Новые (рабочие) термины и понятия
“Второй рот”- пространство между корнем языка и стенкой гортани. Цель открытия “второго рта” - соединить трахею с гортанью и включить грудной резонатор, иначе говоря, создать инструмент полноценный.
“Второй нос”- пространство в глубине носа, так называемые в гайморовы пазухи. Цель открытия “второго носа” - подключить головной резонатор. Это позволяет облагородить звучание “инструмента”. Для этого необходимо
сосредоточить внимание в глубине носа (в гайморовых паузах). Этому может способствовать легкий, точнее легчайший вдох, как будто вы вдыхаете нежнейший запах, а также раздувание ноздрей при вдохе - прием, к которому часто обращался молодой Шаляпин. Напоминаем, что при открытии “второго рта” происходит включение грудного резонатора. При открытии “второго носа” происходит включение головного резонатора. При одновременном открытие “второго рта” и “второго носа” грудной и головной резонаторы соединяются и работают как одно целое. Поэтому качество звука целиком зависит от того, насколько вы преуспеете в овладении этими новыми для себя навыками.
«Носовая утечка» - воздух выходит через нос, делает голос гнусавым, а также обедняет звучание головного, и грудного резонаторов.
На рисунке пример ярко выраженной «Носовой утечки». Для речи и пения «Носовая утечка» главнейший враг.
«Ротовая утечка» -воздух выходит через рот делает голос резким, грубым, а также обедняет звучание грудного, и головного резонаторов.
В выработке сложных навыков всегда существуют простые приемы, облегчающие их выработку и контроль. У нас такими приемами выступают положение рта и положение рук.
Запомним три дополнительных и одно основное положение рта в сочетании с положениями рук, которые активно участвуют во всех упражнениях.
1.Закрытое положение рта.Рот закрыт (губы сомкнуты, зубы разомкнуты).Ведущая рука - на груди, другая рука (ладонь) - на голове. Для чего? Для контроля головного и грудного резонаторов. При этом положении происходитидеальное соединение грудного и головного резонаторов и вырабатывается навык отсутствия ротовой утечки.
Ведущая рука всегда на груди. Для чего? Мы должны знать, что рука, лежащая на груди выполняет важнейшую контролирующую роль в образовании голоса в грудном резонаторе, и в этом отношении она более эффективна, нежели слух. (Заметим, что Шаляпин во время пения таким приемом контролировал свой голос).
2. Полузакрытое положение: рот полузакрыт (зубы сомкнуты, губы разомкнуты и активны, голос сквозь зубы). Ведущая рука - на груди, другая рука (ладонь) - на голове. Для чего? Для контроля головного и грудного резонаторов и тренировки открытия “второго рта”. В этом случае голос очень близок к естественному, так как открытие губ рефлекторно помогает открытию гортани (“второму рту”).
3. С закрытым носом: нос закрыт, рот открыт. Ведущая рука на груди, другая рука зажимает нос.
Для чего? Для контроля грудного резонатора и носовой утечки.
Это положение ценно еще и тем, что оно устраняет гнусавость, если таковая присутствует. Для этого надо следить, чтобы пальцы, которые зажимают нос, совершенно не ощущали воздушного давления. Этот простой, и эффективный прием был в диковинку для логопедов, проходивших у меня тренинг в 2000 году.
4. Основное положение: рот открыт (губы разомкнуты, зубы разомкнуты, но так, что мизинец между ними не пролезет - в речи; в пении рот шире, чем в речи, но не намного).
Для чего? Чтобы не зажималась гортань.
Ведущая рука на груди,другая рука жестикулирует в соответствии с интонацией.
При широком раскрытии “первого рта” “второй рот”, как мы обращали на это внимание, закрывается.
Во всех упражнениях надо добиваться установления самого главного навыка для речи и пения: выходящий из вас воздух не должен ощущаться. Все делает гладкая мускулатура бронхов, мы ей не помогаем. Должно быть ощущение, что мы не выдыхаем – это основное условие.
При всех положениях рта внимание сосредоточено на том, чтобы не допустить физического напряжения в первую очередь гортани. Живот поджат всегда.
Эти положения рта всегда будут присутствовать во всех упражнениях в такой последовательности:1-е, 2-е, 3-е подготовительное положение, основное.
Доречевой уровень