Примерная индивидуально-групповая карта развития общения со сверстниками
(третий год жизни)
л 1-о | я | X CR S | ||||
S S л S | о X я ш 1-1- <2 К Ф | 1- S се W | s о Ч К О. | «1 ED U | If ф s се са | «X Is и X ее 2 |
х о- | к х | 1- | Ь- °- | 2 s | о с | |
ш ф | т о | ш | » я | s s | X с | |
О) ю | к а. | ч | се | «0 g | 1 я | 1- >< |
=1 о | ое | »° - | Q. | а° | а. &> | о а. |
VD о | о. о | Св S | СГ | Jfc о | X ь. | |
О о | с= ч | X S | S | 5 О | С ч | О m |
Катя В. | Да | Да | Да | Изредка | Да | Да |
Саша А. | Да | Изредка | Изредка | Нет | — | Изредка |
Денис И. | Нет | Изредка | Нет | Нет | — | Нет |
Ваня М. | Изредка | Изредка | Изредка | Изредка | Изредка | Да |
Маша С. | Да | Да | Изредка | Да | Да | Да |
и т.д. |
На основании данной карты воспитатель делает вывод о том, что в целом в группе преобладают доброжелательные отношения между детьми, но при этом интерес к сверстникам развит недостаточно. Благополучнее всего общение со сверстниками развивается у Кати и Маши. Следует обратить внимание на воспитание у Дениса эмоционально-положительного отношения к ровесникам, вовлекать его в эмоциональные игры с детьми. А по отношению ко всей группе — чаще организовывать совместные игры и занятия с малышами.
Аналогично составляются карты и по другим направлени-
8. Организация планирования педагогической деятельности 251
_________________ :______________ и наблюдения за развитием детей______
ям развития. Ведение их особенно полезно начинающему педагогу, поскольку это нацеливает его на умение систематизировать свои наблюдения, позволяет увидеть группу в целом и индивидуальные особенности каждого. Сравнение карт, заполненных в разные периоды времени, позволит педагогу выявить динамику развития группы и отдельных детей, оценить качество своей работы.
Карты наблюдения за развитием «проблемных» детей
Некоторые дети могут вызывать у воспитателя особую тревогу. В группе может оказаться, например, гиперактивный ребенок, ребенок с невропатией, очень агрессивный или застенчивый и т.д. Наблюдение за такими детьми особенно важно. Необходимо выявить частоту проявлений «трудностей» в течение дня, недели, подобрать ситуации, в которых они проявляются наиболее ярко, постараться понять их причины. Содержание карт наблюдения лучше всего разработать вместе с психологом для каждого случая в отдельности. После того, как психолог сделает свое заключение по поводу ребенка и даст необходимые рекомендации, воспитатель по ходу коррекционной работы заносит свои наблюдения в индивидуальную карту малыша. В этом случае частота заполнения карты может быть увеличена.
Общее значение наблюдений состоит в том, что они помогают взрослым лучше узнать каждого ребенка, приобрести собственный опыт понимания детей, дают возможность конструктивно взаимодействовать с родителями, осуществлять индивидуальный подход к детям и планировать жизнь группы в целом.
Итоги
Планирование деятельности педагога необходимо для эффективной реализации педагогического процесса. С его помощью воспитатель ведет подготовку к реализации образовательной программы: определяет педагогические задачи, распределяет их во времени, намечает, когда и какие следует провести мероприятия, продумывает, как организовать среду, какие подобрать материалы, пособия и игрушки. Планирование должно быть долгосрочным и краткосрочным. Первое дает возможность наметить основные мероприятия на год или на
III. Содержание и методы педагогической
РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
9. Психологическая диагностика развития детей раннего
___________________ ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ процессе
несколько лет. Второе производится еженедельно и ежедневно; включает расписание мероприятий и занятий в группе и подгруппах. Планирование должно строиться на принципах полноты, интеграции, координации, индивидуализации.
Для отслеживания процесса развития ребенка и планирования своей деятельности педагогу необходимо систематическое наблюдение за поведением детей. Оно позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, гибко строить график работы, целенаправленно руководить группой в целом, дает возможность конструктивно взаимодействовать с коллегами и родителями.
Наблюдение должно быть целенаправленным, осмысленным, систематическим. Для большей эффективности необходимо фиксировать его результаты с целью последующего анализа. Существуют разные формы фиксации наблюдений, что зависит от характера наблюдений и педагогических целей. Для ежедневных наблюдений используются карточки, в которые заносятся ситуативные неструктурированные наблюдения, характерные эпизоды из жизни ребенка или группы детей. Для структурированной фиксации информации используются тематические карты-схемы, в которые заносятся данные, полученные у воспитателя в ходе ежедневных наблюдений за неделю или месяц.
Вопросы и задания
1. Обоснуйте необходимость планирования деятельности педагога.
2. Охарактеризуйте основные принципы планирования.
3. В чем состоит значение наблюдения за развитием детей?
4. Каким должно быть квалифицированное наблюдение за развитием детей?
5. Какие существуют способы регистрации наблюдений? Что в них общего и что различного?
6. Какие области развития ребенка подлежат наблюдению?
7. Проведите наблюдение за ребенком и заполните «Карту наблюдений за развитием ребенка раннего возраста» (стр. 246—248).
8. По образцу индивидуально-групповой карты составьте карту развития сюжетно-ролевой игры детей в группе. Сделайте на ее основании выводы.