Причины взаимосвязи длины надставной трубки и типа голоса 2 страница
Рис. 55. Исследование работы голосовой щели при помощи аппарата Фабра в лаборатории Музыкально-педагогического института
им. Гнесиных.
зами рентгеновского облучения и снимать певца в течение нескольких минут. Первая рентгенокиносъемка работы гортани и дыхания певцов проведена в нашей стране в 1965 году автором этой книги совместно с фониатром М. В. Нозадзе и оператором, инженером И. Н. Гоуфманом.
Чрезвычайно важным открытием для изучения колебательной работы голосовой щели во время пения явилось изобретение аппарата, позволяющего следить за деталями смыкания и размыкания голосовых связок.
В 1957 году профессор университета в Лилле (Франция) Филипп Фабр[ сконструировал аппарат, позволяющий видеть на экране катодного осциллографа кривую, отражающую работу голосовых связок в процессе естественной фонации. Не-
1 F a b r e Ph. Un procede electrique percutane d'inscription de l'accolement glottique au cours de la phonation: glottographie de haute frequence; premiers resultats (Bull. Acad. Nat. Med., 1957, 66—69).
большие электроды на легком ошейничке помещаются на шее на уровне голосовых связок и не стесняют певца при пении.
Ток ультравысокой частоты, как ток УВЧ, употребляемый в физиотерапии, подается на эти электроды от специального
Мы кратко описали те методы, которыми пользуются современные исследователи для изучения работы гортани во время пения. Благодаря этим методикам наука в настоящее время обогатилась целым рядом новых фактов о деятельности гортани певцов.
Время
Рис. 56. Схема расположения электродов (Е—Е1) аппарата Фабра на гортани.
генератора. Проходя через гортань, он меняет свою силу в соответствии с работой связок. Смыкание связок понижает сопротивление току, размыкание—-усиливает. Эти изменения силы
А | ||||
/ | <-> | \ | Л | |
а | б | б | г | Время |
Отвитя гелпсобпя щель | контакт |
Время ' |
Врем' |
Фазы 2 ■ удаления I - сближения Л- максимального открытия 2- контакта |
Рис. 57. Кривая работы голосовых связок, полученная при помощи аппарата Фабра в лаборатории института им. Гнесиных. А — отражение фаз работы голосовых связок на кривой. Б — внд кривой при пении forte в грудном регистре. Видно, что фаза раскрытия мала, удаление связок невелико, фаза контакта большая. В — внд кривой прн пенни фальцетом, piano. Видно, что фаза раскрытия велика, удаление связок (амплитуда) большое, фаза контакта — мала.
тока затем улавливаются и подаются на экран осциллографа. В нашей стране подобный аппарат создан доцентом Московского университета Ю. М. Отряшенковым.
1ААА/ |
Рис. 58. Фаброграммы прч разных вокальных заданиях у баритона. Сняты в лаборатории
. 1л„г\ г\ |
института им. Гнесиных. 1 — придыхательная атака, 2 — фальцет в верхнем регистре, 3 — мягкая атака, 4 — грудное звучание форте в средней части диапазона.
Строение гортани
Гортань устроена довольно сложно, но для того чтобы понять принципы ее работы, достаточно иметь общее представление о ее строении и функции.
Остовом гортани, к которому прикрепляются все мягкие ее ткани, являются хрящи. Гортань достаточно упруга и прочна, чтобы давление внешних мышц могло не сказываться на ее внутренней работе. Мы специально оговариваем это положение, поскольку среди педагогов и в вокальной литературе (например, в книге П. Органова) приводится такое мнение. Хрящевой остов гортани служит надежной опорой для работы внутренних гортанных мышц и голосовых связок.
К хрящам, из которых построен остов гортани, относятся щитовидный, перстневидный и два маленьких черпаловидных хряща. Сверху к щитовидному хрящу прикрепляется надгортанник, имеющий листовидную форму. Вид хрящей гортани схематически показан на рис. 59. Для понимания функции гортани важно уяснить те возможности движения, которые существуют между этими хрящами. Перстневидный хрящ сочленяется с щитовидным, так что ось этого сустава проходит горизонтально во-фронтальной плоскости. Поэтому щитовидный хрящ может наклоняться вперед, и при этом движении печатка перстневидного хряща удаляется от вырезки щитовидного. Этим движением
удаляются друг от друга концы прикрепления голосовых связок, и тем самым связки натягиваются. Движение осуществляется щито-перстневидными мышцами.
