Применяемые образовательные технологии
Таблица 6
Вид занятия | Формы проведения занятий | Разделы дисциплины | |||
Практические занятия | урочная | + | + | + | + |
Контрольные занятия | тесты по ОФП | + | + | + | + |
Технологию непосредственного осуществления педагогического процесса можно представить как совокупность последовательно реализуемых технологий передачи информации, организации различных видов деятельности, дифференцированного подхода стимулирования активности студентов, регулирования и корригирования хода педагогического процесса, его текущего контроля.
Каждое отдельное занятие физической культурой является относительно самостоятельным звеном целостного процесса физического воспитания и вместе с тем тесно связано с предыдущими и последующими занятиями. Поскольку занятия физической культурой проводятся со студентами разного пола, состояния здоровья и физической подготовленности, в различных условиях и с различной направленностью, они отличаются большим разнообразием по содержанию и форме.
Содержание определяется задачами, которые отражают предмет и направленность занятий, характер деятельности преподавателя и студентов. Одной из важных сторон содержания занятий является состав физических упражнений. Физические упражнения рассматриваются как предметное содержание занятия.
Деятельность преподавателя и студентов, направленная на решение педагогических задач, является ещё одной важной стороной содержания занятия.
Необходимо учитывать физиологические и психические процессы, изменения в состояниях студентов, обусловленные их действиями и отражающие эффективность всей деятельности, а также степень решения педагогических задач. Эти процессы и изменения являются наиболее скрытой стороной содержания занятия. Её показатели служат важными ориентирами для организации текущих действий, а отчасти и последующих занятий.
Физическое воспитание функционирует в целостной системе других учебных дисциплин, определённых учебным планом. Опыт показывает, что акцент только на достижение высоких спортивных результатов также негативен в процесс профессиональной подготовки студентов.
Возникают ситуации, при которых занятия физическими упражнениями или участие в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в излишне напряжённом режиме, проводимые до начала или в середине учебного дня, угнетающе воздействуют на учебно-трудовую активность студентов, нарушают логику оптимального проведения учебного процесса. Подобная практика снижает и ограничивает эффективность использования физической культуры в учебно-воспитательном процессе в вузе.
Несмотря на уникальность образовательной области «Физическая культура», при построении систем физического воспитания с позиций целостного педагогического процесса в вузе должны учитываться основные педагогические условия и пути обеспечения эффективности физического воспитания.
1. Единство развития моторных качеств и теоретической подготовленности студентов, формирование основных знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами подготовки бакалавра на основе развития межпредметных связей.
2. Соответствие физических нагрузок уровню индивидуальной подготовленности занимающихся, учёт направленности интересов студентов на основе широкого внедрения в практику индивидуального и дифференцированного подходов.
3. Поэтапность и цикличность педагогических воздействий, позволяющие позитивно влиять на эмоциональную и мотивационно-ценностную сферы студентов.
4. Осуществление оперативного, текущего и этапного контроля за изменяющимся состоянием студента с целью корректировки педагогических и воспитательных воздействий.
Особо следует подчеркнуть значение определённых теоретических знаний для активного и сознательного освоения студентами профессионально-прикладных умений и навыков.
Структура процесса обучения двигательному действию имеет три этапа:
1) первоначальное изучение (ознакомление с упражнением);
2) углублённое разучивание (вырабатывается умение выполнять действие);
3) заключительный этап обучения (закрепление и дальнейшее совершенствование действия).
Содержание физической подготовки каждого вуза определяется с учётом профиля реализуемых образовательных программ.
Так, учебная деятельность студентов технических вузов относится, прежде всего, к сфере сложной интеллектуальной работы с определённой долей мелкого ручного труда, характеризующаяся значительным напряжением анализаторных систем (в первую очередь зрительной), большой нервно-эмоциональной нагрузкой и сопровождающаяся отчётливо выраженной однообразной рабочей позой.
Исходя из сказанного, программа физической подготовки составляется таким образом, чтобы, с одной стороны, сгладить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов учебной деятельности, а с другой стороны, развить профессионально важные качества студентов.
В процессе физической подготовки студентов повышается как общая, так и специфическая работоспособность, способствующая овладению изучаемой специальностью. Высокий уровень общей работоспособности достигается, прежде всего, длительными кроссами, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием. Повышение уровня физических качеств, функциональной подготовки, улучшение основных показателей физического развития (спирометрии, кровяного давления, частоты сердечных сокращений и т.д.) создают базу для поддержания высокоэффективной учебной деятельности студентов в течение всего учебного года.
Специфическая работоспособность студентов достигается тренировкой тех физических и психических качеств, которые определяют успешность учебной деятельности. Физические упражнения с этой целью выполняются на учебных занятиях. Возможно также самостоятельное проведение специально направленных физических тренировок во внеучебное время. Очень полезны в этом плане спортивные игры, единоборства, бег на короткие дистанции, тренирующие внимание, быстроту мыслительной деятельности, оперативную память и другие качества.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
При физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе. Учебные формы занятий составляют основу физического воспитания студентов. Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создаёт условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объёма двигательной активности, необходимой для нормального функционирования организма, формирования мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.
Существует несколько форм организации занятий:
- фронтальная организация характеризуется одновременным выполнением всеми студентами одного и того же задания независимо от места расположения и выбранных форм построения;
- групповая организация предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах различных заданий;
- индивидуальная организация предусматривает одновременное выполнение занимающимися независимо друг от друга персонального задания, определяемого преподавателем с учётом уровня подготовленности, двигательных возможностей, анатомо-физиологических и психологических особенностей каждого студента;
- круговая форма организации предусматривает поочередную работу студентов в небольших группах, каждая их которых последовательно выполняет серию заданий на специально подготовленных местах;
- посменная форма организации предусматривает поочередное выполнение одинакового упражнения несколькими группами студентов;
- попеременное выполнение упражнения в парах предусматривает разбивку всех студентов на пары, в которых поочередно одним студентом выполняется упражнение, а другим осуществляется страховка, помощь. Затем студенты меняются ролями.
В некоторых случаях формы организации учебной деятельности могут совмещаться. Наиболее распространёнными в вузах средствами аудиторных и внеаудиторных занятий являются следующие физические упражнения и виды спорта: ходьба и бег, кросс и эстафеты, плавание, ходьба и бег на лыжах, велосипедные прогулки, гимнастика, спортивные игры, туристические походы, занятия на тренажёрах.
Физическая культура предоставляет неограниченные возможности для эстетического воспитания личности. Она воспитывает умение воспринимать и понимать прекрасное в движениях человеческого тела, в совершенстве его линий и форм, развитии физических, нравственных, волевых и психических качеств.
Упорядоченность всех сторон и компонентов содержания занятий с учётом закономерностей обучения воспитания и влияния физических упражнений на организм, а также особенностей студентов, ресурсов времени конкретных условий находит выражение в их форме (структуре). Структура должна обеспечивать наилучшие возможности для эффективного решения задач физического воспитания.
Особенностью большинства занятий является разнообразие задач, которые преподавателю приходится решать в рамках одного занятия.
Существенным фактором, обуславливающим построение занятий, является закономерное изменение работоспособности студентов в процессе двигательной деятельности. Оно отражает динамику функционального состояния и возможностей систем организма, а также психики занимающихся.