Методология измерений громкости в целях нормализации уровня громкости рекламы и прерываемой ею теле- или радиопрограммы

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Минкомсвязь России)

ПРИКАЗ

21.05.2015 №171

Москва

Об утверждении Рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании

В соответствии со статьями 14 и 15 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, №12, ст. 1232; 2009, №52, ст. 6430; 2011, №30, ст. 4566; 2014, №30, ст. 4265, 4271; №45, ст. 6148)

ПРИКАЗЫВАЮ:

утвердить прилагаемые Рекомендации в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании.

Министр Н.А. Никифоров


УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства связи и
массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 21.05.2015 №171

РЕКОМЕНДАЦИИ В ОБЛАСТИ НОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВЫХ СИГНАЛОВ В ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Рекомендации в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании (далее — Рекомендации) подготовлены в целях решения проблемы дисбаланса (различия) между уровнями громкости звука различных телепрограмм и радиопрограмм (телепередач и радиопередач) (далее – программа) и уровнем громкости звука рекламы, воспринимаемого потребителями продукции телерадиовещания.

1.2. Определение звукового уровня базируется на единообразном применении значений громкости.

1.3. Рекомендации применяются вещателями и производителями программ. Рекомендации применяются на добровольной основе.

1.4. Рекомендации разработаны на основе Рекомендаций Европейского Вещательного Союза EBU R 128, принятых в 2011 году (далее – Рекомендации EBU R 128-2011).

1.5. Нормативные ссылки:

  • ITU-R BS.1770- «Методика измерения громкости звуковой программы и пиковых уровней аудиосигналов»;
  • Рекомендации EBU R 128-2011;
  • EBU Tech Doc 3341 «Измерение громкости в целях нормализации громкости в соответствии с рекомендациями EBU R 128»;
  • EBU Tech Doc 3342 «Диапазон громкости в целях нормализации громкости в соответствии с рекомендациями EBU R 128»;
  • EBU Tech Doc 3343 «Практическое руководство по производству в соответствии с рекомендациями EBU R 128»;
  • EBU Tech Doc 3344 «Практическое руководство по системам распространения в соответствии с рекомендациями EBU R 128»;
  • ГОСТ 11515−91 «Каналы и тракты звукового вещания. Основные параметры качества. Методы измерений»;
  • ГОСТ 21185−75 «Измерители квазипикового уровня электрических сигналов звуковой частоты. Типы, основные параметры и методы испытаний»;
  • ГОСТ 21879−88 «Телевидение вещательное. Термины и определения»;
  • ГОСТ 24204−80 «Единица децибел для измерений уровней, затуханий и усилений в технике проводной связи»;
  • ГОСТ Р 52210−2004 «Телевидение вещательное цифровое. Термины и определения»;
  • ГОСТ Р 52592−2006 «Тракт передачи сигналов цифрового вещательного телевидения. Звенья тракта и измерительные сигналы. Общие требования».

1.6. Термины и определения:



  • Звуковое сопровождение – звуковая составляющая телевизионной программы.
  • Цифровой звуковой сигнал– звуковой сигнал в цифровой форме, представленный в двоичном коде, например в формате AES/EBU, в соответствии с документом EBU Tech. 3250-E.
  • Громкость программы – средняя (интегральная) громкость за всю длительность программы; при этом уровень громкости – это величина громкости программы, выраженная в единицах громкости LUFS.
  • Мгновенная громкость – значение громкости, измеренное методом «скользящего окна», с временем интеграции 400 мс в соответствии с EBU Tech Doc 3341. Единица измерения – LUFS.
  • Кратковременная громкость – значение громкости, измеренное методом «скользящего окна», с временем интеграции 3 с без применения относительного гейтирования в соответствии с EBU Tech Doc 3341.
  • Интегральная громкость – значение громкости, измеренное методом «скользящего окна», длиной 400 мс. с 75% перекрытием последовательных окон, а также применением функции гейтирования с использованием пороговых значений.
  • Диапазон громкости – параметр, определяющий динамический звуковой диапазон, вычисляемый статистическим методом в соответствии с EBU Tech Doc 3342 и ITU-R BS.1770-3. Единица измерения – LU;
  • Максимально допустимый уровень истинных пиков – максимально допустимый уровень истинных пиковых значений цифрового звукового сигнала, вычисленный с применением алгоритма «True Peak», согласно рекомендации ITU-R BS.1770. Единица измерения – dBTP;
  • Метаданные громкости – «служебная информация», передаваемая вместе с аудиосигналом, несущая информацию о значении громкости программы (Programme Loudness), в соответствии с рекомендациями EBU R 128.

