Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников.
Выполнила Лунина Альбина 31-П псих.пед. 3 курс
Модуль 1.
Основные ситуации, в которых возможно проведение коррекционно-развивающей работы:
1. Ощущение пустоты, безысходности, бессмысленности и потеря смысла жизни.
2. Обостренное чувство вины, стыда, одиночества.
3. Внутрисемейные проблемы в отношениях с детьми.
4. Чувство страха, тревоги, невроза, депрессии, навязчивые мысли.
5. Приступы панической атаки.
6. Повышенная агрессия или присутствуют мысли о суициде.
7. Произошла психологическая травма, потеря близкого человека, горе, кризис.
8. Наблюдаются проблемы в общении, установлении новых контактов; излишняя неуверенность в себе и застенчивость.
9. Возникают проблемы в сексуальной сфере.
10. Вы находитесь на грани развода, присутствует ситуация конфликта.
11. Различные виды зависимости.
12. Возникли проблемы в семейных и межличностных отношениях.
13. Затруднения в приоритете целей и неуверенность в принятии решений.
14. Личностная дезориентация или вы не можете понять другого человека.
15. Возникли затруднения в установлении близких отношений.
16. Проблемы с весом (ожирение или худоба), нарушения сна, психосоматические расстройства.
17. Вы нуждаетесь в профориентировании.
18. Вам необходима психологическая диагностика.
19. Вы хотите измениться, но не знаете как.
Модуль 2.
Задание 1.
Запрос: Провести диагностику взаимоотношений в семье, отношение между матерью и сыном.
Информация:Мальчик 6 лет часто отказывается от еды, пребывает в плохом настроении, несколько раз случались приступы агрессии на маму. Но охотно идет на контакт, рассказывает о страхах перед 1 сентября.
Постановка проблемы:Кризисный возраст, переживания перед вступлением в 1 класс.
Методики обследования: Рисунок семьи, несуществующее животное.
«Рисунок семьи»
Поведение испытуемого во время диагностики:Испытуемый во время исследования спокоен. Сразу усваивает инструкцию к выполнению, слегка поспешен при выполнении, вежлив.
Заключение по результатам исследования:
На рисунке изображены слева направо: Леша, мама, брат, папа.
Основные моменты:
- Все держатся за руки, но имеют достаточно личного пространства - благоприятная обстановка в семье;
- Мама - самый близкий человек, с которым у Леши много общего;
- Себя мальчик нарисовал первым, что говорит о достаточно высоком уровне самооценки;
- Семья в сборе, улыбки на лицах, все протягивают руки друг к другу, поддерживая и помогая;
- На рисунке у всех присутствует голова, глаза, рот. Это говорит о том, что ребенок не замкнут в себе, развито общение.
- Все члены семьи нарисованы одного размера, что так же говорит о дружелюбной обстановке в семье;
- Несмотря на сплоченность семьи, Леша нарисовал черты лица брата несколько иначе, чем у всех (сведенные глаза и ухмылка делает лицо более агрессивным). Что свидетельствует о возможных конфликтах между ними.
В семье ребенка все гармонично, все говорит о хороших взаимоотношениях в семье. Спокойной, счастливой и размеренной жизни. Леша занимается футболом, что приносит ему много удовольствия, именно это он и изображает в своем рисунке. В семье все добрые и заботятся друг о друге.
При объяснении ребенком рисунка было видно восхищение и уважение к своим родителям. Леша положительно отзывался о всех членах семьи и рассказывал все с удовольствием. К рисунку приступил быстро, с энтузиазмом
«Несуществующее животное»
Поведение испытуемого во время диагностики:Испытуемый во время исследования спокоен. Сразу усваивает инструкцию к выполнению, слегка поспешен при выполнении, вежлив.
Заключение по результатам исследования:
По положению фигуры на листе мы заключаем, что с самооценкой у испытуемого все в порядке. Рисунок находится чуть выше срединной линии листа, что говорит о некотором недовольстве своим положением.
Голова направлена вправо и мы заключаем, что это больше человек действия, ориентированный на практическую деятельность, а не на абстрактные сентенции.
Обращаем внимание на глаза, точнее, один глаз, так как рисунок выполнен в профиль животного. Страхи данного субъекта присутствуют, так глаза округлые с точкой вместо зрачка.
По детали «уши» можно сказать, что испытуемый заинтересован в получении информации, он ценит ее и стремится получать. Ухо довольно большое и явно хорошо воспринимающее, так к ему уделено достаточно времени и внимания. Слегка приоткрытый рот свидетельствует о малой степени недоверчивости.
Прорисовка ног(нижних конечностей) нервна, есть многократные повторения, что говорит о тревоге, связанной с опорой на окружение. За счет количества конечностей можно сказать, что испытуемому необходимо больше уверенности в том, что его поддержат.
Контур фигуры больше заштрихован сверху, поэтому можно сказать, что ребенка хорошая самооценка.
Бумага почти не продавлена, что говорит о спокойном состоянии в момент проведения теста.
Энергия человека колеблется в средних пределах, так как присутствуют не только необходимые, но и некоторое количество украшающих рисунок элементов.
Животное скорее нейтральное, признаков агрессии выявлено не было.
Название несуществующего животного «верблюпон»говорит о приоритете разума, книжно-научное окончание указывает на демонстрацию ума субъектом, показа своей эрудиции.
Интерпретация полученных данных в ходе исследования:
По данным исследования было выявлено стрессовое состояние ребенка в связи, с вступлением в младший школьный возраст. Агрессивность не акцентуирована, обусловлена стрессом и переживаниями ребенка. Взаимоотношения в семье дружественные, теплые. Есть потребность в поддержке и понимании.
Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным направлением художественно-эстетического развития; предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития в целом.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка:
- Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия) ;
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.);
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.) .
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
· сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
· формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
· формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
· развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
· развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
Содержание деятельности педагога-психолога.
Работа с детьми.
1. Плановая психолого-педагогическая диагностика эмоционального благополучия ребенка.
2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.
4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
5. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.
Работа с педагогами.
1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий.
2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами,
3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.
Работа с родителями.
1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
2. Индивидуальное консультирование родителей.
3.Диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу, плану педагога-психолога).
4. Просветительская работа среди родителей.
5. Организация и проведение тренингов, семинаров.
Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников.
Педагог-психолог осуществляет:
· Психологическую диагностику познавательных процессов детей.
· Психологическую диагностику личностных качеств.
· Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
-зрительно-моторная координация;
-составление сюжетного рассказа по серии картин;
-понимание логико-грамматических конструкций;
-установление причинно-следственных связей;
-ориентировка на листе бумаги.
Рекомендации родителям: