Принудительные меры воспитательного воздействия (ПМВВ), предусмотренные статьями 90 и 91 УК Российской Федерации
В соответствии с ч. 1 ст. 90 УК Российской Федерации несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Указанные меры перечислены в ч. 2 ст. 90 УК Российской Федерации, а их содержание в общем виде раскрывается в 91 УК Российской Федерации.
Принудительные меры воспитательного воздействия относятся к иным, кроме наказания, мерам уголовно-правового характера наряду с принудительными мерами медицинского характера и конфискации имущества. Иные меры уголовно-правового характера отличаются от наказания по своим целям. Основная цель принудительных мер воспитательного воздействия – воспитательная. Эти меры не влекут за собой судимости.
Всего предусмотрено четыре вида ПМВВ.
1. Предупреждение (п. «а» ч. 2 ст. 90, ч. 1 ст. 91 УК Российской Федерации). Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК Российской Федерации. Предупреждение, как правило, носит публичный характер, и объявляется судьей в зале судебного заседания.
2. Передача под надзор родителей или лиц их заменяющих, либо специализированного государственного органа (п. «б» ч. 2 ст. 90, ч. 2 ст. 91 УК Российской Федерации). На указанных лиц или на специализированный государственный орган при этом возлагаются обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
В соответствии с абзацем вторым п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»[1] решая вопрос о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на него, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить его надлежащее поведение и повседневный контроль за ним. Для этого необходимо, например, истребовать данные, характеризующие родителей или лиц, их заменяющих, проверить условия их жизни и возможность материального обеспечения несовершеннолетнего. При этом должно быть получено согласие родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор.
Специализированным государственным органом, которому в соответствии со ст. 90 УК Российской Федерации может быть передан под надзор несовершеннолетний, а также органом, который вправе обращаться в суд с представлением об отмене принудительной меры воспитательного воздействия в случаях систематического ее неисполнения несовершеннолетним, является комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (абзац второй п. 38 рассматриваемого постановления). Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в порядке, определяемом законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[2].
Данную меру уголовно-правового характера следует отличать от присмотра за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, который является мерой пресечения в уголовном процессе (ст. 105 УПК Российской Федерации).
3. Возложение обязанности загладить причиненный вред (п. «в» ч. 2 ст. 90, ч. 3 ст. 91 УК Российской Федерации). Указанная обязанность судом возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Из смысла закона вытекает, что обязанность загладить причиненный вред возлагается на несовершеннолетнего только в тех случаях, когда он имеет возможность выполнить эту обязанность собственными силами или средствами. Способом заглаживания вреда, помимо упомянутых выше, может быть возложение на несовершеннолетнего обязанности принесения публичного извинения потерпевшему. Последнее может сочетаться с возмещением имущественного вреда.
4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (п. «г» ч. 2 ст. 90, ч. 4 ст. 91 УК Российской Федерации). В соответствии с ч. 4 ст. 91 УК Российской Федерации, изложенной в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»[3] эти мерымогут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Данный перечень не является исчерпывающим.
Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько ПМВВ. Срок применения ПМВВ, предусмотренных пунктами «б» и «г» ч. 2 ст. 90 УК Российской Федерации, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести (ч. 3 ст. 90 УК Российской Федерации).
Согласно ч. 4 ст. 90 УК Российской Федерации в случае систематического неисполнения несовершеннолетним ПМВВ эта мера по представлению специализированного государственного органа, т.е. комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
Под систематическим неисполнением несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия следует понимать неоднократные (более двух раз) нарушения в течение назначенного судом срока применения принудительной меры воспитательного воздействия (например, ограничения досуга, установления особых требований к его поведению), которые были зарегистрированы в установленном порядке специализированным государственным органом. Если несовершеннолетнему назначено одновременно несколько ПМВВ и в течение определенного срока он допустил единичные нарушения (не более двух раз по каждой из них), такие нарушения не могут быть признаны систематическими, дающими основание для применения судом положений УК Российской Федерации об отмене ПМВВ (п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1).