1.7. Сокращения:



  • LUFS (Loudness Unit Full Scale) – логарифмическая единица уровня громкости звукового сигнала относительно максимального значения цифровой шкалы согласно рекомендациям EBU R 128 (LUFS эквивалентно LKFS, используемой в ITU-R BS. 1770);
  • LU (Loudness Unit) – единица громкости, 1 LU количественно соответствует 1 дБ, в соответствии с рекомендациями EBU R 128;
  • PMS − максимально допустимый сигнал (Permitted maximum signal);
  • AS − установочный сигнал (Alignment signal);
  • MS− измерительный сигнал (Measurement signal);
  • ЗС − сигнал звукового сопровождения (звуковой сигнал);
  • QPPM − квазипиковый измеритель уровня звукового сигнала (Quasi-peak programme meter), ГОСТ21185-75 (DIN45406);
  • VU − измеритель среднего уровня звукового сигнала (VU-meter);
  • dBTP − логарифмическая единица уровня цифрового звукового сигнала, отображающая истинные пиковые значения измеряемого сигнала относительно максимального значения цифровой шкалы, вычисленная с применением алгоритма измерения «True-Peak» согласно рекомендациям EBU R 128.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ЗНАЧЕНИЙ, К КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ПРИВЕСТИ УРОВЕНЬ ГРОМКОСТИ ЗВУКА

3.1. В соответствии c рекомендациями EBU R 128 для характеристики звукового сигнала следует внедрить и использовать следующие понятия и параметры:

  • Громкость программы (Programme Loudness);
  • Мгновенная громкость (Momentary Loudness);
  • Кратковременная громкость (Short-Term Loudness);
  • Диапазон громкости (Loudness Range);
  • Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level).

3.2. Громкость программы (Programme Loudness) должна быть равна номинальному значению минус 23,0 LUFS с допустимым отклонением от номинального значения ±0,5 LU, а в случаях, когда точное поддержание номинального уровня практически не достижимо (например, при прямой трансляции), допустимое отклонение от номинального значения не должно превышать ±1,0 LU.

3.3. Уровень Громкости программы должен быть измерен как единое целое, без выделения таких специфических элементов, как речь, музыка или звуковые эффекты.

3.4. Параметры Мгновенная громкость (Momentary Loudness) и Кратковременная громкость (Short-Term Loudness) используются в дополнение к Громкости программы (Programme Loudness) для контроля текущей динамики.

3.5. Диапазон громкости (Loudness Range) измеряется в LU, показывает динамический диапазон Громкости программы.

3.6. Параметр Диапазон громкости применяется вещателями для поддержания неизменного динамического звукового диапазона в программах одного жанра, а также для прохождения технических лимитов на протяжении всей вещательной цепи, включая пользовательские устройства.

3.7. Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level) в тракте формирования программы –минус 1 dBTP.

3.8. Числовые значения вышеуказанных параметров применительно к различным типам программ в соответствии с EBU Tech Doc 3343

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРОМКОСТИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ И В ФАЙЛОВЫХ СРЕДАХ
Громкость программы (Programme Loudness) -23 (±0,5) LUFS
Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level) (Рекомендуется поддерживать мгновенный пиковый уровень не более -3 dBTP) -1 dBTP
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРОМКОСТИ ПРОГРАММ ПРЯМОГО ЭФИРА
Громкость программы (Programme Loudness) -23 (±1) LUFS
Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level) (Рекомендуется поддерживать мгновенный пиковый уровень не более -3 dBTP) -1 dBTP
Рекомендуемые отклонения значений Кратковременной громкости (Short-term loudness)* -28 LUFS...-20 LUFS


* В отдельных случаях, обусловленных художественным замыслом авторов передачи, допускается наличие фрагментов с более низким уровнем значений Кратковременной громкости.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРОМКОСТИ ПРОГРАММ ХРОНОМЕТРАЖОМ МЕНЕЕ 30 СЕКУНД
Громкость программы (Programme Loudness) -23 LUFS
Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level) -3 dBTP
Максимальное значение Мгновенной громкости (Max Momentary Loudness) -15 LUFS
Максимальное значение Кратковременной громкости (Max Short-term Loudness) -20 LUFS


