Цель и задачи изучения учебной дисциплины. Цель и задачи изучения учебной дисциплины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи изучения учебной дисциплины

1.1. Место курса «Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста» в системе профессиональной подготовки.

Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным по своей природе. Речь традиционно рассматривается в психологии, философии, педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Именно поэтому развитие устной речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Педагог может помочь ребенку овладеть умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказываний. Для этого необходимо ясно осознавать, каковы приоритетные направления развития речи, основные линии преемственности задач речевого развития, эффективные методы обучения для каждой возрастной группы в дошкольном детстве.

Дисциплина «Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста» является составной частью образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиль – «Психология и педагогика дошкольного образования», включена в вариативную часть, установленную вузом, гуманитарного, социального и экономического цикла Учебного плана дневного и заочного отделений Института психолого-педагогического образования.

Дисциплина «Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста» изучается на третьем курсе в 5 и 6 семестрах.

1.2. Целью освоения курса «Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста»является:формирование профессиональной компетентности бакалавра педагогики в области современной теории и практики развития речи дошкольников.

1.3. Функции и задачи курса:

Задачи:

1. Сформировать знание теоретических основ и технологии развития речи детей дошкольного возраста.

2. Сформировать умения проектировать, конструировать и диагностировать процесс развития речи дошкольников.

3. Способствовать развитию профессиональной направленности и креативности в решении задач развития речи детей.

1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:

- об объекте, предмете, функциях и основных понятиях дисциплины, современных проблемах гуманитарной науки и образовательной практики;

- о социальных факторах, влияющих на развитие языка, формирования личности, обучения и воспитания подрастающего поколения;

- о коммуникативных навыках, которыми студент должен овладеть в целях продуктивной коммуникации в сфере профессиональной деятельности по своей специальности, а также для успешной коммуникации в иных сферах жизнедеятельности.

2) Развивающая функция: формирование у студентов опыта учебно-познавательной деятельности, необходимого для освоения комплекса гуманитарных наук:

- развитие культуры речи, обеспечивающей осознанное овладение нормами современного русского языка для успешного достижения в будущей профессиональной деятельности целей обучения и воспитания;

- формирование целевой и мотивационной основы профессионального педагогического образования и самообразования;

- вооружение студентов способами и технологиями познавательной, исследовательской и проективной деятельности и взаимодейст­вия, навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в работе с учебно-научной информа­цией.

3) Воспитательная функция: формирование у студентов ценностных ориентаций, определяющих:

общую направленность познавательных интересов и профессиональных устремлений личности;

- меру готовности и решимости к реализации собственного «проекта» жизни;

- осознание социальной и личностной значимости и творческого потенциала будущей профессии;

- иерархию индивидуальных социально-нравственных предпочтений и образцов общественного поведения.

1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста»:

способен учитывать общие закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности дошкольника при организации процесса речевого образования;

способен использовать в профессиональной деятельности особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности ребёнка дошкольного возраста на различных возрастных этапах;

готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей дошкольного возраста в разных возрастных группах;

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для дошкольников;

готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для детей дошкольного возраста.

1.5. Ожидаемые результаты:

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

· теоретические основы и технологии развития речи детей дошкольного возраста;

· основные положения и методы работы при решении задач воспитания ребенка дошкольного возраста для каждой возрастной группы;

· приоритетные направления развития речи, основные линии преемственности задач речевого развития.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

· организовывать на занятиях совместную и самостоятельную деятельность дошкольников, направленную на достижение целей и задач образовательной программы;

· проводить диагностику уровня развития детей дошкольного возраста с помощью стандартных предметных заданий;

· способствовать развитию профессиональной направленности и креативности в решении задач развития речи детей.

1.6. Вклад курса «Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций

1.6.1. Успешно освоивший курс «Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста» студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

· готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);

· готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного возраста (ОПК-4);

1.6.2. Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· готов реализовывать профессиональные задачи образовательных программ (ПКД-2);

· способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);

· готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении (ПКД-4);

· способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).

1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:

Отбор содержания и структурирования базируются на общедидактических принципах.

Системно-структурный подход позволяет рассматривать речь как сис­темное образование, особый вид деятельности, обусловленный ситуациями общения. Стержневая идея курса заключается в рассмотрении речи как средства общения, познания и организации детской деятельности. Веду­щей задачей при таком подходе выступает развитие связной речи, что оп­ределяет место и значимость в структуре курса различных разделов («Раз­витие связной речи», «Словарная работа в детском саду», «Воспитание звуковой культуры речи детей», «Воспитание грамматически правильной речи», «Подготовка к обучению грамоте и чтению»).

Этнокулътурологический подход предполагает изучение и анализ род­ного языка как социокультурного феномена. Развитие речи предполагает освоение детьми лучших форм языка. Это показывает особую значимость фольклора и классической литературы как средства приобщения ребенка к языковой культуре. В процессе изучения курса студент осваивает языковые формы и способы их использования в работе с дошкольниками.

