Перечень тем лекционных занятий
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Цели и задачи дисциплины
Дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» изучается студентами, обучающимися по направлению «050700 – Специальное (дефектологическое) образование», по всем его профилям: «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Специальная психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика». Она входит в профессиональный цикл (Б 3), в базовую (общепрофессиональную) часть (Б.3. Б.07).
Данная дисциплина формирует представления о психолого-педагогической диагностике, психодиагностических средствах, о психодиагностической, психопрофилактической, психокоррекционной и консультативной работе специалистов в системе специального и общего образования, о комплектовании специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, об особенностях психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Все перечисленные блоки информации носят пропедевтический характер, и далее будут углубляться, конкретизироваться в зависимости от стандарта образования той специальности, по которой будут обучаться студенты.
Цели дисциплины.
1. Сформировать общее представление о психодиагностическом, диагностико-аналитическом, психопрофилактическом, коррекционно-развивающем и консультативном направлениях работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных образовательных дошкольных и школьных учреждениях, психолого-медико-педагогических консультациях, комиссиях и консилиумах.
2. Воспитывать и развивать нравственные аспекты профессиональной деятельности будущих специалистов, знакомя студентов с морально-этическими требованиями, нормами и принципами работы по психодиагностике, психопрофилактике, психокоррекции и консультированию.
Задачи дисциплины.
- Дать понятие о предмете, задачах и месте психолого-педагогической диагностики в системе психологической и педагогической наук и человекознания в целом.
- Ознакомить с системой основных понятий науки.
- Познакомить с проведением психолого-педагогического обследования и значением психолого-педагогического изучения для определения хода психического развития ребёнка, соответствия возрастным нормам.
- Дать представление о психопрофилактической работе с педагогами, родителями, детьми и подростками
- Дать представление о психологическом просвещении педагогов, родителей, детей и подростков.
- Дать представление о направлениях оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
- Дать представление о психолого-педагогической характеристике, психологическом и педагогическом диагнозах и заключениях.
- Дать представление о консультативной работе с родителями, педагогами, детьми и подростками.
- Дать представление о коррекционно-развивающей работе с детьми и подростками, а также их семьями, о психолого-педагогическом сопровождении, индивидуальном образовательном маршруте.
- Дать понятие о трудностях, реалиях и перспективах психолого-педагогической диагностики, всех направлениях работы.
- Развивать у студентов интерес к содержанию дисциплины и желание самосовершенствоваться в отношении профессиональных умений и навыков.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП
Учебная дисциплина «Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья» является дисциплиной ООП «050700 – Специальное (дефектологическое) образование» по профилям: «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Специальная психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», по циклу Б.3 – профессиональный цикл, его базовой (общепрофессиональной) части Б.3. Б.07.
Дисциплина опирается на знания студентов, полученные в рамках таких дисциплин, как: «Информационные технологии в специальном образовании» (Б.2 Б.02) (базовая часть математического и естественнонаучного цикла Б 2); «Психология» (Б.3 Б.01), «Специальная психология» (Б.3. Б.04) (базовая (общепрофессиональная) часть профессионального цикла Б 3); «История психологии» (Б.3 В.03) (вариативная часть профессионального цикла Б 3 профиля «Специальная психология»). В то же время она сама является базовой для изучения следующих дисциплин: «Методы психологических исследований» (Б.3 В.04) (вариативная часть профессионального цикла Б 3 профиля «Специальная психология»), «Методы психологической диагностики и коррекции» (Б.3 В.14) (вариативная часть профессионального цикла Б 3 профиля «Специальная психология»), «Психологическое консультирование» (Б.3 В.15) (вариативная часть профессионального цикла Б 3 профиля «Специальная психология»); «Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением речи» (Б.3 В.07) (вариативная часть профессионального цикла Б 3 профиля «Логопедия»), «Логопедические технологии обследования речи» (Б.3 В.09) (вариативная часть профессионального цикла Б 3 профиля «Логопедия»); «Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта» (Б.3 В.03) (вариативная часть профессионального цикла Б 3 профиля «Олигофренопедагогика»), «История олигофренопедагогики» (Б.3 В.04) (вариативная часть профессионального цикла Б 3 профиля «Олигофренопедагогика»); «Специальная (коррекционная) дошкольная педагогика» (Б.3 В.10) (вариативная часть профессионального цикла Б 3 профиля «Специальная дошкольная педагогика и психология»). Иначе говоря, знания, полученные студентами в ходе изучения данной дисциплины, станут основой понимания ряда дисциплин различных профилей подготовки, связанных с диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работой с лицами с ОВЗ.