3.9. Вещатели и производители программ самостоятельно выбирают организационные и технические решения для нормализации уровня громкости выходного сигнала согласно вышеуказанным параметрам.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НОРМАЛИЗАЦИИ УРОВНЯ ГРОМКОСТИ ВЫХОДНОГО СИГНАЛА СОГЛАСНО РЕКОМЕНДАЦИЯМ ITU-R BS.1770 И EBU R 128 ПУТЕМ ПРИВЕДЕНИЯ УРОВНЯ ЗВУКА К ЗАДАННОМУ ЦЕЛЕВОМУ ЗНАЧЕНИЮ

4.1. Данный подход подразумевает нормализацию уровня Громкости программ, анонсов и рекламы до целевого уровня минус 23 LUFS. Допустимое отклонение значения уровня Громкости программы от номинального ± 0.5 LU. В случаях, когда сложно предсказать уровень громкости, например при прямых трансляциях, допускается отклонение ± 1 LU.

4.2. Для реализации предлагаемого подхода рекомендуется:

1) Установить значение минус 23 LUFS в качестве целевого уровня громкости для производителей рекламы, программ. Для достижения целевого уровня громкости рекомендуется использование измерителей громкости в «Режиме EBU» R 128 на средствах нелинейного монтажа.

2) Подготовить медиаматериал с нормализацией по громкости до целевого уровня, для чего предлагается использовать измерители громкости в «Режиме EBU» R 128, а также программные модули для расширения возможностей нормализации контента.

3) Осуществлять подготовку и предоставление рекламодателем рекламного материала, нормализованного до целевого уровня громкости минус 23 LUFS.

Рекомендуется установка измерителя громкости, работающего в «Режиме EBU» R 128, на станцию нелинейного монтажа, где происходит подготовка рекламных материалов, и/или установка программного модуля нормализации медиаматериалов в отложенном времени с заданными параметрами в автоматическом и полуавтоматическом режиме.

4) Внедрить автоматические или полуавтоматические системы нормализации громкости программ до целевого уровня в базе медиафайлов, с возможностями выбора стратегий нормализаций для различного материала, уже имеющегося в наличии у вещательной организации.
На данном этапе необходима установка автономных систем нормализации, обучение сотрудников анализу материала и выбора ими оптимального режима работы такой системы для каждой конкретной программы.

5) Обеспечить инструментальный контроль громкости во время работы звукорежиссера на выпускающем тракте теле-, радиоканала.
На данном этапе необходима установка «на выпуске» соответствующих измерителей, работающих в «Режиме EBU» R 128 на конечной точке выходного тракта телеканала с возможностью контроля звукорежиссером (звукоинженером). Кроме того, необходимо обучение звукорежиссёра (звукоинженера) работе с новым инструментом контроля, получение опыта в нормализации уровня громкости до целевого уровня с поддержанием художественного замысла звукового сопровождения.

6) Установить автоматический звуковой процессор нормализации громкости на выходном тракте аппаратно-студийного комплекса (АСК).
Данный этап включает в себя установку в тракт вещателя на выходе АСК звукового процессора (работающего согласно рекомендациям EBU R 128) и его точную настройку. Возможно реализовать интеграцию системы автоматизации вещания с процессором нормализации громкости через систему планирования эфира и базу медиафайлов. Для этого необходимо наличие метаданных о типе программы (описывающих требуемую стратегию нормализации или особенности звукового сопровождения), далее эти данные необходимо внедрить через систему планирования эфира в расписание системы автоматизации как вторичные события для управления сохраненными пользовательскими настройками звукового процессора через интерфейс управления. Также возможны другие варианты реализации управления сохраненными пользовательскими настройками процессора на основании описания вещаемых программ, например, вручную, по расписанию (актуально для новостных передач).

7) Обеспечить контроль уровней интегральной громкости у агрегаторов сигнала.

Для реализации данного этапа необходима установка оборудования автоматического контроля интегральной громкости звукового сопровождения у агрегаторов сигналов вещателей. Подобное оборудование настраивается на формирование служебных сообщений/отчетов по заданному алгоритму, например, превышение установленного целевого уровня громкости более N раз в час. Кроме того, установка подобного оборудования у агрегаторов сигналов помогает максимально эффективно отслеживать разницу в уровнях громкостей различных телеканалов и радиостанций.

8) Обеспечить контроль громкости в сети распространения сигнала.

