Д. Обследование речевой функции
1. Анатомическое строение органов артикуляции (норма или патология; если патология — указать какая).
2. Характеристика движений органов артикуляции. (Характеристика пишется на основе исследования артикуляционной моторики, см. пункт “Г”.)
3. Характеристика звукопроизношения (искажение, отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематического слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и синтеза звукового состава слова.
4. Лексический строй речи — количественная и качественная характеристики словаря.
5. Грамматическое оформление речи (типы употребляемых предложений, наличие аграмматизмов, их проявления; сформированность связной речи).
6. Особенности речевого поведения. Анализируются контактность, речевая активность, включаемость в общение, сдержанность, импульсивность, характер реакции на изменение обстановки (динамичность и своевременность речевых процессов, переключаемость при изменении тематики общения), организованность речи.
7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незначительно; умеренный; замедлен незначительно (или уло-вочно); замедлен значительно; неровный).
8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немодулированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).
9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмичное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное;
напряженное и пр.
10. Выраженность заикания в различных видах речи:
1) в сопряженной речи;
2) в отраженной речи;
3) в шепотной речи;
4) в автоматизированных рядах;
5) при чтении стихов;
6) при чтении прозы;
7) в вопросно-ответной речи;
8) в рассказе по заданной теме;
9) при пересказе прочитанного;
10) в спонтанной речи.
11. Тип речевых судорог: тонические, клонические, смешанные.
12. Локализация судорог:
— дыхательные: инспираторные; экспираторные;
— голосовые: вокальные; смыкательные голосовые;
дрожащий гортанный спазм;
— артикуляционные: губные; язычные; судороги небной занавески.
— сложные лицевые судороги.
13. Наличие трудных звуков (звукофобия).
14. Наличие эмоционально значимых речевых ситуаций (подробно перечислить данные ситуации).
15. Наличие речевых уловок: (замены слов; перестановки слов; эмболофразии; произвольное ограничение речевого общения).
16. Наличие насильственных содружественных движений и их характер.
17. Субъективные ощущения, испытываемые заикающимся в момент речевых затруднений: напряжение в губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке; напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в области диафрагмы; общее мышечное напряжение; скованность; трудности дыхания и т.п. (Эти данные выясняются только у подростков и взрослых.)
18. Факторы, усиливающие заикание: волнение; утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и пр. (для взрослых — алкоголизация).
19. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль; переключение внимания, сочетание речи с движением.
20. Реакция на помощь собеседника: положительная; отрицательная; безразличная.
21. Отношение к речевому дефекту: адекватное; неадекватное; сверхценное.
22. Наличие страха речи: избирательно ситуационный; генерализованный и пр.
23. Наличие периодов речи без заикания: регулярность, продолжительность.
24. Влияние эмоционального состояния на проявление заикания.
25. Течение заикания: прогредиентное; регредиентное; стационарное; волнообразное.
26. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.
27. Определение степени выраженности речевых судорог: легкая степень; средне-легкая; заикание средней степени тяжести; средне-тяжелая степень заикания; тяжелая степень заикания; речь практически невозможна из-за заикания.
Заключение
Результаты обследования заикающегося обобщаются логопедом в виде психолого-педагогического заключения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.
В заключении логопед отражает:
— наличие признаков органического поражения ЦНС (на основании медицинского заключения);
— особенности речевого и моторного онтогенеза;
— значение психогении в возникновении заикания;
— возраст появления заикания;
— тяжесть заикания;
— тип и локализация судорог;
— зависимость проявления судорог от эмоционального состояния;
— наличие страха речи;
— течение заикания;
— наличие других дефектов речи.
Таким образом, логопед имеет возможность квалифицировать клиническую форму заикания: невротическую, неврозоподобную, смешанную.
Пример 1 Ф.И.0. 2 года 8 мес.
Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматнческой сторон речи соответствует возрасту. Заикание тоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.
Пример 2 Ф.И.0, 4 года 1 мес.
В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического поражения ЦНС Заикание появилось постепенно на фоне некоторой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заикание тоно-клонического типа, дыхатель-но-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозоподобная форма заикания.