Реализация личностно-деятельностного подхода позволяет студенту при изучении курса оценить значимость его содержания для успешной профессиональной деятельности. Изучение курса предполагает активное деятельностное включение студента в прогнозирование и проектирование педагогического процесса развития речи ребенка посредством выполнения творческих заданий и решения проблемных ситуаций.

Индивидуально-дифференцированный подход позволяет гибко варьи­ровать индивидуальные образовательные маршруты студентов, учитывая их базовое образование и научные интересы.

Организация учебного материала предполагает усиление роли само­стоятельной работы студентов в освоении курса. Лекции носят ориенти­рующий характер и направляют самостоятельный поиск фактического ма­териала по каждой изучаемой теме, раскрывающего основные теоретиче­ские положения лекции. Практические занятия направлены на выполнение заданий, обеспечивающих творческое осмысление методологических, тео­ретических и методических позиций.

Принцип интегративности обеспечивает разнообразие межпредмет­ных связей и включение данного учебного курса в единую систему подго­товки бакалавра педагогики. Курс «Теории и технологии развития речи де­тей дошкольного возраста» содержательно связан с науками психологиче­ского, лингвистического и психолингвистического цикла.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Теории и технологии речевого развития детей дошкольного возраста»

Период изучения – 2 семестра

Трудоемкость – 8 з.е. – 288 часов

Аудиторные занятия – 98 час.

Число часов в неделю- 5 семестр – 4 часа, 6 семестр – 2 часа

Итоговая аттестация – зачёт (в 5 семестре) и экзамен (в 6 семестре)

Лекции – 38 час.

Практические занятия – 60 час.

Самостоятельная работа – 190 час.

    Название раздела, Темы Распределение часов
Трудоемкость Аудит занят. Вида занятий Самостоятельная работа
Лекции   Семинары и/ или практ.
3 курс, 5 семестр
  1. Предмет учебного курса «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста».    
2. Исторические этапы становления педагогических систем речевого развития  
3. Методологические и естественнонаучные основы развития ре­чи    
4. Педагогические основы развития речи дошкольников
5. Технология воспитания звуковой культуры речи  
6. Технология развития словаря    
7. Технология формирования грамматического строя речи    
8. Технология развития связной речи
  Зачет        
  Итого за 5 семестр
  6 семестр          
  9. Технология подготовки детей к чтению и письму
  10. Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи.
  11. Диагностика речевого развития детей
  12. Планирование работы по развитию речи в детском саду
  Экзамен        
  Итого за 6 семестр
   

ОЗО (4х годич)

Период изучения – 2 семестра (6 и 7)

Трудоемкость – 8 з.е. – 288 часов

Аудиторные занятия – 20 час.

Итоговая аттестация – экзамен (в 6 семестре)

Лекции – 10 час. – 6 семестр

Практические занятия – 10 часа – 7 семестр

Самостоятельная работа – 268 час.

    Название раздела, Темы Распределение часов
Трудоемкость Аудит занят. Вида занятий Самостоятельная работа
Лекции   Семинары и/ или практ.
3 и 4 курс, 6 и 7 семестр
  1. Предмет учебного курса «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста».      
2. Исторические этапы становления педагогических систем речевого развития  
3. Методологические и естественнонаучные основы развития ре­чи    
4. Педагогические основы развития речи дошкольников  
5. Технология воспитания звуковой культуры речи  
6. Технология развития словаря    
7. Технология формирования грамматического строя речи    
8. Технология развития связной речи
9. Технология подготовки детей к чтению и письму
10. Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи.
11. Диагностика речевого развития детей  
12. Планирование работы по развитию речи в детском саду  
  Экзамен        
  Итого

ОЗО (3х годич)

Период изучения – 2 семестра (4 и 5)

Трудоемкость – 8 з.е. – 288 часов

Аудиторные занятия – 20 час.

Итоговая аттестация – экзамен (в 6 семестре)

Лекции – 10 час. – 6 часов в 4 семестре, 4 часа в 5 семестре

Практические занятия – 10 часа – 4 часа в 4 семестре, 6 часов в 5 семестре

Самостоятельная работа – 268 час.

    Название раздела, Темы Распределение часов
Трудоемкость Аудит занят. Вида занятий Самостоятельная работа
Лекции   Семинары и/ или практ.
2 и 3 курс, 4 и 5 семестр
  1. Предмет учебного курса «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста».      
2. Исторические этапы становления педагогических систем речевого развития  
3. Методологические и естественнонаучные основы развития ре­чи    
4. Педагогические основы развития речи дошкольников  
5. Технология воспитания звуковой культуры речи  
6. Технология развития словаря    
7. Технология формирования грамматического строя речи    
8. Технология развития связной речи
9. Технология подготовки детей к чтению и письму
10. Технологии обучения детей на занятиях по развитию речи.
11. Диагностика речевого развития детей  
12. Планирование работы по развитию речи в детском саду  
  Экзамен        
  Итого

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ТЕМА 1. Предмет учебного курса «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста»

Лекция (2 часа)

Основные идеи и понятия курса, особенности содержания учебной дисциплины. Связь курса с другими учебными дисциплинами.

Наши рекомендации