4.3. Применение данного подхода позволяет решить следующие задачи:

1) устранение акустического дискомфорта телезрителя/радиослушателя, связанного с резким изменением громкости между программами и рекламой/анонсами, а также между различными программами;

2) устранение разности звуковых уровней громкости между телеканалами, осуществляющими вещание в цифровом и аналоговом форматах;

3) упрощение международного программного обмена и организации международных прямых трансляций;

4) использование единого подхода к измерению и управлению громкостью при производстве и распространении программ.

Три шкалы времени

В «Режиме EBU» определены три временные шкалы:

1. Минимальная по времени шкала называется «мгновенная», сокращенно «M».

2. Временная шкала для измерения кратковременной громкости называется «кратковременная», сокращенно «S».

3. Временная шкала для измерения средней (интегральной) громкости называется «интегральная», сокращенно«I», рассчитывается как усредненное значение с момента обнуления значений измерительного прибора.

В «эфирном измерителе» с «Режимом EBU» должны быть все три шкалы времени, необязательно отображаемые одновременно. «Неэфирный» измеритель громкости (специализированное программное обеспечение), работающий только с файлами и имеющий в своей реализации неполный набор из указанных выше шкал, также может считаться совместимым с «Режимом EBU», если эти шкалы удовлетворяют требованиям данного режима. Измеритель громкости должен иметь возможность отображать максимальное значение Мгновенной громкости. Это значение обнуляется при сбросе измерений Интегральной громкости.

Гейтирование измерений

При измерении Интегральной громкости применяется функция гейтирования с использованием двух пороговых значений:

• абсолютного порога на уровне минус 70 LUFS;
• относительного порога, который на 10 дБ ниже уровня, измеренного после применения первого гейтирования.

Единицы измерений

Рекомендуется использовать следующие названия и единицы измерения:

Относительное измерение (например, относительно опорного уровня или Диапазона громкости): xx.x LU;

Абсолютное измерение (относительно полной цифровой шкалы): xx.x LUFS.

Шкалы и диапазоны

На дисплее измерителя в «Режиме EBU» показания могут отображаться в виде числовых значений или в виде показаний на шкале. Однако если показания отображаются на шкале, она должна соответствовать следующим требованиям: мелкомасштабная шкала, которая предложена в рекомендации ITU-R BS.1771 (шкала с диапазоном 30 LU, от -21 LU до +9 LU) в «Режиме EBU» должна иметь диапазон значений от -18 LU до +9 LU. Кроме того, в определённых случаях может понадобиться шкала с более широким диапазоном, поэтому измеритель должен предоставлять возможность отображать альтернативную шкалу с удвоенным диапазоном от – 36 LU до +18 LU.

Шкала измерителя должна предоставлять возможность отображать значения в LUFS единицах (которые условно можно назвать абсолютными) или шкалу с альтернативной нулевой точкой, соответствующей минус 23 LUFS (0 LU=-23 LUFS), в этом случае шкала будет отображать относительные значения громкости в LU единицах. Измеритель с «Режимом EBU» должен иметь две шкалы, а их отображение выбирается пользователем:

1. диапазон от -18.0LU до +9.0 LU (от -41.0 LUFS до -14.0 LUFS), называется «EBU +9 scale».

2. диапазон от -36.0 LU до +18.0 LU (от -59.0 LUFS до -5.0 LUFS), называется «EBU +18 scale».

«EBU +9 scale» должна использоваться по умолчанию.

Требования к дисплею

Физические характеристики измерителя громкости, такие как размер, цвет и дизайн, не входят в спецификацию «Режима EBU».

Измеритель в «Режиме EBU» должен использовать точность отображения максимум до 1 десятичного знака во всех числовых показаниях громкости (например, Интегральная громкость или Диапазон громкости).

Отображение интегральной громкости должно быть в единицах LU или LUFS. При переключении абсолютной и относительной шкалы единица отображения интегральной громкости должна переключаться соответственно.

Единица, LUFS или LU, должна отображаться для всех значений и шкал постоянно.

«Режим EBU» не определяет, какую интегральную громкость должен показывать измеритель, пока не имеется достаточного объема входных данных для отображения достоверного результата.

Сокращения временной шкалы «M» и «S» в данном документе те же, что для «mid» и «side». Кроме того, возможны альтернативные обозначения временных шкал: «MLK» и «SLK».

