Учение книжное давало элементарное и повышенное образование
В состав арифметических действий, которые изучали школьники, входили нумерация, удвоение , раздвоение, сложение, умножение, деление, вычитание . Начальное обучение осуществляли мастера грамоты. При обучении элементарной математике прибегали к образным примерам и пальцевому счету . Обучали не только правилам чтения, но и искусству делать книги .
В педагогических статьях того времени помещены советы о воспитании у детей благочестия, о почитании старших и родителей , советы родителям, как обеспечить физический рост, нравственное, , умственное развитие детей, держать их в , строгости, применять в случае непослушания телесные наказания .
В ДРЕВНЕЙ РУСИ ПЕРВЫЕ УЧИЛИЩА СОЗДАВАЛИСЬ ГОСУДАРСТВОМ ПРИ КНЯЖЕСКИХ ДВОРАХ, НО С УПРОЧЕНИЕМ ЦЕРКОВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПОСТЕПЕННО ПЕРЕХОДИЛИ В ВЕДЕНИЕ ЦЕРКВИ. ЭТО ОБЪЯСНЯЕТСЯ ДВУМЯ ПРИЧИНАМИ. КАКИМИ?
Освоение книжности необходимо было в первую очередь священникам
Обучение грамоте и вере воспринимали как единый процесс
10. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Цель обучения в Киевской Руси: 1.
Характерные особенности воспитания и просвещения Древней Руси: 1,2,3,4,5.
Главный материал для письма в Древней Руси: 2
11.УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ
Ответ 1 в, 2_б__, 3_г__, 4_д__, 5__а_
Ответ 1__б_, 2__д_, 3__е_, 4__в_, 5_а__
РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД
к | и | е | в | ||||||||||||
в | и | з | а | н | т | и | я | ||||||||
б | е | р | е | с | т | а | |||||||||
у | д | в | о | е | н | и | е | ||||||||
м | о | н | а | с | т | ы | р | ь | |||||||
б | и | б | л | и | о | т | е | к | а | ||||||
и | о | а | н | н | |||||||||||
с | л | а | в | я | н | с | к | и | й | ||||||
п | р | и | р | о | д | а | |||||||||
н | у | м | е | р | а | ц | и | я | |||||||
к | н | я | ж | е | с | к | о | е | |||||||
с | е | м | ь | я |
13. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ
Ответ 1__б_, 2_а__, 3__в
14. СООТНЕСТИ
Ответ 1_в__, 2__а_, 3__б_
15. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «ТЕОРИИ ВОСПИТАНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII ВЕКА»
16. ЗАПОЛНИТЬТАБЛИЦУ «ОБРАЗОВАНИЕ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XVII ВЕКЕ»
(внимание! Опечатка в Тетради. Надо переместить «Греко-латинские школы» на нижнюю строку, как здесь)
Школа | Содержание образования |
Школа грамоты | Чтение, письмо на славянск.яз., счет, закон Божий, церк. пение. |
Грамматики (повышенные школы) | Славянский, греческий языки, арифметика, религия |
Славяно-греко-латинская академия | грамматика, синтаксис славянск.языка, греч. и лат. яз., риторика, филос., богословие, новые языки. |
Греко-латинские школы | Славянский, греческий, латинский языки, риторика, философия |
17. ОТМЕТИТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ ГОД СОЗДАНИЯ:
6 5 2,7 3 4,1
1136 г. 1574 г. 1585 г. 1638 г. 1649 г. 1653 г. 1681 г. 1685 г.
18. АКАДЕМИК Д.С.ЛИХАЧЕВ ПИСАЛ:
ТЕМА 6.ВОСПИТАНИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
1. ОТМЕТИТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ ПЕРИОД ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ
*-----------------*
100 лет н.э. 200 год 400 год 600 год 800 1000 1200 1400 1600 1800
до н.э. год год год год год год
2. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ 1,2,3
3. ЗАПИСАТЬ ИМЕНА ПЕДАГОГОВ ПОД ИХ ПОРТРЕТАМИ
_Т.Кампанелла_ ___Ф.Рабле_ ___М.Монтень__ Т.Мор
_М. Лютер__ _Э.Роттердамский___ _Х.Л.Вивес_
4. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
Деятели эпохи Возрождения – _, гуманисты _ выдвигали на первое место культ человека и настойчиво боролись против церковно-религиозного мировоззрения, закрепощавшего личность. Но выдвигаемые ими прогрессивные положения _ касались лишь ограниченного круга лиц – социальной верхушки общества. Они не выступали против эксплуатации крестьян, не защищали их право на образование , мало заботились о просвещении народа , считали его главным занятием физический труд.
5. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ
Ответ 1_б__, 2_г__, 3_в__, 4_а__, 5_з__, 6__е_, 7_ж__
6. ДОПИСАТЬ ВЫСКАЗЫВАНИЕ
1.Чтобы научить другого требуется больше ума_, чем чтобы научится самому (М. Монтень)
2. Наставнику легче _командовать__, чем учить. (Дж. Локк)
3. Ничто так прочно не запоминают ученик, как _ошибки своих учителей__. (Ф. Рабле)
7. ИСПРАВИТЬ ОШИБКИ В ТЕКСТЕ:
Мальчики и девочки учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию, естествознание. Их обучают ремеслам, физическое воспитание является главным. Обучение предлагалось «оживлять» с помощью наглядности: городские стены расписывали «превосходной живописью» в удивительно стройной последовательности, отражающие все науки. Широко используется принцип соревновательности.. Учебником служит пособие «Мудрость», где сжато и доступно излагаются все науки. (Т. Кампанелла)*
8. РЕШИТЬ ЧАЙНВОРД:
1г | |||||||||||
у | |||||||||||
м | |||||||||||
а | 4е | в | а | н | г | е | л | и | 5е | ||
н | л | ||||||||||
и | б | ||||||||||
з | а | ||||||||||
2м | о | 3р | |||||||||
Еретик 6.Кампанелла
9. В ПРЕДСТАВЛЕННОМ ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ РЯДУ ОПРЕДЕЛИТЬ, КАКИЕ СОБЫТИЯ В ПРОСВЕЩЕНИИ СООТВЕТСТВУЮТ УКАЗАННЫМ ДАТАМ
1512 – _создание Лондонской публичной школы_______
1524 – _М.Лютер провозгласил идею всеобщего элементарного обучения детей горожан Катехизису на родном яз.
1529 – Работа Э.Роттердамского «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам»_
1534 – __Создан орден иезуитов____
1537 – __Гимназия И.Штурма в Страстбурге__________
1551 – открытие школы иезуитов в Вене_
1588 – школьный устав иезуитов
1599 – _ школьный устав иезуитов _
1614 – школьный устав иезуитов __
1621 – _открыт Страсбургский университет_________
10. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ СОЛНЦА»
11. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ
Ответ 1_а__, 2_е__, 3_г__, 4__д_, 5_в__, 6_б_
12. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
гимназией был представлен едва ли не лучший тип образования XVI века. В этих учебных заведениях вульгарная латынь уступила место классическому латинскому языку, формальная риторика – литературе , средневековая диалектика – математике . Было возрождено обучение древнегреческому языку, часто преподавали древнееврейский язык .
13. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ»
Тип учреждения | Цель создания | Контингент учащихся | Особенности организации учебно-воспит.процесса | Содержание образования |
Школы элементарного (начального) образования | как средство влияния протестантизма. Обучение катехизису на родном языке | горожане 5-12 лет | Раздельно мальч. и дев. | катехизис, письмо, церк. пение |
Учебные заведения повышенного общего образования | ответ на развитие торгово-промышл. цивилизации | горожане | Светский хар-р, вербальность, беседы, заучивание. лекции. Состав классов - по уровню подготовки | катехизис, латинск. грамматика и лит-ра, церк. пение, древнегреч. лит-ра, древнееврейск. |
Дворцовые школы | подгот. к деятельности на госуд., военн., церковном поприщах | дворянство | строгая дисциплина, закрытость | близко университетскому. Умств. + физ. развитие |
Иезуитская коллегия | безусловная преданность церкви, умение спорить | все сословия | слепое повиновение авторитету наставника, соперничество, слежка, заучивание, соревнование | физ.восп-е, классич. языки и лит-ра, катехизис, истор, геогр, матем, естествознан. |
Школа иеронимитов | в интересах религиозных общин иеронимитов | все сословия | 6-8 лет обучения | религиозное обучение + классич. языки + светские науки |
Университет | опора традиций схоластической образованности | все сословия | 2 цикла: 3-летной философский и 4-летной теологический | филос., матем., геом.. геогр. |
«Дом радости» | восп-е человека с гуманистическими идеалами | совместно мальч. и дев. | уважение личного достоинства воспитанииков, игры, экскурсии | классич. яз., лит-ра, «7 своб. искусств», навыки самообразования |
14. С ПОМОЩЬЮ КЛЮЧА ПРОЧИТАЙТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО ПИСАТЕЛЯ-ГУМАНИСТА ФРАНСУА РАБЛЕ: Все приходит вовремя, если люди умеют ждать
15. ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ СЛОВА
В 16 веке в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформация, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Ведущим принципом Реформации был принцип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Его сторонники стремились переместить в центр воспитания человеческая личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность. Наиболее яркие представители: Т.Мюнцер, Ж.Кальвин, М.Лютер, Ф.Меланхтон, М.Кардьер.