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- Способности к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
- Способности использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);
- Способности осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способности к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП - 1);
- Готовности к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК – 4);
- Способности к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК – 6);
- Готовности к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК – 13);
- Способности осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК – 14).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
- теорию и историю общей и специальной педагогики и психологии;
- методы проведения специальных психолого-педагогических исследований;
- современные тенденции развития психолого-педагогических концепций в системе образования лиц с ОВЗ.
Уметь:
- применять полученные теоретические общепрофессиональные знания как базовые при освоении дисциплин и компетенций профильной подготовки;
- использовать в своей профессиональной деятельности информационные и коммуникационные технологии для решения разного класса профессиональных задач при работе с лицами с ОВЗ;
- работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ;
- определять диагностические и прогностические показатели психического и психофизического развития лиц с ОВЗ;
- работать с медицинскими картами лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Владеть:
- приемами и методами медико-психолого-педаго-гического обследования лиц с ОВЗ на основе учета принципа онтогенетического развития.
1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
Объем дисциплины – 144 часа. При очной форме обучения аудиторная работа составляет 72 часа, в том числе: лекции – 34 часа, практические занятия – 32 часа, лабораторные работы – 6 часов. Самостоятельная работа студентов – 72 часа. Экзамен – в 4 семестре. При заочной форме обучения аудиторная работа составляет 12 часов, в том числе: лекции – 8 часов, практические занятия – 4 часа. Самостоятельная работа студентов – 132 часа. Экзамен – в 4 семестре.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоёмкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики | |||||||
1.1. | Определение основных понятий науки. История её появления и становления. | ||||||
1.2. | Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагнос-тической процедуре. | ||||||
1.3. | Психодиагностические средства. | ||||||
1.4. | Психолого-педагогическая характеристика. Психоло-гическое и педагогическое заключения. | ||||||
2. Психолого-педагогическая служба | |||||||
2.1. | Психологическая служба образования. | ||||||
2.2. | Направления деятельности психологической службы образования. | ||||||
2.3. | Психолого-медико-педагогическая служба. Психолого-педагогическая служба в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. | ||||||
2.4. | Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. | ||||||
3. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей | |||||||
3.1. | Принципы отбора детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения. | ||||||
3.2. | Этапы диагностического процесса. Комплектование специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. | ||||||
3.3. | Особенности психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья. | ||||||
3.4. | Обзор методик, использующихся в деятельности психолого-медико-педагогической службы. | ||||||
Итого |
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего рудоёмкость | Аудиторные занятия | Самостоят работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1. Теоретические основы психолого-педагогической диагностики | |||||||
1.1. | Определение основных понятий науки. История её появления и становления. | ||||||
1.2. | Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагнос-тической процедуре. | ||||||
1.3. | Психодиагностические средства. | ||||||
1.4. | Психолого-педагогическая характеристика. Психоло-гическое и педагогическое заключения. | ||||||
2. Психолого-педагогическая служба | |||||||
2.1. | Психологическая служба образования. | ||||||
2.2. | Направления деятельности психологической службы образования. | ||||||
2.3. | Психолого-медико-педагогическая служба. Психолого-педагогическая служба в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. | ||||||
2.4. | Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. | ||||||
3. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей | |||||||
3.1. | Принципы отбора детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения. | ||||||
3.2. | Этапы диагностического процесса. Комплектование специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. | ||||||
3.3. | Особенности психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья. | ||||||
3.4. | Обзор методик, использующихся в деятельности психолого-медико-педагогической службы. | ||||||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел первый: Теоретические основы психолого-педагогической диагностики.Раздел включает в себя 4 темы.
Тема 1.1. Определение основных понятий науки. История её появления и становления. Значение термина «диагноз» (греч.). Дословный перевод термина «психодиагностика». Научное определение психодиагностики в начале ХХ века и на этапе современного состояния науки. Отличие диагноза медицинского от диагноза психологического. Психологическая и педагогическая диагностики: сходство и отличия. Психолого-педагогическая диагностика. Цель, задачи, предмет науки.
История становления психодиагностики за рубежом и в нашей стране. Психолого-педагогическая диагностика в системе других наук. Современные проблемы науки и перспективы её развития.