Таблица 1: Тест-сигналы

№ теста Тест-сигнал Ожидаемый ответ и допуски
Стереосинусоидальный, 1000 Гц, -23.0 dBFS (пиковый уровень на канал), подается синфазно в оба канала одновременно, длительность 20 с M, S, I = -23.0±0.1 LUFS M, S, I = 0.0±0.1 LU
Как №1, -33.0 dBFS M, S, I = -33.0±0.1 LUFS M, S, I = -10.0±0.1 LU
Как №1, перед ним стереосинусоидальный сигнал -40 dBFS 20 c, за ним стереосинусоидальный сигнал -40 dBFS 20 c I = -23.0± 0.1 LUFS I = 0.0±0.1 LU
Как №3 перед ним стереосинусоидальный сигнал -75 dBFS 20 c, за ним стереосинусоидальный сигнал -75 dBFS 20 c I = -23.0±0.1 LUFS I = 0.0±0.1 LU
Как №3 но с уровнями 3 тонов -26 dBFS, -20 dBFS и -26 dBFS соответственно I = -23.0± 0.1 LUFS I = 0.0± 0.1 LU
Синусоидальный с каналами 5.0, 1000 Гц, длительность 20 с, со следующими пиковыми уровнями каналов: -28.0 dBFS в L и R -24.0 dBFS в С -30.0 dBFS в Ls и Rs I = -23.0± 0.1 LUFS I = 0.0± 0.1 LU
Аутентичная программа 1, стерео, сегмент программы с узким диапазоном громкости (NLR), похожий по жанру на рекламу/анонс I = -23±0.1 LUFS I = 0.0±0.1 LU
Аутентичная программа 2, стерео, сегмент программы с широким диапазоном громкости (WLR), похожий по жанру на фильм/драму I = -23±0.1 LUFS I = 0.0±0.1 LU

*- Таблица 1 определяет предварительный набор тестов; №7 и 8 ожидают производства подходящего материала без авторских прав.

Во всех вышеуказанных тестах полученный результат не меняется, если тест-сигнал повторяется один или более раз по всей длине. Перед каждым измерением показания измерителя необходимо сбрасывать (обнулять).

Тест-сигналы для Диапазона громкости более полно описаны в EBU Tech Doc 3342.

Рекомендуется ознакомиться с полной версией тест-сигналов для минимального набора калибровочных тестов на официальном веб-сайте EBU.

Разное

Рекомендация ITU-R BS.1770-1 не включает в измерение низкочастотный канал LFE (Low Frequency Effect), используемый при многоканальном вещании. Европейский Вещательный союз в настоящее время рекомендует при включении канала LFE в измерение громкости учитывать его на +10 dB для компенсации того факта, что усиление воспроизведения канала LFE на 10 dB выше широкополосных каналов.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ЗНАЧЕНИЙ, К КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ПРИВЕСТИ УРОВЕНЬ ГРОМКОСТИ ЗВУКА

В соответствии c Рекомендацией EBU R 128 для характеристики звукового сигнала следует внедрить и использовать следующие параметры:

  • Громкость программы(Programme Loudness);
  • Мгновенная громкость(Momentary Loudness);
  • Кратковременная громкость(Short-Term Loudness);
  • Диапазон громкости(Loudness Range);
  • Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level).

Громкость программы(Programme Loudness) должна быть нормализована до целевого уровняминус 23,0 LUFS, с допустимым отклонением ±0,5 LU. В случае, когда точная нормализация уровня Громкости программы до целевого уровня практически недостижима (например, при прямой трансляции), допускается отклонение от значения целевого уровня ±1.0 LU.

Уровень Громкости программы должен быть измерен как единое целое, без выделения специфических элементов, таких как речь, музыка или звуковые эффекты.

ПараметрыМгновенная громкость(Momentary Loudness) и Кратковременная громкость(Short-Term Loudness) используются в дополнение к Громкости программы(Programme Loudness) для контроля текущей динамики программы.

Диапазон громкости(Loudness Range) измеряется в LU, показывает динамический Диапазон громкости программы.

Параметр Диапазон громкости применяется вещателями для поддержания неизменного динамического звукового диапазона в программах одного жанра, а также для соблюдения технических ограничений оборудования на протяжении всей вещательной цепи, включая пользовательские устройства.

Максимально допустимый уровень истинных пиков(Maximum Permitted True Peak level) в тракте формирования программы не должен превышатьминус 1 dBTP.

