Подготовительная к школе группа.

Приложение

1. Перспективный план работы Приложение 1

2. Конспекты занятий: Приложение 2

«Насекомые»

«Путешествие в прошлое электрической лампочки»

«Поможем Федоре»

«Форма предмета»

3. Консультация для воспитателей Приложение 3

4. Консультация для родителей Приложение 4

5. Практический материал Приложение 5

Приложение № 1

Перспективный план работы

Старшая группа.

Тема Цель
  Дидактическая игра «Чудесный мешочек»     Занятие по познавательному развитию «Беседа об овощах»     Дидактическая игра «Составь картинку»   Занятие по экологии «Рассматривание комнатных растений. Знакомство с новыми растениями».     Дидактическая игра «Отгадки»     Занятие по математике «Геометрические фигуры».     Игровое упражнение «Не ошибись».   Дидактическая игра «Домики свойств».     Занятие по экологии «Беседа об осени».   Занятие по экологии «Насекомые».     Дидактическая игра «Какая крона у дерева».   Дидактическое задание «Подбери мебель».     Дидактическая игра «Клады».     Занятие по познавательному развитию «Предметы, которые нас окружают».   Дидактическая игра «Кому что нужно».   Занятие по математике «Форма предметов (круг и овал)».   Занятие по познавательному развитию «Наши умные помощники – органы чувств».   Игровое упражнение «Что чем узнаем?»     Занятие по познавательному развитию «Поможем Федоре».   Занятие по экологии «Рассматривание и сравнение лисы и собаки»     Сентябрь   Учить обследовать предмет на ощупь, рассказывать о нем по предложенному алгоритму.   Формировать представление об овощах. Формировать умение обобщать по существенным признакам, пользуясь простейшей моделью.     Расширение представлений о сенсорных свойствах предметов. Обозначать свойства условными знаками, анализировать предмет и модель.   Октябрь   Познакомить с новыми комнатными растениями. С помощью моделей закрепить знания о способах ухода за растениями, их размещения.     Расширение представлений о свойствах предметов: развитие умения абстрагировать свойства и обобщать по ним, умения видеть предмет в единстве свойств, устанавливать связь «реальность - модель».   Упражнять в счете в пределах 7: учить составлять четырехугольник из счетных палочек, узнать геометрические фигуры в окружающих предметах.     Ноябрь   Закрепление знаний о классификации транспорта. Развитие умений соотносить реальные объекты, их свойства и условные обозначения, анализировать, сравнивать.   Развитие у детей умений выделять и абстрагировать свойства в предмете, отвлекаясь от других свойств, «читать» условные обозначения, анализировать, сравнивать, замещать.   Формировать обобщенное представление об осени, о состоянии растений осенью и его причинах. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды. Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами. Систематизировать знания с помощью моделей.   Декабрь   Расширять и углублять представления о насекомых. Учить отыскивать причины изменений в жизни насекомых, в изменении условий их обитания. Учить соотносить реальные объекты и условные обозначения. Развивать умение составлять описательные рассказы по схеме.   Расширение представлений о форме предметов, развитие умений соотносить реальные объекты, их свойства и условные обозначения, анализировать, сравнивать.   Январь   Закрепление знаний о классификации мебели. Развивать умения различать и абстрагировать свойства предметов мебели , сравнивать , «читать» условные обозначения.   Развивать у детей умения различать и абстрагировать свойства, анализировать, сравнивать, соотносить реальность и модель, «читать» условные обозначения.   Февраль   Закрепить знания детей о назначении предметов, о названиях материалов, из которых сделаны предметы. Развитие установления связи «выделяемое свойство – анализатор - действие».   Закрепить знания о предметах одежды. Развивать у детей умение устанавливать размерные отношения посредством использования модели.   Март   Учить детей соотносить геометрические формы с формой реальных предметов и их изображений.   Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Развивать осознание обследовательских действий, помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими помощниками.     Апрель   Развитие осознания обследовательских действий, установление связи «выделяемое – анализатор - действие».   Развитие познавательных способностей. Развитие системности мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода. Развитие умения составлять описание посуды, используя схему.   Май   Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида собаки и лисы. Развивать умение сравнивать объекты природы. Систематизировать знания с помощью моделей.  

Подготовительная к школе группа.

