Педагога-психолога МКОУ СОШ № 8

Аналитический отчет

Педагога-психолога МКОУ СОШ № 8

Шерстнёвой С.А. за 2012-2013 уч.г.

1. Ф.И.О. – Шерстнёва Светлана Алексеевна.

2. Дата рождения – 24.03.1962 г.

3. Стаж работы: общий 29 лет; в данном учреждении 18 лет; по специальности 15 лет.

4. Разряд (категория), дата присвоения – 13 разряд (1 категория) – 29.04.2009 г.

5. Сведения о повышении квалификации (КПК, ПК - дата прохождения, тема, кол-во часов) – КПК с 20.02.2012г. по 16.03.2012г. в объёме 108ч. Тема: «Организационно-педагогические условия повышения качества деятельности педагогов-психологов».

Перспектива аттестации – 2014 г. Тема «Роль психолога в формировании и развитии интеллектуальной, гармонической, физически и психически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению».

6. Цель деятельности: Психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации школьников. Задачи: 1 – Отслеживать актуальное психологическое состояние школьников на всех возрастных этапах. 2 – Оптимизация и гармонизация «Я-концепции» учащихся. 3 – Формировать умение конструктивно действовать в конфликтных ситуациях. 4 – Формировать мотивацию самовоспитания и саморазвития. 5 – Формировать умение принимать ответственные решения и делать самостоятельный выбор.

7. Анализ выполнения основных направлений деятельности:

Диагностическая деятельность.

С целью получения информации об индивидуальных особенностях развития ребёнка на различных возрастных этапах психологом ведутся мониторинговые исследования:

· Готовность детей к началу школьного обучения.

· Процесс адаптации учащихся 1-х, 5-х,10-х классов.

· Мотивация деятельности учащихся на уроке.

· Выявление групп риска, предрасположенных к наркотической зависимости.

· Уровень вовлечённости в употребление ПАВ.

· Выявление суицидального поведения подростков.

· Основные трудности родителей при подготовке детей к сдаче ЕГЭ и ГИА.

· Исследование личностной сферы учащихся 9-х и 11-х классов в преддверии подготовки к ЕГЭ и ГИА.

· Социометрия.

· Изучение уровня интеллектуального развития уч-ся 2-х,4-х, 9-х, 11-х классов.

· Изучение уровня воспитанности учащихся 1-11 классов.

· Изучение мнения родителей 1-классников и 5-классников о процессе адаптации их детей при поступлении в школу и при переходе в среднее звено.

Результаты диагностических исследований анализируются, обобщаются и предоставляются психологом администрации школы и педагогам в виде докладов на педсоветах и совещаниях.

Всего за прошедший учебный год было продиагностировано 238 учеников, 98 родителей.

Уровень готовности детей к началу школьного обучения.

Учебный год Кол. детей Суммарная оценка
1 уровень 17 – 25 2 уровень 14 - 17 3 уровень 11 – 14 4 уровень ниже 10
2010-2011 79 % 17 % 4 % 0 %
2011-2012 63,6 % 27,3 % 4,5 % 4,5 %
2012-2013 77 % 13 % 2 % 8 %

Анализ данного исследования показал, что у большинства 1-классников

этого года сформированы предпосылки к школьному обучению.

43 ребёнка из 48 (90 %) показали первый и второй уровни готовности (примерно на том же уровне, что и в прошлом году).

Количество же детей, не готовых к школьному обучению, с каждым годом увеличивается.

Уровень адаптации учащихся 1-х классов.

Учебный год Кол-во учащихся Высокий уровень адаптации Средний уровень адапт. Низкий уровень адаптации
2010-2011 31 % 48 % 21 %
2011-2012 50 % 36 % 14 %
2012-2013 64 % 16 % 20 %

Анализ проведенного исследования показывает, что:

Высокий уровень адаптации имеют 64 % учащихся, что больше чем в предыдущие годы,

но, соответственно, уменьшилось количество учащихся со средним уровнем адаптации.

Количество первоклассников, имеющих низкий уровень адаптации значительно вырос по сравнению с прошлым учебным годом.

Необходимо летом уделить большее внимание адаптации будущих первоклашек.