Тема 1.2. Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к психодиагностической процедуре. Определение понятия «психодиагностическая процедура». Психологическое обследование, психологическое исследование: сходство и отличие понятий. Психологический анализ результатов обследования (интерпретация).
Технология проведения психодиагностической процедуры.
Нормативные требования к психодиагностической процедуре:
· принципы психодиагностики (соблюдение тайны, принцип научной обоснованности, принцип ненанесения ущерба, принцип объективности выводов, принцип эффективности предлагаемых рекомендаций);
· особые квалификационные требования, предъявляемые к специалисту, занимающемуся психодиагностикой;
· морально-этические нормы проведения психодиагностической процедуры.
Требования к процедуре индивидуального и группового обследования.
Требования к психодиагностической литературе и методическим материалам.
Требования к пользователям методик (пользователь-психолог, использование методик специалистами-смежниками). Требования к использованию компьютеров в психодиагностике.
Тема 1.3. Психодиагностические средства. Определение понятия «психодиагностические средства»: методы и методики. Классификация арсенала психодиагностических средств: методы высокого уровня формализации (строго формализованные) и методы низкого уровня формализации (мало формализованные).
Классификация строго формализованных методов: тесты, опросники, анкеты, проективная техника, психофизиологический метод.
Характеристика метода тестов. Классификация тестов. Характеристика метода опросников. Опросники личности. Опросники-анкеты. Биографические анкеты. Характеристика метода проективной техники. Общая характеристика метода. Классификация проективных методик в зависимости от стимулов. Характеристика психофизиологического метода. История появления метода. «Тепловское» направление в психологии. Применение методов строго формализованной психодиагностики в психологической и педагогической практике.
Классификация мало формализованных методов: наблюдение, беседа и интервью, метод анализа продуктов деятельности человека.
Характеристика метода наблюдения. Определение понятия. Цель наблюдения. Схема наблюдения. Виды наблюдения. Правила проведения наблюдения. Характеристика методов беседы и интервью. Определение понятий. Технология проведения диагностической беседы и диагностического интервью. Характеристика метода анализа продуктов деятельности человека. Определение понятия «продукты деятельности» и «продукты детской деятельности». Анализ продуктов детской деятельности. Интерпретация результатов анализа. Применение методов мало формализованной диагностики в психологической и педагогической практике.
Понятие о «тестах учителя» в современной зарубежной и отечественной психодиагностике.
Понятие об эксперименте. Виды экспериментов. Понятие о развёрнутом психолого-педагогическом эксперименте.
Тема 1.4. Психолого-педагогическая характеристика. Психологическое и педагогическое заключения. Определение понятий: «психологическая характеристика», «педагогическая характеристика», «психолого-педагогическая характеристика». Требования к составлению психолого-педагогической характеристики (ПсПХ). Структура ПсПХ. Содержание структурных разделов ПсПХ. Применение ПсПХ в психолого-педагогической практике (текущее /динамическое/ наблюдение за детьми, консультирование, направление к психиатру, направление в психолого-медико-педагогическую консультацию, психодиагностика и др.).
Психологическое заключение. Педагогическое заключение. Определение понятий. Заказчики (адресаты) психологического и педагогического заключений. Требования к структуре заключения в зависимости от запроса, цели заказчика (адресата). Структура и содержание психологического и педагогического заключений. Требования к оформлению заключений.
Раздел второй: Психолого-педагогическая служба. Раздел включает в себя 4 темы.
Тема 2.1. Психологическая служба образования. Концепция психологической службы образования. Научные предпосылки создания школьной психологической службы. Научный, практический, прикладной аспекты школьной психологической службы. Предмет школьной психологической службы. Модель и структура школьной психологической службы (И.В.Дубровина). Содержание работы школьной психологической службы. Актуальное и перспективное направления деятельности школьной психологической службы.
Функции психолога в дошкольных учреждениях, школах, домах ребёнка, интернатах. Формы организации школьной психологической службы. Структура психологической службы народного образования. Нормативно-правовые материалы, регламентирующие деятельность практических психологов образования.
Тема 2.2. Направления деятельности психологической службы образования. Основные направления работы психологической службы: психопрофилактическая, психодиагностическая, психокоррекционная и развивающая, консультативная, психологическое просвещение.
Психопрофилактика и психологическое просвещение. Определение понятий. Психопрофилактика и психологическое просвещение как направления работы психологической службы и как деятельность психолога образования. Содержание психопрофилактической и просвещенческой работы. Методы психопрофилактики и просвещения (лекции, наблюдение, беседа, интервью, опрос, эксперимент, психологическая и педагогическая коррекция и т.д.).