16. СРАВНИВ ВЗГЛЯДЫ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО МИРА, СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНЯ, ОПРЕДЕЛИТЬ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАК ВЕЛИЧАЙШИЙ ПЕРЕВОРОТ В ПЕДАГОГИКЕ ИЛИ КАКВОЗВРАТ В АНТИЧНОСТЬ. ОБОСНОВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ.
Эпоха Возрождения взяла за основу античный взгляд на развитие и воспитание человека, но определенным образом трансформировала его, впервые уделив главное внимание личности человека, признав ее самоценность и и обратив к ней специальное изучение. В эпоху Возр-я наследие прошлого рассматривалось не столько как образец для подражания, а скорее как источник идей, на которые можно опираться в творении нового.
17.ФРИДЛАНД ТРОЦЕНДОРФ СОЗДАЛ В ШКОЛЕ «РЕСПУБЛИКУ» … ИЕЗУИТЫ СЧИТАЛИ, . КАКУЮ ИЗ СТОРОН ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ВЫ? АРГУМЕНТИРОВАТЬ СВОЙ ОТВЕТ.
ТЕМА 7.ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В БЕЛАРУСИ В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
1. ОТМЕТИТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ ПЕРИОД ВХОЖДЕНИЯ БЕЛАРУСИ В СОСТАВ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ
*-----------*
200 лет н. э. 200г. 500г. 800г. 1000г. 1200г. 1400г. 1600г. 1800г. 2000г.
до н.э.
2. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЯ
капиевка – «гражданская кириллица» И.Копиевича
новициаты – городские школы
«Вертоград многоцветный» - сборник С.Полоцкого
3. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Для обучения и воспитания на Беларуси в составе Речи Посполитой было характерно: 1,3,5,6,7,8
4. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «ШКОЛЫ В БЕЛАРУСИ В СОСТАВЕ РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ»
Образование в Беларуси в составе
Речи посполитой
униатская школа братская школа пиарская школа
5. ДОПИСАТЬ
Целью иезуитской системы воспитания является создание сети учебных заведений __ и воспитание юношества из привилегированных слоев в католическом духе. Основа иезуитского воспитания – подчинение личной воли и наклонностей воспитанников интересам католической церкви и нормам христианской морали. Достигалось прежде всего жесткая всесторонняя регламентация воспитательного и образовательного процессов, внедрением взаимного надзора внутри класса и школы, назначением преторов или цензоров, надзиравших за , поведением в классах, взаимные разборки поведения на собраниях , система доносительства.
6. ЗАПОЛНИТЬ СХЕМУ «СИСТЕМА ИЕЗУИТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»
7. ЗАПОЛНИТЬ ТАБЛИЦУ «ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УНИАТСКОЙ ШКОЛЕ»
Ступени обучения | Цель обучения | Принципы обучения | Содержание обучения | Методы обучения | Учитель |
Элементарная школа (низший класс) | получение начального образования | значимость изучения белорусского языка | языки, богословие, церковное пение | зубрежка, поучения, наказания | светский |
Повышенная школа (низший и высший классы) | подготовка своих проповедников и учителей | окатоличивание правосл. белорусов | риторика, филос, право, история, богословие | лекция, поучения, поощрения и наказания | монах-базилианин |
8. ВПИСАТЬ НАЗВАНИЕ ШКОЛЫ:
Основная цель этой школы безусловная преданность учащихся церкви и способность к послушанию
9. УКАЗАТЬ НА ВРЕМЕННОЙ ПРЯМОЙ
1) издание закона о запрете белорусского языка в служебном производстве 1696;
2) открытие Щучинского пиарского коллегиума; 1718
3) основание в Вильно при Троицком монастыре униатской духовной семинарии; 1601
4) открытие Минской униатской школы; 1615
5) создание Эдукационной комиссии. 1773
10. ОБВЕСТИ КРУЖКОМ ВСЕ ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
Эдукационная комиссия была создана в результате:3
Целью Эдукационной комиссии являлось: 2, 8, 6
Половинчатость реформ Эдукационной комиссии обусловлено: нехваткой подготовленных учителей; непоследовательностью и противоречивостью принимаемых комиссией документов; неспособностью комиссии проведения в жизнь обещанного принципа бессословности; неприятием главных идей комиссии большинством шляхты и духовенства Беларуси.
11. ДОПИСАТЬ
Устав и мероприятия Эдукационной комиссии носили в целом _прогрессивный__
характер и положили начало созданию новой __светской___системы образования, которая отвечала требованиям _всесословности__. Устав Эдукационной комиссии предложил школе такие __методы__ обучения, которые способствовали развитию ___мышления_ учащихся.
