Затруднений и потребностей педагогов
№ | Название диагностируемой позиции | да | отчасти | нет |
І. Испытываю проблемы | ||||
1. Моделирование | ||||
а) | «целеполагания»: | |||
- цели и задач мероприятия; | ||||
- путей мотивации учащихся. | ||||
б) | «содержания»: | |||
- «порций» подачи материала; | ||||
- структуры содержания; | ||||
- формы подачи содержания. | ||||
в) | «организации»: | |||
- адекватно цели, задач и содержанию; | ||||
- позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса. | ||||
г) | «методики»: | |||
- методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.); | ||||
- средств (наглядных, технических и др.); | ||||
- приёмов: активизации познавательной деятельности; активизация мыслительной деятельности; активизация творческой деятельности. | ||||
2. Реализация: | ||||
а) | «целеполагания»: | |||
- определение места предъявления целей и задач (начало – конец) мероприятия; | ||||
- определение способа предъявления целей и задач (педагог – обучаемый) мероприятия; | ||||
- «увязывание» целей и задач мероприятия с потребностями обучаемых на основе использования результатов социально-педагогической диагностики | ||||
б) | в предъявлении содержания: | |||
- с использованием технологий (элементов): французских педагогических мастерских; проектной; игры; развивающего обучения; развития критического мышления; другие. | ||||
в) | в проведении занятий: | |||
- знакомство с новым содержанием; | ||||
- отработка умений и навыков; | ||||
- коррекционных; | ||||
- итоговых; | ||||
- комбинированных; | ||||
- других. | ||||
г) | в организации работы: | |||
- парной; | ||||
- групповой; | ||||
- по само- и взаимоконтролю; | ||||
- по оценке и самооценке; | ||||
- другое. | ||||
д) | в применении на занятии: | |||
- технических средств обучения; | ||||
- электронно-вычислительной техники; | ||||
- изготовление и применение наглядных средств; | ||||
- другое. | ||||
3. Рефлексия | ||||
а) | в выборе: | |||
- оснований для самоанализа; | ||||
- критериев для анализа деятельности обучающихся; | ||||
- показателей для анализа результатов деятельности обучающихся. | ||||
б) | в проведении: | |||
- анализа и самоанализа. | ||||
в) | в определении эффективности мероприятия в т.ч.: | |||
- степени влияния на личностное развитие обучаемых; | ||||
-содержания мероприятия; | ||||
- организации и формы его проведения; | ||||
ІІ.Есть затруднения: | ||||
- знание концепций, образовательных стандартов по предмету, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, нормативной базы; | ||||
- подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам; | ||||
- подготовка учащихся к продолжению образования; | ||||
- знание психолого-возрастных особенностей учащихся; | ||||
- знание эффективных методик и технологий взаимодействия с учащимися; | ||||
- умение использовать ЭВТ, ТСО, НСО. | ||||
ІІІ. Хотелось бы: | ||||
- послушать: | ||||
- изучить: | ||||
- обсудить: | ||||
- увидеть: | ||||
- попробовать: | ||||
IV.Могу предложить: |
Приложение №2
Опросник Г. Дэвиса
- Я думаю, что я аккуратен(тна).
- Я любил(а) знать, что делается в других классах школы.
- Я любил(а) посещать новые места вместе с родителями, а не один.
- Я люблю быть лучшим(ей) во всем.
- Если я имел(а) сладости, то стремился(лась) их сохранить все у себя.
- Я очень волнуюсь, когда работа, которою я делаю, не лучшая, не может быть сделана мною наилучшим образом.
- Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти всему причину.
- В детстве я не был(а) особо популярен(а) среди детей.
- Я иногда поступаю по–детски.
- Когда я что-нибудь хочу сделать, то ничего не может меня остановить.
- Я предпочитаю работать с другими, и не могу работать один.
- Я знаю, когда я смогу сделать что-то по-настоящему стоящее.
- Если я даже уверен(а), что прав(а), я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другие.
- Я очень беспокоюсь и переживаю, когда делаю ошибки.
- Я часто скучаю.
- Я буду значимым и известным, когда вырасту.
- Я люблю смотреть на красивые вещи.
- Я предпочитаю знакомые игры, а не новые.
- Я люблю исследовать, что произойдет, если я что-либо сделаю.
- Когда я играю, то стараюсь, как можно меньше рисковать.
- Я предпочитаю смотреть телевизор, чем его делать.
Ключ. Креативность в случае положительных ответов на вопросы 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 16, 17, 19 и в случае отрицательных ответов на вопросы 1, 3, 5, 11, 13, 14. 15, 18, 20, 21. За каждое совпадение с ключом – 1 балл. Чем больше сумма, тем выше креативность.
Значение утверждений:
1 – принятие беспорядка
2 – беспокойство о других
3 – стремление к риску
4 – желание выделиться
5 – альтруизм
6 – недовольство собой
7 – любопытство
8 – непопулярность
9 – регресс на детство
10 – отбрасывание давления
11 – любовь к одиночной работе
12 – самодостаточность
13 - независимость
14 – деловые ошибки
15 – отсутствие скуки
16 – чувство предназначенности
17 – чувство красоты
18 – потребность в активности
19 – спекулятивность
20 – стремление к риску
21 – потребность в активности
Если сумма соответствующих ключу ответов равна или больше 15, то можно предположить наличие творческих способностей у отвечающего. Педагогу необходимо помнить, что это еще не реализованные возможности. Главная проблема – помощь в их реализации, так как часто другие особенности характера таких людей мешают им в этом (повышенное самолюбие, эмоциональная ранимость, нерешенность личностных проблем, романизм и др.). Необходим такт, общение на равных, юмор, требовательность, избегание острой и частой критики, частый свободный выбор темы работы и творческий режим деятельности.
Тест “Обобщение понятий”
Ниже мы предлагаем вашему вниманию широко распространенный в психологии тест на мыслительные процессы, ассоциации и обобщения. Данный вариант рассчитан на младших школьников и подростков.
В процессе творчества человеку часто приходиться обобщать ряд фактов для выявления общей идеи. В связи с этим развитие мыслительной функции обобщения необходимо для развития творческих возможностей воображения и мышления. Для выполнения тестового задания предложите ребенку следующую инструкцию: «В каждой строчке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относиться. Его нужно найти и исключить».
Материал для работы.
1.Стол, стул, кровать, пол, шкаф.
2.Молоко, сливки, сало, сметана, сыр.
3.Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки.
4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор.
5.Сладкий, горячий, горький, кислый, соленый.
6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.