Тема Цель
  Занятие по познавательному развитию «Волшебные кнопочки».     Дидактическое упражнение «Волшебный компьютер».     Занятие по экологии «Посещение кафе «Дары осени»».   Дидактическая игра «Волшебная фотография».     Занятие по экологии «Осень».   Занятие по математике «Составление предмета из треугольников».   Занятие по экологии «Клуб знатоков леса».   Занятие по познавательному развитию «Путешествие в прошлое электрической лампочки».   Дидактическая игра «Общее свойство».   Занятие по математике «Многоугольники».   Обобщающая беседа о зиме «Как много интересного бывает зимой».   Занятие по познавательному развитию «Как купить автомобиль».   Дидактическая игра «Похожи – не похожи».     Занятие по математике   Игровое обобщающее занятие «У нас в гостях животные».   Дидактическая игра «Найди семейку».   Занятие по познавательному развитию «Экологическая сказка».   Сентябрь   Учить детей различать предметы, имеющие одинаковое название, но разные функции.     Расширять представление детей о размере, развивать умения устанавливать размерные отношения посредством использования модели, измерять, сравнивать реальность и модель.   Октябрь   Систематизировать представления детей о фруктах и овощах. Упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах.   Развивать у детей умение устанавливать пространственные отношения, замещать, устанавливать связь «реальность - модель», понимать условность модели.   Ноябрь   Продолжать наблюдения за дальнейшим уменьшением продолжительности дня, листопадом; закреплять названия осенних месяцев; учить составлять рассказ – сравнение признаков осени в сентябре и октябре; развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.   Учить составлять конструкцию из четырех равнобедренных треугольников. Развивать умение устанавливать связь «реальность - модель», сравнивать, анализировать предмет и модель.   Декабрь   Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно – следственные связи. Развивать доказательную, связную речь у детей.   Познакомить детей с историей электрической лампочки, вызвать положительный эмоциональный настрой к прошлому этого предмета. Продолжать учить пользоваться алгоритмом при описании предмета.   Январь   Развивать у детей умений абстрагировать и обобщать предметы по свойству, выделять сходное – различное в предметах, анализировать, сравнивать, обобщать.   Закреплять умение составлять многоугольники из счетных палочек. Развивать умение обобщать предметы по свойству, выделять сходное в многоугольниках. Учить ориентироваться на листе бумаги.   Февраль   Сформировать обобщенное представление детей о зиме, состоянии неживой природы. Развивать познавательную активность детей: продолжать учить устанавливать причинно – следственные связи, умению использовать модели в познавательной деятельности.   Закреплять названия профессий людей, управляющих видами транспорта, виды транспорта; продолжать учить составлять описательные рассказы об автомобилях, используя схему.   Март   Развивать умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы, сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.   Продолжать учить детей обобщать предметы по заданному свойству, выделять сходное – различное в предметах, анализировать, сравнивать. Упражнять в измерении с помощью условной мерки.   Апрель   Активизировать знания детей о животных, упражнять в умении обобщать животных по существенным признакам (звери, птицы, рыбы). Учить группировать животных по способу приспособления к окружающей среде . закреплять умение видеть сходство и различия между разными группами животных.   Развивать у детей умение упорядочивать по свойству, понимать условность обозначений, анализировать, сравнивать предметы.   Май   Показать детям связь всего живого в природе. Развивать познавательные способности детей. Учить бережному отношению к живой и неживой природе.    

Муниципальное образовательное учреждение Приложение № 2

«Начальная школа – детский сад № 18»

Насекомые.

конспект занятия по познавательному развитию

для детей старшей группы

Бакуменко Т.Н.

воспитатель МОУ

«Начальная школа –

детский сад № 18».

г.Губкин, 2008 год.

Программное содержание.Расширять и углублять представления детей о насекомых. Учить соотносить реальные объекты и условные обозначения. Развивать умение составлять описательные рассказы по схеме. Развивать логическое мышление, сообразительность. Воспитывать культуру общения.

Словарная работа.Учить согласовывать окончания в словосочетаниях: существительное + прилагательное, образовывать относительные прилагательные (какой? какая?).

Материал и оборудование. Аудиозапись (звуки леса), карточки с изображением насекомых (на каждую пару детей), схема-алгоритм для описания насекомого (на каждую пару детей), цветные карандаши и лист чистой бумаги для каждого ребенка.

Ход занятия.

Звучит звукозапись (звуки леса). Дети заходят в группу и встают вокруг воспитателя. Воспитатель предлагает детям представить, что они находятся на лесной полянке.

- Вот к вам на руку сел жучок: головка черная, на красной спинке темные пятнышки. Кто это? (Божья коровка.)

По просьбе взрослого дети мимикой и жестами изображают, как она ползет по руке, как улетает.

Дети делятся на пары по условию: у них должно быть что-то одинаковое (во внешности, одежде). Воспитатель загадывает загадки о насекомых.

Не зверь, не птица, нос как спица.

(Комар.)

Имя взял у кузнеца, цвет – у огурца,

Крылья – у морошки, ножки – у блошки.

(Кузнечик.)

Осенью в щель забьется,

А весной проснется.

(Муха.)

Пара, которая первой дала правильный ответ, получает карточку с изображением этого насекомого. Дети рассматривают свою картинку.

- Дети, смотрите, паучок принес нам послание из леса.

Воспитатель достает из конверта схемы – алгоритмы , с помощью которых каждая пара детей составляют рассказ о насекомом, которое изображено на их картинке. Выслушиваются все рассказы.

Наши рекомендации