Есть и другая простая возможность сделать свою речь ритмичной, поработав в пространстве громкости. По-прежнему вам предлагается сравнить два описания.

Первое описание (речь равномерная, монотонная, без интонаций, с одной и той же громкостью на протяжении всего фрагмента): “Каждому из вас когда-то приходилось наливать в чайник воду и ставить его на плиту, и в первое время, когда вы это делаете, ничего не происходит. Но потом, спустя несколько минут, чайник начинает слегка шуметь, со дна поднимаются мелкие пузырьки. Постепенно пузырьков становится все больше и больше, и чайник закипает”.

Описание номер два (в речи появляются паузы, громкость голоса поочередно меняется - от нормальной, которая только что присутствовала в вашей обыденной речи, громкость понижается почти до шепотной, впоследствии вновь повышаясь почти до крика): “Каждому из вас когда-то приходилось наливать в чайник воду (говорится на повышении громкости)... и ставить его на плиту (громкость понижается)... и в первое время, когда вы это делаете (громкость повышается)... ничего не происходит (громкость понижается)... Но потом, спустя несколько минут (громче)... чайник начинает слегка шуметь (еще громче)... со дна поднимаются мелкие пузырьки (тише)... Постепенно пузырьков становится все больше и больше (громкость возрастает)... и чайник закипает (громкость понижается вплоть до шепотной речи)”.

Итак, гипнотическая речь отличается от обыденной по ритмичности.

Потренируйтесь структурировать свою речь и в пространстве интонаций (выше - ниже), и в пространстве громкости (громче - тише).

* * *

Вы когда-нибудь замечали, что эриксоновский гипноз в некотором смысле являет собой обращенные шаблоны обыденной жизни?

Что имеется в виду: например, подстройка, отражение - это явление, которое возникает спонтанно в том случае, когда люди увлечены друг другом или предметом беседы. В эриксоновский гипноз этот прием был принят с такой, как мне кажется, методологической позиции: а что, если отразить человека просто так - вызовет ли это иллюзию интереса к собеседнику или интереса к беседе? Оказалось, что вызывает. В этом же смысле интонационные шаблоны гипнотической речи тоже являются обращенными шаблонами обыденной жизни.

В обыденной жизни мы обычно описываем проблему, используя понижающиеся, нисходящие интонации. Именно таким способом мы говорим... как плохо и отвратительно жить в стране... где постоянно падает курс рубля... (каждую фразу, выделенную многоточиями, попробуйте произнести с понижением интонации).

Описывая ресурс, желательное состояние, решение проблемы, мы пользуемся повышающимися, восходящими интонациями. И говорим о том, что, возможно... наши дети застанут лучшие времена... хотя не исключено, что при этом... они будут жить в другой стране... (здесь каждую выделенную многоточиями фразу попробуйте произнести с повышающимися интонациями). Это - еще один инструмент для того, чтобы сделать внушение конгруэнтным.

Не так уж сложно вообразить, как звучала бы лечебная инструкция, построенная на ряде понижающихся интонаций (произнесите следующую фразу на понижении интонации): “И с каждым днем вам становится все лучше и лучше...” При том, что смысл высказывания (текстовой смысл) является безусловно позитивным, оформление его портит.

Наверное, на данном этапе следует сделать одно очевидное разделение общего материала, как то: любое наше сообщение, любая информация, которую мы желаем передать, любая коммуникация в принципе - имеет в себе хотя бы три плоскости, три пласта.

Первый, и самый очевидный пласт сообщения: смысл, совпадающий с текстовым описанием; смысл, передаваемый текстом.

Второй пласт, гораздо более массивный - пласт оформительский. Можно сказать, что здесь мы вводим понятие невербального общения, а можно сказать, что в это понятие входят все ответы на вопрос: как мы оформляем некий текст? Что мы делаем для того, чтобы подчеркнуть выразительность текстового смысла, или стереть ее, или придать определенному тексту обратный смысл?

Наши рекомендации