Газетный текст читать трудно. Дети хотят читать про животных? Отлично. Тогда в эфире телевизионная передача "В мире животных".
Предложите детям поменяться ролями. Даже самый успешный в технике чтения ребенок может представлять опасность для эфира - например, приступами кашля. Который, конечно, он изо всех сил подавляет, но читать в эти моменты не может. Тут-то его и выручает своим голосом бдительный заплечник.
Особое чтение
П
о-моему, все же имеет смысл периодически готовить маленький фрагмент текста (тот, который приглянулся) для так называемого выразительного чтения вслух. Для особого чтения. Особое - значит, вкусное. С чувством, толком, с расстановкой. В общем, как в театре. (Кстати, особое чтение ученикам можно подготавливать для классных или школьных концертов. Только, чур, с вас тоже выступление причитается!)
Итак, на занятии дети объединяются в пары и "разбирают" сказку, рассказ или стихотворение по абзацам или строфам - кто какие хочет. Один из двоих - основной исполнитель, второй -дублер (он же при обоюдном желании может стать заплечником-подстраховщиком). Дублер необходим: а вдруг основной исполнитель осипнет или еще что? Ведь тогда в фасаде сказки (рассказа, стихотворения) образуется брешь! От услуг же заплечника-подстраховщика можно отказаться. Кусочек текста втайне готовится для показа в классе.
Интересно потом, после показа, угадывать, сколько раз тот или иной ребенок его прочел при подготовке: четыре? пять раз?.. Слушатели высказывают свои версии на пальцах. Неужели только три? Вот это да!.. Раза два? Угадал(а)? Я так и подумал(а), что не больше...
И не забывайте радостно удивляться - и тексту, и ученикам и почаще хвалить их.
Кусочек текста, поначалу чуть не выученный ребенком наизусть, задает норму чтения. И норму скорости, в частности. Как бы высшую планку. Попросите ребенка, не останавливаясь, с разбегу начать читать следующий абзац, и вы вместе с ним удивитесь той лихости, с которой он проскочит первое предложение. А то и два.
Своя книжка
Допустим, что в большинстве первоклашки (подготовишки) читать не умеют. Спрашивается, что читать на занятиях чтением? Еще проблема: что задавать на дом? Ведь хорошо было бы тренироваться в чтении (угадывании, узнавании слов) каждый день. И каким-то нестрашным и естественным образом.
А пусть каждый принесет из дома свою любимую книжку (наверняка ж такая есть, хоть бы он в ней пока что только картинки разглядывает) и имеет с ней дело. А какое - тут уж учителю и карты в руки. Пусть придумывает по ней разные задания: что-то подчеркнуть, посчитать, найти, угадать. (А какое еще домашнее задание по чтению может быть для нечитающего? Только такое! И читающему не скучно - для него тоже есть дело.) Лучше, если вначале это будет маленькая книжица - например, книжка-малютка (на всех одна - это тоже вариант). С ней вашим ученикам предстоит крутиться целый месяц - и так, и эдак.
Да и вам придется покумекать, выдумывая задания. Подчеркнуть четырехбуквенные (трех-, пяти- и так далее) слова; найти предложение, которое подходило бы для слов песенки, и спеть его голосом карлика или великана; нарисовать иллюстрацию к какой-то странице или предложению (допустим, шестому от начала истории или страницы); посчитать, сколько на странице такой-то одинаковых слов; найти самое короткое предложение; что-нибудь надписать над картинкой (или подписать под)... Или такое задание: подчеркнуть все слова с большой буквы. Потом выяснится, что перед одними такими словами есть точка, а перед другими - нет. Эти - имена собственные, а эти - начинают предложение. Уже есть о чем поговорить.
В общем, затереть книжицу до дыр. А потом, в следующем месяце, сменить ее на другую, уже потолще и потруднее. Так, обживая книжицу за книжицей, ребята привыкают к тексту, даже заковыристому, и перестают его бояться.
Подбор иллюстраций
В