Уровень тревожности учащихся 5-х классов в период адаптации.

Учебный год Кол-во учащихся Высокий уровень Повышенный уровень Средний уровень Низкий уровень
2010-2011 29 % 23 % 48 %
2011-2012 16 % 37 % 47 %
2012-2013 12 % 24 % 63 %

Анализ данного исследования позволяет сделать вывод о том, что в этом учебном году пятиклассники значительно лучше адаптировались при переходе в среднее звено.

Повышенная тревожность сократилась за 3 года больше чем в два раза. Детей же с низким

уровнем тревожности стало на 16 % больше. Это произошло благодаря преемственности в работе учителей начального и среднего звена, а также совместной плодотворной работе классных руководителей и социально-психологической службы по адаптации пятиклассников (тренинги,

игры, поездки).

Мониторинг

«Группа риска, предрасположенных к наркозависимости»

Учебный год К – во опрошен-ных К – во отсутствующих Группа не риску-ющих % 1 – я группа риска % 2 – я группа риска % 3 – я группа риска %
2010 - 2011 47,3 52,7 - -
2011 -2012 - -
2012-2013 - -

Благодаря слаженной работе всех участников образовательного процесса и структурных подразделений стабильной остаётся наркоситуация в школе - нет учащихся, входящих во 2-ю и 3-ю группы риска, хотя ежегодно сокращается группа не рискующих

и, соответственно, растёт 1-я гр. риска.

В коррекционной работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные формы и методы коррекции: «Арт-терапия», «Изо-терапия», «Танце-терапия», «Мама-терапия» и другие.

Коррекционные группы создаются по результатам диагностических исследований. В этом учебном году было создано 5 групп в соответствии с целями и задачами коррекции. Групповой коррекцией были охвачены следующие категории учащихся:

1 группа - учащиеся 1-х классов с низким уровнем развития познавательных процессов и низким уровнем адаптации;

2 группа - учащиеся 5-х классов с повышенной агрессией, тревожностью и другими негативными эмоциональными состояниями;

3 группа – подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации;

4 группа – учащиеся с ограниченными возможностями;

5 группа – учащиеся, находящиеся под опекой и попечительством.

Всего групповыми коррекционными занятиями было охвачено 26 человек.

Индивидуальная коррекция – 7 человек.

«Карты клиента» заведены на 6 человек (итого-32)

В результате коррекционной работы на конец учебного года у 2 % первоклассников, т.е. у одного ученика (из 20% на начало учебного года) остался низкий уровень адаптации, у всех троих пятиклассников (12 %) тревожность снизилась (у двоих - до среднего уровня и у одного – до низкого).

Консультативная деятельность . Всего за прошедший учебный год было дано 67 консультации. Из них групповых - 7, индивидуальных – 59.

Обращались за помощью педагоги, родители, студентка, учащиеся, сотрудники школы. Вопросы самые разные: личные, профконсультирование, но больше всего - на тему воспитания и обучения детей и взаимоотношений «учитель-ученик», «родитель-ученик».

Психологическое просвещение учащихся, родителей, педагогов.

Проведение классных часов. Тематика: «Где живёт наша память?», «Уроки психологической грамоты», «Урок хороших манер», «Как чёрные братья хотели весь Мир завоевать», «Урок правовой культуры», «Друг в беде не бросит» - 1- 4 класс, «Характер. Темперамент», «Дым, уносящий жизнь» -5 класс, «Искусство общения» - 7 класс, «Его величество - «Интерес», правовой кл.час. «Подросток и закон», «По лабиринтам жизненных ситуаций», Тренинг по теме «Конфликт», «Интернет – зависимость. Как от неё избавиться?» - 8-9 класс, «Мой характер. Акцентуации характера» - 10 класс, «Жизненные ценности», «Суб-культура. Феномен толпы», «Как психологически подготовиться к ЕГЭ - 11 класс.

Памятки: «Приёмы мобилизации интеллектуальных возможностей во время сдачи экзамена», «Как снять стресс», «Как вести себя во время экзамена» и д.

