теории и практики обучения математике детей дошкольного возраста. Прослеживая становление методики обучения элементарной математике детей дошкольного возраста, студент должен познакомиться с работами отечественных (обязательное задание) и зарубежных (уровневое задание) исследователей. При анализе и оценке их педагогических взглядов рекомендуем сделать акцент на следующие моменты:
· обоснование необходимости целенаправленного педагогического руководства математическим развитием ребенка;
· содержание разработанной исследователем программы математического образования дошкольников;
· педагогические условия, обеспечивающие успешное развитие и формирование у детей математических представлений;
· разработка дидактических игр и материалов для обучения дошкольников математике;
· основные труды, посвященные проблеме математического образования дошкольников.
При составлении опорных схем к разделу студенту необходимо изучить всю рекомендованную к разделу литературу. Студенту важно при этой работе проявить умение выделить главное, последовательность, логику, научность и глубину изложения, использование схем, моделей, графиков.
Раздел «Организация обучения и математического развития детей дошкольного возраста».
Готовясь к практическому занятию, студент должен разобраться в понятии формы организации обучения детей математике. Необходимо рассмотреть занятие как основную форму организации обучения, а для этого важно:
· выявить значение и место занятий в системе работы по формированию математических представлений у детей;
· рассмотреть типы занятий, длительность их проведения, структуру занятий по математике, а так же уяснить роль занятий и место в общей системе обучения математике;
· определить дидактические требования к организации и проведению занятий, а так же своеобразие организации и методики проведения занятий по математике с детьми разного дошкольного возраста.
Необходимо изучить общие требования к занятиям по математике и некоторую специфику их организации в разных возрастных группах (длительность занятия, насыщенность программным материалом, частота смены дидактических пособий и видов деятельности детей, использование игровых элементов, характер установки на предстоящую деятельность в начале занятия, способ подведения итога и т.д.).
Особое внимание студенту следует уделить рассмотрению вопроса, касающегося целенаправленной познавательной деятельности детей вне занятий как эффективной форме развития математических представлений у дошкольников. Необходимо показать взаимосвязь разных форм организации обучения, а также современные подходы к формам организации обучения детей дошкольного возраста (уровневое задание).
Студенту важно понять, что формы организации обучения математике могут и должны быть самыми разнообразными, усвоить специфику каждой из этих форм и научиться использовать их на практике.
Особое внимание рекомендуем обратить на методику и организацию занятий по математике в подготовительной к школе группе и в разновозрастной группе детей. Изучая вопрос организации работы по математике в разновозрастных группах детского сада, студенту важно познакомиться со всеми типами организации детей на занятиях в малокомплектном детском саду, предложенными В.Н. Аванесовой, Е.И. Щербаковой и Л.И. Щербань.
При составлении опорных схем к разделу студенту необходимо изучить всю рекомендованную к разделу литературу. Студенту важно при этой работе проявить умение выделить главное, последовательность, логику, научность и глубину изложения, использование схем, моделей, графиков.
Раздел «Развитие количественных представлений у дошкольников».
Студенту необходимо охарактеризовать особенности восприятия и воспроизведения дошкольниками количества предметов и основные этапы развития у детей умения правильно воспринимать совокупность (группу) предметов, установив, как влияют на восприятие предметных групп и их количественную оценку, качественные признаки (цвет, величина) элементов сравниваемых групп, характер их пространственного расположения (линейное или в виде фигуры).
Рекомендуем рассмотреть, как изменяется характер восприятия групп предметов, происходит осознание независимости их численности от математически несущественных признаков (величины, цвета, пространственного расположения), проследить, как перестраивается характер движения рук ребенка в процессе освоения им операции поэлементного сравнения групп предметов при линейном расположении.
Важно уяснить особенности восприятия детьми предметных групп при размещении их в форме числовой фигуры (в квадрате, по кругу) и доказать нецелесообразность использования такого расположения предметов на ранних этапах обучения (в предшкольном и младшем дошкольном возрасте).
Студенту следует проследить усложнение программных требований к формированию количественных представлений от младшего дошкольного возраста к старшему, раскрыть содержание и методику этой работы в разных возрастных группах, особенно важно подчеркнуть при этом роль игр и игровых упражнений в формировании у детей представлений о количестве.
При характеристике основных этапов развития счетной деятельности, особенностей ее становления в дошкольном возрасте важно уяснить трудности и ошибки, которые допускают дети, овладевая счетом предметов, звуков, движений.
Рекомендуем проследить, как формируется у детей представление о числе, как они осваивают различные его аспекты, прежде всего количественный и порядковый, установить, с какими особенностями и трудностями при освоении детьми данного понятия приходится сталкиваться педагогу в разных возрастных группах.
Важно, чтобы студент уяснил взаимосвязь счетной и вычислительной деятельности, а именно то, что успешность освоения вычислительной деятельности обусловлена уровнем сформированности у ребенка счетной деятельности, наличием у него элементарных представлений о числе, о натуральной последовательности чисел.
Следует, чтобы студент мог выделить и раскрыть этапы обучения детей вычислительной деятельности: изучение состава числа, решение арифметических задач. Необходимо раскрыть содержание работы по формированию вычислительной деятельности у старших дошкольников и определить, какие виды состава числа изучаются в старшей и подготовительной группах.
Изучая методику ознакомления детей с составом числа из единиц и двух меньших чисел, важно сделать акцент на последовательность этой работы, подбор наглядного материала, формулировку заданий. При решении арифметических задач
При изучении методики обучения дошкольников и решению арифметических задач студенту необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
· Почему в детском саду для ознакомления детей с арифметическими действиями рекомендуется использовать задачи, а не примеры?
· Почему педагогу важно знать, как ребенок понимает задачу, ее структуру, арифметические действия, как он формулирует их, какие приемы использует при решении арифметических задач? Каковы особенности понимания детьми арифметических задач, способов их решения и какова последовательность в этой работе?
· Какие разновидности арифметических задач рекомендуется использовать в работе с дошкольниками? Какова последовательность их включения в процесс обучения? Почему важно постепенно усложнение числового материала?
· Каковы основные этапы работы и особенности методики обучения детей на каждом из них?
При составлении опорных схем к разделу студенту необходимо изучить всю рекомендованную к разделу литературу. Студенту важно при этой работе проявить умение выделить главное, последовательность, логику, научность и глубину изложения, использование схем, моделей, графиков.
Раздел «Развитие представлений о величине у дошкольников».
Студенту необходимо познакомиться с такими свойствами величины, как сравниваемость, изменчивость и относительность.
При изучении методики работы по формированию знаний о величине студенту следует опираться на положении теории сенсорного воспитания о необходимости обследования.
Рассматривая вопрос, касающийся измерительной деятельности в детском саду, следует сделать акцент на понимание студентом сущности измерения, заключающейся в количественном дроблении измеряемых объектов и установлении величины данного объекта по отношению к принятой мере.
Обратить внимание студента на важность обучения детей овладению несколькими видами измерения условной меркой: линейное измерение, измерение сыпучих веществ и жидкостей, а также типичные ошибки детей, возникающие в процессе измерения.
Выполняя реферативные работы студенту важно:
· раскрыть основные понятия;
· показывая вклад отечественных и зарубежных исследователей в изучаемую проблему: автор, его профессиональная деятельность, изучаемые проблемы, научные работы, сформулировать тезисно выводы;
· выделить условия, при которых данная работа будет эффективна.
При составлении опорных схем к разделу студенту необходимо изучить всю рекомендованную к разделу литературу. Студенту важно при этой работе проявить умение выделить главное, последовательность, логику, научность и глубину изложения, использование схем, моделей, графиков.
Раздел «Развитие геометрических представлений у дошкольников».
Студенту необходимо раскрыть значение и необходимость ознакомления дошкольников с геометрическими фигурами для их сенсорного и интеллектуального развития, для совершенствования игровой, трудовой и особенно творческой деятельности (рисование, лепка, конструирование), для последующего усвоения математического материала в школе.
При рассмотрении физиологических механизмов, участвующих в восприятии формы предметов и геометрических фигур, студент должен определить роль различных анализаторов (зрительного, двигательного и речедвигательного) в этом процессе и особенно отметить ведущую роль двигательно-тактильных ощущений, которые дети испытывают во время действий с предметами.
Студенту необходимо раскрыть особенности восприятия формы предметов и геометрических фигур дошкольниками:
· опредмечивание формы младшими дошкольниками;
· сравнение геометрических фигур с реальными предметами детьми среднего дошкольного возраста;
· осознание геометрических фигур как образца (эталона), с которым сопоставляются реальные предметы, в старшем дошкольном возрасте.
Раскрывая роль сенсорно-перцептивных действий ребенка в различении формы предметов и геометрических фигур, следует обратить внимание на своеобразие этих действий в раннем и младшем дошкольном возрасте и их совершенствование в условиях целенаправленного обучения.
Выполняя реферативные работы студенту важно:
· раскрыть основные понятия;
· показывая вклад отечественных и зарубежных исследователей в изучаемую проблему: автор, его профессиональная деятельность, изучаемые проблемы, научные работы, сформулировать тезисно выводы;
· выделить условия, при которых данная работа будет эффективна.
При составлении опорных схем к разделу студенту необходимо изучить всю рекомендованную к разделу литературу. Студенту важно при этой работе проявить умение выделить главное, последовательность, логику, научность и глубину изложения, использование схем, моделей, графиков.
Раздел «Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста» (среднего, старшего).