12. ВЫБОР ШКОЛЫ В БЕЛАРУСИ В ПЕРИОД РЕЧИ ПОСПОЛИТОЙ …
13. ДОПИСАТЬ
БЕЛАРУСЬ (в составе РП) РОССИЯ
«Гражданство обычаев детских» = «Домострой»
14. ЗАПОЛНИТЬ КРОССВОРД. Вы узнаете, что сказал польский король в 1584 году перед тем, как дал разрешение на открытие братской школы
к | ||||||||||||||||
р | а | б | ||||||||||||||
у | п | л | у | |||||||||||||
с | м | о | т | р | и | ц | к | и | й | ы | д | |||||
к | а | т | о | л | и | ч | е | с | к | и | е | щ | н | |||
а | я | б | и | е | в | и | ы | |||||||||
т | п | о | л | о | ц | к | и | й | з | и | з | а | н | и | й | |
е | и | л | у | ч | с | |||||||||||
х | н | ь | с | л | а | в | и | н | е | ц | к | и | й | |||
и | с | т | и | |||||||||||||
з | к | с | й | |||||||||||||
и | и | б | р | а | т | с | к | и | е | |||||||
с | й | и | ||||||||||||||
е |
« | с | б | у | д | о | в | а | н | ь | е | ш | к | о | л | , | н | а | в | ы | х | о | в | а | н | ||
ь | е | л | ю | д | е | й | в | п | и | с | ь | м | е | у | м | е | л | ы | х | » |
15. ОПИРАЯСЬ НА ЦИТАТЫ, ПРИВЕДЕННЫЕ В УЧЕБНИКАХ ПО ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ , РАБОТЫ БЕЛОРУССКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ ЭТОГО ПЕРИОДА, СОСТАВИТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ БРАТСКОЙ ШКОЛЫ выс. нраственность, набожность, рассудительность, мягкость, сдержанность, выс. образованность, пример для учащихся.
16. ОПРЕДЕЛИТЬ БЕЛОРУССКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЯ
С.Полоцкий
К.Лыщинский
С.Канарский
17. СУТЬ ТЕОРИИ «ЧИСТОЙ ДОСКИ» С.ПОЛОЦКОГО ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В признании отсутствия у ребенка врожденных идей, норм. Ум ребенка – что доска, на которой родители и учителя могут написать все, что угодно.
18. УКАЗАТЬ ТРЕБОВАНИЯ К УЧИТЕЛЮ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ С.ПОЛОЦКИМ В СТИХОТВОРЕНИИ «УЧИТИСЯ И УЧИТИ»: искусство, мастерство обучения, подтверждение истинности своих слов действием и примером, умение привлечь детей к доброй деятельности
19. ПРОЧИТАВ СТИХОТВОРЕНИЕ С. ПОЛОЦКОГО «НЕВЕЖЕСТВО ТРЕГУБО», ВЫДЕЛИТЬ ТРИ ПРИЧИНЫ НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ, УКАЗАННЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛЕМ
1) не все люди хотят использовать имеющиеся возможности для получения знаний
2) отсутствие настойчивости в преодолении трудностей в учении
3) отсутствие условий для получения знаний
20. ВЫЧЕРКНУТЬ В НАБОРЕ БУКВ 17 СПРЯТАННЫХ СЛОВ, КОТОРЫЕ УКАЗЫВАЮТ НА ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С. ПОЛОЦКОГО … Идея: теория «чистой доски»
М | О | С | П | Е | Д | О | Н | А | Ш | Е | С | С | О |
А | В | К | И | Д | А | М | Е | Я | О | В | Т | : | В |
Г | У | М | А | Н | Г | О | Г | Т | Р | Е | Б | Т | Е |
Т | Р | П | Р | Н | О | С | Т | Ь | Т | Е | О | Н | И |
О | У | Р | И | Т | С | Р | Л | Е | Т | А | В | И | К |
Я | Д | Е | М | Ь | О | Н | Ь | « | Е | В | О | Д | Ч |
С | В | Я | Щ | И | И | К | С | Т | Р | И | Т | Ч | О |
У | Ч | И | Е | Н | Н | М | И | Я | Е | П | А | И | П |
Л | О | Т | Е | Л | Ь | Е | И | Д | П | С | Н | К | Е |
О | Ц | О | О | Э | Т | Д | Р | Г | А | О | И | С | Т |
П | К | К | П | А | К | А | О | З | И | В | Е | » | Р |
21. УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ
Ответ 1_е__, 2_з__, 3_д__. 4__г_, 5__б_, 6в___, 7_а__
Ответ 1_б__, 2_е__, 3_ж__. 4__в_, 5__г_, 6_а__, 7__д_
ТЕМА 8.ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
(СЕРЕДИНА XVII – КОНЕЦ XVIII вв.)
Занятие 1