Выступление на родительских собраниях: «Ваш ребёнок пошёл в первый класс», «Адаптационный период при переходе в среднее звено», «Как помочь детям успешно сдать ЕГЭ», «О возрастных психологических особенностях», «Родительская любовь», «Детские неврозы», «Роль отца в воспитании детей», «Почему грубит подросток?»

Проведение психолого-педагогических семинаров: «Профилактика суицида среди подростков и детей школьного возраста», «Адаптационный период в школе», «ЕГЭ. Трудности и стратегии поддержки старшеклассников».

Выступление на заседаниях МО: учителей естественно-географического цикла.

Тема «Использование на уроке основных методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся»; учителей начальных классов. Тема «Психология крика. Профилактика детских неврозов», классных руководителей Тема «Современные приёмы и методы работы с семьёй».

Памятки и рекомендации: «Рекомендации по снятию тревожности у учащихся», «Рекомендации для педагогов и родителей по построению эффективного взаимодействия с подростками», «Приёмы и упражнения для снятия психологического напряжения и дискомфорта при подготовке к ГИА и ЕГЭ», буклет «Первый раз в первый класс» и другие.

Профилактическая работа

Совместно с социальным педагогом мы участвуем в работе Совета школы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. На заседаниях Совета рассматриваются такие вопросы как «Постановка на внутришкольный учет», «Снятие с учета», «Организация свободного времени подростка», «Профилактика аддиктивного поведения детей и подростков», заслушиваются отчеты классных руководителей, педагога-психолога по профилактической работе.

Социально – психологическая служба школы проводит индивидуальную работу с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении. На каждого обучающегося, состоящего на внутришкольном учете, в КДН и ОВД составлены психолого-педагогические характеристики, ведутся карты индивидуально-психологического развития, составлены планы профилактической работы с детьми и подростками «группы риска». Кроме того, для успешной работы по профилактике правонарушений внедрена в практику работы школы программа совместной деятельности социально-психологической службы с классным руководителем по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних, даются рекомендации, памятки по работе с «трудными детьми».

С родителями велась работа по профилактике детского суицида, вовлечённости подростков в употребление ПАВ, по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений. Разработаны рекомендации и беседы на родительских собраниях: «Родительская любовь», «Лекарство от прогулов», «Мой ребенок становится трудным», «Если ребёнок впервые ушёл из дому», «Почему грубит подросток?», «Как уберечь ребёнка от наркотиков?», «Крик о помощи…» - по профилактике суицидального поведения.

С учащимися были проведены такие профилактические мероприятия:

1- беседы: «Как чёрные братья хотели весь мир покорить» - 3 класс,

«Дым, уносящий жизнь» - 5 класс, «Подумай ещё раз» - 8, «Подросток и закон» - 9-11 класс.

2 - Психологическая игра «Кто Я?»

3 - 10 причин, по которым я никогда не стану употреблять наркотики.

4 – философский стол «Счастье – это…» - группа №3.

5 – «Линия моей жизни» - проектирование жизненной траектории – 9 класс.

6 – Конкурс рисунков на тему «Я выбираю жизнь!».

7 – выпуск буклета на тему «Спорт против наркотиков».

8 – психологический практикум «Анти - стресс» - 9,11 классы.

9 – тренинг общения по теме «Конфликт» - 5, 6, 8 классы.

Работа с пед . коллективом.

Диагностическое исследование «Психологическое выгорание».

Проведение психолого-педагогических семинаров: «Профилактика суицида среди подростков и детей школьного возраста», «Адаптационный период в школе», «ЕГЭ. Трудности и стратегии поддержки старшеклассников».

Выступление на заседаниях МО: учителей естественно-географического цикла.

Тема «Использование на уроке основных методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся»; учителей начальных классов. Тема «Психология крика. Профилактика детских неврозов», классных руководителей Тема «Современные приёмы и методы работы с семьёй».

Памятки и рекомендации: «Рекомендации по снятию тревожности у учащихся», «Рекомендации для педагогов и родителей по построению эффективного взаимодействия с подростками», «Приёмы и упражнения для снятия психологического напряжения и дискомфорта при подготовке к ГИА и ЕГЭ», буклет «Первый раз в первый класс» и другие.

Аналитический отчет

педагога-психолога МКОУ СОШ № 8

Наши рекомендации