Примечание: не следует путать Максимально допустимый уровень истинных пиков с текущим значением Истинного пикового уровня программы. Значение текущего Истинного пикового уровня программы может быть любым, но не превышающим максимально допустимое.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРОМКОСТИ ПРОГРАММ НА ЭТАПАХ ПОДГОТОВКИ И В ФАЙЛОВЫХ СРЕДАХ
Громкость программы (Programme Loudness) -23(±0.5) LUFS
Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level) (Рекомендуется поддерживать мгновенный пиковый уровень не более -3 dBTP) -1 dBTP
 
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРОМКОСТИ ПРОГРАММ ПРЯМОГО ЭФИРА
Громкость программы (Programme Loudness) -23 (±1) LUFS
Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level) (Рекомендуется поддерживать мгновенный пиковый уровень не более -3 dBTP) -1dBTP
Рекомендуемые отклонения значений Краткоовременной громкости (Short-term loudness) -28 LUFS...-20 LUFS

* В отдельных случаях, обусловленных художественным замыслом авторов передачи, допускается наличие фрагментов с более низким уровнем значений Кратковременной громкости.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ГРОМКОСТИ ПРОГРАММ ХРОНОМЕТРАЖОМ МЕНЕЕ 30 СЕКУНД
Громкость программы (Programme Loudness) -23 LUFS
Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak level) -3 dBTP
Максимальное значение Мгновенной громкости (Max Momentary Loudness) -15 LUFS
Максимальное значение Кратковременной громкости (Max Short-term Loudness) -20 LUFS

Вещатели и производители программ самостоятельно выбирают организационные и технические решения для нормализации уровня громкости выходного сигнала согласно вышеуказанным параметрам.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НОРМАЛИЗАЦИИ УРОВНЯ ГРОМКОСТИ ВЫХОДНОГО СИГНАЛА СОГЛАСНО РЕКОМЕНДАЦИЯМ ITU-R BS.1770 И EBU R128 ПУТЕМ ПРИВЕДЕНИЯ УРОВНЯ ЗВУКА К ЗАДАННОМУ ЦЕЛЕВОМУ ЗНАЧЕНИЮ

Данный подход подразумевает нормализацию уровня Громкости программ, анонсов и рекламы до целевого уровня минус 23 LUFS. Допустимое отклонение значения уровня Громкости программы от номинального ± 0.5 LU. В случаях, когда сложно предсказать уровень громкости, например при прямых трансляциях, допускается отклонение ± 1 LU.

Для реализации предлагаемого подхода рекомендуется:

1) Установить значение минус 23 LUFS в качестве целевого уровня громкости для производителей рекламы, программ. Для достижения целевого уровня громкости рекомендуется использование измерителей громкости в «Режиме EBU» R 128 на средствах нелинейного монтажа.

2) Подготовить медиаматериал с нормализацией по громкости до целевого уровня, для чего рекомендуется использовать измерители громкости в «Режиме EBU» R 128, а также использование программных модулей для расширения возможностей нормализации контента.

3) Осуществлять подготовку и предоставление рекламодателем рекламного материала нормализованного до целевого уровня громкости минус 23 LUFS.

Рекомендуется установка измерителя громкости, работающего в «Режиме EBU» R 128, на станцию нелинейного монтажа, где происходит подготовка рекламных материалов, и/или установка программного модуля нормализации медиаматериалов в отложенном времени с заданными параметрами в автоматическом и полуавтоматическом режиме.

4) Внедрить автоматические или полуавтоматические системы нормализации громкости программ до целевого уровня в базе медиафайлов, с возможностями выбора стратегий нормализаций для различного материала, уже имеющегося в наличии у вещательной организации.
На данном этапе необходима установка автономных систем нормализации, обучение сотрудников анализу материала и выбора ими оптимального режима работы такой системы для каждой конкретной программы.

5) Обеспечить инструментальный контроль громкости во время работы звукорежиссера на выпускающем тракте теле-, радиоканала.
На данном этапе необходима установка «на выпуске» соответствующих измерителей, работающих в «Режиме EBU» R 128 на конечной точке выходного тракта телеканала, с возможностью контроля звукорежиссером (звукоинженером). Кроме того, необходимо обучение звукорежиссёра (звукоинженера) работе с новым инструментом контроля, получение опыта в нормализации уровня громкости до целевого уровня с поддержанием художественного замысла звукового сопровождения.