Психокоррекция. Определение понятия. Психокоррекция как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционная и развивающая работа. Схема психокоррекции. Пути организации психокоррекции: ориентированный на усреднённое представление о норме решения проблемы; ориентированный на индивидуальные возможности человека.
Психологическое консультирование. Определение понятия. Психологическое консультирование как направление работы психологической службы и как деятельность практического психолога образования. Виды консультирования. Индивидуальное и групповое консультирование. Этапы процедуры консультирования: установление контакта, сбор информации, гипотезы, формулирование проблемы, выработка способов решения проблемы, проектирование коррекционных воздействий и способов контроля. Включение диагностических методов в процесс консультирования.
Тема 2.3. Психолого-медико-педагогическая служба. Психолого-педагогическая служба в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. Понятие о психолого-медико-педагогической службе. Структурные образования психолого-медико-педагогической службы (ПМПС). Понятие о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК). Понятие о психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) образовательных учреждений.
Концепция специальной психологической помощи в системе специального образования. Цели и задачи специальной психологической помощи. Основные направления работы психологической службы специальных (коррекционных) учреждений. Организация и содержание специальной психологической помощи в зависимости от вида нарушений развития детей, от их возрастных особенностей.
Понятие о психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих отклонения физического и/или интеллектуального развития.
Тема 2.4. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Служба семьи. Психолого-педагогическая помощь семье. Ориентированность психолого-педагогической помощи на членов семьи, на семью в целом, на отдельные проблемы. Виды помощи семье. Модели помощи семье: педагогическая, социальная, психологическая, психотерапевтическая. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Раздел третий: Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития у детей. Раздел включает в себя 4 темы.
Тема 3.1. Принципы отбора детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения. Принципы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей: гуманность, комплексный подход, всестороннее и целостное изучение, структурно-динамическое изучение, системный подход, качественное и количественное изучение, единство диагностики и коррекции, значение ранней диагностики, изучение ребёнка в процессе деятельности, учёт потенциальных возможностей развития и др. Вклад в разработку данных принципов Л.С. Выготского, Г.М. Дульнева, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовского, А.Р. Лурии, М.М. Семаго и др. Значение использования данных принципов в психолого-педагогической практике в целом и при отборе детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения.
Тема 3.2. Этапы диагностического процесса. Комплектование специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. Понятие об этапах (уровнях) диагностики нарушений развития у детей: скрининг-диагностике, дифференциальной диагностике, феноменологической (углублённой) диагностике. Цель, задачи, содержание, проблемы каждого этапа диагностического процесса. Осуществление данных этапов в деятельности психолого-медико-педагогической службы (ПМПС) и её структурных образованиях.
Комплектование специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: положения о приёме, деятельность психолого-медико-педагогической службы (ПМПС).
Тема 3.3. Особенности психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности проведения психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья: умственно отсталых, с задержкой психического развития, имеющих нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, эмоционально-волевой сферы и поведения, со сложными (комплексными, сочетанными, комбинированными) нарушениями развития.
Тема 3.4. Обзор методик, использующихся в деятельности психолого-медико-педагогической службы. Обзор наиболее часто применяемых методов и методик для диагностики нарушений развития у детей, для выявления специфических особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Стандартные наборы и серии методик. Использование компьютера.
Перечень тем лекционных занятий
Лекция 1. (2 ч.) Тема: «Определение основных понятий науки. Психолого-педагогическая диагностика: цель, задачи, предмет науки».
Лекция 2. (2 ч.) Тема: «Психодиагностическая процедура».
Лекция 3. (2 ч.) Тема: «Психодиагностические средства. Классификация арсенала психодиагностических средств».
Лекция 4. (2 ч.) Тема: «Характеристика методов психолого-педагогической диагностики».
Лекция 5.(2 ч.) Тема: «Психологическая служба образования».
Лекция 6. (2 ч.) Тема: «Направления деятельности психологической службы образования».
Лекция 7. (2 ч.) Тема: «Психолого-медико-педагогическая служба. Психолого-педагогическая служба в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях».
Лекция 8. (2 ч.) Тема: «Принципы отбора детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) общеобразовательные учреждения».
Лекция 9. (2 ч.) Тема: «Особенности психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья».
Лекция 10. (2 ч.) Тема: «Обзор методик, использующихся в деятельности психолого-медико-педагогической службы».