И конструктивной деятельности слабослышащих детей

У нормально развивающегося ребенка очень рано, в 2—3 года, появляется большой интерес к рисованию, лепке, конструированию. Дети еще не создают предметных изображений, но они очень любят черкать карандашом по бумаге, мять пластилин, нагромождать кубики друг на друга. Постепенно эта деятельность становится все более целенаправленной и вместе с тем разнообразной. Наступает момент, когда ребенок обнаруживает сходство своих каракулей, случайно объединенных кубиков, раскатанного куска пластилина со знакомыми предметами и называет их соответствующими словами («Смотри, шарик!», «Дом», «О, червяк!» и т. п.). С этого времени ребенок начинает целенаправленно искать сходство своих изображений с предметами, а затем переходит к преднамеренному их изображению. На четвертом году жизни у него, как правило, появляются первые предметные изображения.

У слабослышащих детей мы такого развития в большинстве случаев не наблюдаем.

Всем, кто работает со слабослышащими детьми, известно, что эта категория детей чрезвычайно неоднородна: одни из них по состоянию слуховой функции и по уровню развития речи к началу дошкольного возраста очень близки к глухим, другие — к слышащим, третьи составляют промежуточную группу.

Естественно, что и развитие деятельности происходит у слабослышащих детей неодинаково. Однако при этом можно все же выделить некоторые особенности развития, присущие категории слабослышащих детей.

Как правило, у слабослышащих детей, в отличие от нормально развивающихся, в раннем возрасте мы не наблюдаем даже первых признаков развития изобразительной деятельности. К 3 годам у них не только отсутствует предметное изображение, но нет и разнообразия черкания или попыток узнавать в своих каракулях какие-либо предметы (ассоциировать свои каракули с предметами), которые так характерны для нормально развивающихся малышей.

Однако интерес к рисованию у них в большинстве случаев есть: дети любят «рисовать», т. е. водить карандашом по бумаге, оставляя на ней заметный след.

Большинство слабослышащих детей без специального обучения не овладевает предметным рисунком до 5 лет. После 5 лет картина существенно меняется: дети начинают активно рисовать, лепить.

Предметные рисунки слабослышащих детей, не посещающих специальные дошкольные учреждения, в большинстве случаев представляют собой усвоенные от родителей графические образы, которые могут повторяться многократно. Например, если мать изучила девочку рисовать «домик», то абсолютно одинаковые «домики» будут изображаться ею раз за разом, превращаясь в штамп. Штампы, усвоенные слабослышащими детьми, не видоизменяются, не обогащаются, количество их остается ограниченным. Поэтому зачастую слабослышащий ребенок может нарисовать весьма сложный предмет — машину, самолет, но не может нарисовать более простые — дерево, дом, человека; может нарисовать дом, но не может изобразить какой-либо другой, даже хорошо знакомый предмет и т. п. Рисунки слабослышащих детей обычно адекватны, узнаваемы, но слабы по технике исполнения, примитивны, не соответствуют уровню возраста. Цвет в рисунке используется слабо, часто карандаш того или иного цвета выбирается произвольно.

Рисунки слабослышащих детей, имеющих фразовую речь и посещающих массовый детский сад, обычно значительно лучше, но и они не достигают уровня рисунков других детей.

Несколько лучше обстоит дело с конструированием. У отдельных детей старшего дошкольного возраста мы встречаем достаточно сложную конструктивную деятельность. Однако у большинства детей и здесь имеется набор стандартных примитивных построек, которые воспроизводятся каждый раз в одном и том же виде и часто совсем не обыгрываются или обыгрываются очень примитивно.

В то же время потенциальные возможности развития изобра­зительной и конструктивной деятельности слабослышащих детей очень велики. При правильной организации обучения они могут достигнуть того же уровня, что и слышащие дети.

Если же обучение слабослышащих детей лепке, рисованию, аппликации, конструированию ведется без учета особенностей их развития, по аналогии со слышащими, оно дает низкие результаты. Хотя дети овладевают техникой изобразительной деятельности, рисунки их продолжают оставаться бедными по содержанию, стереотипными (повторяют друг друга); в ограниченных пределах развивается сюжетный рисунок, в большинстве случаев оказывается примитивным замысел. Дети совсем не могут лепить, рисовать по словесной инструкции (по представлению).

Наши рекомендации