6) Установить автоматический звуковой процессор нормализации громкости на выходном тракте аппаратно-студийного комплекса (АСК).
Данный этап включает в себя установку в тракт вещателя на выходе АСК звукового процессора (работающего согласно рекомендациям EBU R 128) и его точную настройку. Возможно реализовать интеграцию системы автоматизации вещания с процессором нормализации громкости через систему планирования эфира и базу медиафайлов. Для этого необходимо наличие метаданных о типе программы (описывающих требуемую стратегию нормализации или особенности звукового сопровождения), далее эти данные необходимо внедрить через систему планирования эфира в расписание системы автоматизации как вторичные события для управления сохраненными пользовательскими настройками звукового процессора через интерфейс управления. Также возможны другие варианты реализации управления сохраненными пользовательскими настройками процессора на основании описания вещаемых программ, например вручную, по расписанию (актуально для новостных передач).

7) Обеспечить контроль уровней интегральной громкости у агрегаторов сигнала.

Для реализации данного этапа необходима установка оборудования автоматического контроля интегральной громкости звукового сопровождения у агрегаторов сигналов вещателей. Подобное оборудование настраивается на формирование служебных сообщений/отчетов по заданному алгоритму, например, превышение установленного целевого уровня громкости более N раз в час. Кроме того, установка подобного оборудования у агрегаторов сигналов помогает максимально эффективно отслеживать разницу в уровнях громкостей различных телеканалов и радиостанций.

8) Обеспечить контроль громкости в сети распространения сигнала.

Применение данного подхода позволяет решить следующие задачи:

  • устранение акустического дискомфорта телезрителя/радиослушателя, связанного с резким изменением громкости между программами и рекламой/анонсами, а также между различными программами;
  • устранение разности звуковых уровней громкости между телеканалами, осуществляющими вещание в цифровом и аналоговом форматах;
  • упрощение международного программного обмена и организации международных прямых трансляций;
  • использование единого подхода к измерению и управлению громкостью при производстве и распространении программ.

Этап агрегации контента

Поскольку в современном телерадиовещании все активнее используются файловые рабочие процессы, на этом этапе также необходимо применять технологию нормализации громкости. Базовый принцип остается тот же: рекомендуется нормализация громкости и контроль динамического диапазона источника, особенно для вновь создаваемых программ, анонсов и рекламы. Тем не менее, поскольку метаданные являются неотъемлемой частью систем, обрабатывающих файлы, можно использовать решения, опирающиеся на их изменение.
Медиафайл может поступать через процесс загрузки, передачи из внешнего сервера или из файлового архива. Нормализацию громкости для систем, обрабатывающих файлы, можно реализовать, например, используя программное обеспечение с соответствующим алгоритмом. Для имеющихся программ (архивного материала) существует 4 варианта нормализации громкости:

• Фактическое изменение уровня громкости всех аудиофайлов до целевого уровня.
• Изменение уровня громкости только «по требованию».
• Использование результата измерения уровня громкости для регулировки уровня при воспроизведении без изменения исходного уровня громкости.
• Передача корректных метаданных громкости потребителю, где производится нормализация.

Выбор решения зависит от таких факторов, как инфраструктура, рабочие процессы, управление медиафондами, наличие подходящего оборудования, финансовые ресурсы, время и т.д.

Сразу после поступления медиаматериала необходимо провести измерения уровня Громкости программы, Диапазона громкости и Максимальных уровней истинных пиков – трех основных параметров звука, определенных в настоящих Рекомендациях и EBU R 128. Для очень короткого контента (<30 сек), такого как анонсы и рекламные ролики, также необходимо измерить и сохранить Максимальный уровень мгновенной громкости и Максимальный уровень кратковременной громкости. В зависимости от результатов этого измерения, последующего метода нормализации громкости и соответствия допустимому диапазону громкости вырабатывается схема обработки, состоящая из «компоновочных блоков» или «основных задач». Ниже приведены общие блок-схемы рабочего процесса.

методология измерений громкости в целях нормализации уровня громкости рекламы и прерываемой ею теле- или радиопрограммы - student2.ru


Блок обработки Громкости программы (Programme Loudness)

методология измерений громкости в целях нормализации уровня громкости рекламы и прерываемой ею теле- или радиопрограммы - student2.ru

Блок обработки Диапазона громкости (LRA)

методология измерений громкости в целях нормализации уровня громкости рекламы и прерываемой ею теле- или радиопрограммы - student2.ru

Блок обработки Максимального уровня истинных пиков (Maximum True Peak Level)

Три базовых компоновочных блока, показанных выше, лежат в центре любого процесса контроля качества файлов в отношении технических параметров его звукового содержания. В начале любой потенциальной обработки измеряются три параметра: Уровень громкости (Loudness Level, Lk), Диапазон громкости (Loudness Range, LRA) и Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum True Peak Level, Max TP). Результат этого первичного измерения определяет дальнейшую обработку.

