Д. Обследование речевой функции

1. Анатомическое строение органов артикуляции
(норма или патология; если патология — указать какая).

2. Характеристика движений органов артикуляции.
(Характеристика пишется на основе исследования арти­
куляционной моторики, см. пункт «Г».)

3. Характеристика звукопроизношения (искажение,
отсутствие, замены, смешение звуков) и фонематическо­
го слуха, состояние слоговой структуры слова, анализа и
синтеза звукового состава слова.

4. Лексический строй речи — количественная и ка­
чественная характеристики словаря.

5. Грамматическое оформление речи (типы употреб­
ляемых предложений, наличие аграмматизмов, их прояв­
ления; сформированность связной речи).

6. Особенности речевого поведения. Анализируются
контактность, речевая активность, включаемость в обще­
ние, сдержанность, импульсивность, характер реакции на
изменение обстановки (динамичность и своевременность
речевых процессов, переключаемость при изменении те­
матики общения), организованность речи.

7. Темп речи (ускорен значительно; ускорен незна­
чительно; умеренный; замедлен незначительно (или уло-
вочно); замедлен значительно; неровный).

8. Голос (громкий; тихий; модулированный; немоду­
лированный; с носовым оттенком; хриплый и пр.).

9. Дыхание (грудобрюшное, верхнегрудное; ритмич­
ное, аритмичное; достаточное по глубине, поверхностное;
напряженное и пр.).

10. Выраженность заикания в различных видах речи:

1) в сопряженной речи;

2) в отраженной речи;

3) в шепотной речи;

4) в автоматизированных рядах;

5) при чтении стихов;

6) при чтении прозы;

7) в вопросно-ответной речи;

8) в рассказе по заданной теме; v

9) при пересказе прочитанного;

10) в спонтанной речи.

11. Тип речевых судорог: тонические, клонические,
смешанные.

12. Локализация судорог:

— дыхательные: инспираторные; экспираторные;

— голосовые: вокальные; смыкательные голосовые;
дрожащий гортанный спазм;

— артикуляционные: губные; язычные; судороги
небной занавески.

— сложные лицевые судороги.

13. Наличие трудных звуков (звукофобия).

14. Наличие эмоционально значимых речевых ситу­
аций (подробно перечислить данные ситуации).

15. Наличие речевых уловок: (замены слов; переста­
новки слов; эмболофразии; произвольное ограничение ре­
чевого общения).

16. Наличие насильственных содружественных дви­
жений и их характер.

17. Субъективные ощущения, испытываемые заика­
ющимся в момент речевых затруднений: напряжение в
губах; напряжение в языке; напряжение в подбородке;
напряжение в горле; напряжение в груди; напряжение в
области диафрагмы; общее мышечное напряжение; ско-




ванность; трудности дыхания и т.п. (Эти данные выясня­ются только у подростков и взрослых.)

18. Факторы, усиливающие заикание: волнение;
утомление; беседы с незнакомыми; шум; самоконтроль и
пр. (для взрослых — алкоголизация).

19. Факторы, улучшающие речь: шум; самоконтроль;
переключение внимания, сочетание речи с движением.

20. Реакция на помощь собеседника: положительная;
отрицательная; безразличная.

21. Отношение к речевому дефекту: адекватное; не­
адекватное; сверхценное.

22. Наличие страха речи: избирательно ситуацион­
ный; генерализованный и пр.

23. Наличие периодов речи без заикания: регуляр­
ность, продолжительность.

24. Влияние эмоционального состояния на проявле­
ние заикания.

25. Течение заикания: прогредиентное; регредиент-
ное; стационарное; волнообразное.

26. Сопутствующие заиканию другие дефекты речи.

27. Определение степени выраженности речевых су­
дорог: легкая степень; средне-легкая; заикание средней
степени тяжести; средне-тяжелая степень заикания; тяже­
лая степень заикания; речь практически невозможна из-
за заикания.

Заключение

Результаты обследования заикающегося обобщают­ся логопедом в виде психолого-педагогического заклю­чения. В заключении необходимо отразить обобщенные данные всех аспектов изучения заикающегося, которые позволили выявить те или иные отклонения от нормы.

В заключении логопед отражает:

— наличие признаков органического поражения
ЦНС (на основании медицинского заключения);

— особенности речевого и моторного онтогенеза;

Заикание 129

— значение психогении в возникновении заикания;

— возраст появления заикания;
• — тяжесть заикания;

, — тип и локализация судорог;

— зависимость проявления судорог от эмоциональ­
ного состояния;

— наличие страха речи;

— течение заикания;

— наличие других дефектов речи.

i . Таким образом, логопед имеет возможность квали­фицировать клиническую форму заикания: невротичес­кую, неврозоподобную, смешанную.

Пример 1 Ф.И.О. 2 года 8 мес.

Заикание началось остро, после испуга в 2 года 5 мес., на фоне нормального психомоторного развития ребенка. Развитие звукопроизносительной и лексико-грамматичес-кой сторон речи соответствует возрасту. Заиканиетоно-клонического типа, артикуляторно-дыхательной формы, выраженное в средней степени тяжести. Невротическая форма заикания.

Пример 2 Ф.И.О. 4 года 1 мес.

В соответствии с медицинской документацией у ребенка отмечаются резидуальные явления органического пораже­ния ЦНС. Заикание появилось постепенно на фоне неко­торой задержки психомоторного и речевого развития в 3 года 10 мес. Заиканиетоно-клонического типа, дыхатель-но-артикуляторно-голосовой формы, выражено в легкой степени. Явления стертой формы дизартрии. Неврозопо-добная форма заикания.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ! рШАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИЕСЯ - У/?Е?|: :-4 Я

Согласно современным педагогическим теориям, представление о педагогических технологиях связывает­ся с определенным набором базисных техник, использо-

I

вание которых позволяет прогнозировать и достигать же­лаемого результата учебно-воспитательного процесса. (В.П. Беспалько, 1989)

Наши рекомендации