Возможно несколько разных сценариев:

1) Все три параметра в норме.

методология измерений громкости в целях нормализации уровня громкости рекламы и прерываемой ею теле- или радиопрограммы - student2.ru

Это идеальный результат измерения: Уровень громкости программы минус 23 LUFS, Диапазон громкости в пределах, определенных вещателем (в зависимости от жанра и/или платформы распространения), а Максимально допустимый уровень истинных пиков равен или ниже максимального значения для выбранной платформы распространения.

методология измерений громкости в целях нормализации уровня громкости рекламы и прерываемой ею теле- или радиопрограммы - student2.ru

Уровень громкости программы выше минус 23 LUFS. Нормализация осуществляется операцией регулировки усиления (понижения уровня):
Усиление (dB) = (Lk целевой уровень - Lk измеренный уровень)

(Пример: измеренный Lk = -19.4 LUFS; целевой уровень Lk = -23 LUFS; необходимое усиление будет (dB) = (-23-(-19.4)) = -3.6. Max TP уменьшается на ту же величину, что и Lk).

3) Уровень громкости программы ниже минус 23 LUFS.

методология измерений громкости в целях нормализации уровня громкости рекламы и прерываемой ею теле- или радиопрограммы - student2.ru

После повышения усиления нужно пересчитать Максимально допустимый уровень истинных пиков (исходный Max TP + сдвиг усиления = результирующий Max TP), так как он потенциально может находиться выше допустимого предела. Если новый Max TP превышает допустимый предел, необходимо выполнить ограничение истинных пиковых значений, которое должно быть выполнено согласно унифицированному блоку обработки истинных пиков. Если такое ограничение невозможно или нежелательно (или потенциально слишком серьезно), в этом случае значение Lк оставляется на исходном низком уровне и применяется соответствующая установка метаданных громкости (ниже минус 23 LUFS, отражая исходный уровень громкости). Это требуется для полнофункциональной системы, поддерживающей метаданные (например, Dolby Digital или MPEG 4).

4) Громкость программы ниже минус 23 LUFS, а Диапазон громкости шире внутреннего допуска для жанра или платформы распространения.

методология измерений громкости в целях нормализации уровня громкости рекламы и прерываемой ею теле- или радиопрограммы - student2.ru

Уровень Громкости программы можно обрабатывать согласно пункту 3. Диапазон громкости подлежит обработке (унифицированный блок LRA) и, таким образом, потенциально снижает Max TP. Хотя Max TP может превышать допустимый лимит при применении положительного сдвига усиления, обработка Max TP может не требоваться из-за снижения LRA. Поэтому необходимо вычислить Max TP во время процесса снижения LRA.

5)Диапазон громкости шире допуска для жанра или платформы распространения.

методология измерений громкости в целях нормализации уровня громкости рекламы и прерываемой ею теле- или радиопрограммы - student2.ru

Как сообщалось ранее, компрессор с низким порогом и очень умеренным коэффициентом может использоваться для уменьшения LRA (унифицированный блок Диапазона громкости). Для файлов применяются преимущественно автоматические процессы с «целевым LRA». Альтернативно, результат измерения LRA может активировать предустановку динамического компрессора с параметрами, аналогичными вышеуказанным. Max TP может лишь уменьшиться, поэтому нет необходимости обработки истинных пиковых значений.

6)Максимально допустимый уровень истинных пиков (Maximum Permitted True Peak Level) превышен.

методология измерений громкости в целях нормализации уровня громкости рекламы и прерываемой ею теле- или радиопрограммы - student2.ru

Превышение уровня минус 1 dBTP влечет за собой риск дальнейших искажений (например, в цифро-аналоговом преобразователе, конвертере или кодеке с уменьшением скорости потока). Согласно унифицированному блоку Max TP ограничение истинных пиковых значений осуществляется путем понижения Max TP. Существенно ли изменится в результате этого громкость программы, зависит от числа и размера затронутых пиков.

Любая другая комбинация результатов первичного измерения LRA и Max TP входит в процессы, уже описанные в вышеупомянутых сценариях.

Таблица 2: Адаптация усиления для систем адаптации метаданных AC3/E-AC3

Наши рекомендации

Входная громкость LUFS (1,2) Ошибка громкости LU Изменение уровня (3) для применения LU Скорректированная громкость LUFS