Рис. 59. Контуры хрящей горта-ии и схема прикрепления голосовых связок (ло Р. Юссону). I—вид сзади, II — вид сбоку. III — вид сверху, П — перстневидный хрящ, Ч — черпаловид-ный хрящ, Щ — щитовидный хрящ, М — мышечный отросток черпаловидного хряща, В — переднее прикрепление голосовых связок ж щитовидному хрящу, А — заднее .прикрепление голосовых связок к вокальному отростку черпаловидных хрящей. Связки схематически изображены в виде черных полосок.
Наверху печатки перстневидного хряща находятся два черпаловидных хрящика сложной формы, которую условно можно сравнить с пирамидой. Эти хрящи играют особенно важную
Рис. 60. Механизм натяжения Колосовых связок за счёт наклона щитовидного хряща. Обозначения те же, что и в предыдущем рисунке. 1 — волокна передней щито-перстневидной мышцы, 2 — перстпе-черпаловидное сочленение, где находится ось движения. На рисунке справа видно, что при наклоне щитовидного хряща расстояние В—А увеличивается В>—А, т. е. концы прикрепления связок расходятся. |
роль в вокальной функции, 1>) так как к вокальным от-/ росткам этих хрящей прикрепляются задние концы голосовых связок. Черпало- видные хрящи могут поворачиваться вокруг вертикальной оси, а кроме того, наклоняться и прижиматься друг к другу.
В основании каждого из этих хрящей имеются два отростка: вокальный, направленный вперед, и мышечный, смотрящий наружу. К мышечному отростку
прикрепляются мышцы, заведующие поворотом черпаловидных хрящей вокруг фронтальной оси. Между и сзади черпаловидных хрящей расположены межчерпаловидные мышцы, сближающие черпаловидные хрящи между собой.
Голосовая щель образуется краями голосовых связок, идущих от места схождения пластин щитовидного хряща к вокальным отросткам черпаловидных хрящей, и межчерпаловид-ным пространством. Таким образом в голосовой щели различаются ее связочный и межчерпаловидный (хрящевой) отделы (см. рис. 63, 65 и 66).
Голосовые связки представляют собой сложные образования. Большинство певцов знают их вид через ларингоскопическое зеркало. На фоне красной слизистой оболочки гортани они выглядят перламутрово-белыми, иногда у мужчин — слегка розовыми, блестящими полосками. Однако в зеркальце видна лишь их верхняя поверхность. Между тем голосовые связки имеют значительную толщину (немецкие авторы называют их голосовыми губами).
Рис. 61. Схема расположения внутренних мышц гортани (по Р. Юссону): 1 —слабые пучки I в ложных голосовых связках, 2 — морганиев желудочек, 3 — мышцы истинной голосовой связки, 4 — межчерпаловид-.ные мышцы, 5 — боковые перстне-черпаловид-ные i мышцы, 6—задние перстне - черпаловидные мышцы. Щ — щитовидный хрящ, П — перстневидный хрящ, Ч — чер-паловидный хрящ. покрыты слизистой |
Толщу голосовых связок образуют голосовые (вокальные) мыш-ц ы. Голосовые мышцы покрыты со стороны просвета гортани соединительнотканной эластичной оболочкой, имеющей бельщ блестящий вид. Она носит название эластического конуса гортани. Эта часть соединительнотканной оболочки, которая покрывает верхнюю поверхность голосовых мышц и придает голосовым связкам вид блестящих белых полосок.
Внутренний край соединительнотканной оболочки (эластического конуса) утолщен и растянут между вокальным отростком черпаловидных хрящей и щитовидным хрящом. Он образует края голосовой щели. Со стороны просвета гортани голосовые связки, как и все воздухоносные пути оболочкой.
Вокальные мышцы, как и остальные внутренние мышцы гортани, принадлежат к поперечнополосатым, т. е. произвольным мышцам. Но по своему строению они резко отличаются от них. Если в остальных внутренних мышцах гортани мышечные волокна располагаются параллельно друг другу или несколько веерообразно, то в вокальных мышцах, которые называются также внутренними щито-черпаловидными мышцами, волокна идут в различных направлениях. Подобно языку, их причисляют к разряду так называемых «ловких» мышц. Это дает им совершенно особые функциональные возможности. Как показали анатомические исследования Курта Гёртлера ', М. С. Грачевой и др., в голосовых мышцах можно хорошо различить две системы косых волокон, вплетающихся в соединительнотканный край голосовых связок. Одна из этих систем волокон идет к краю голо-
1 Goerttler К. Die Anordnung, Histologie und Histogenese der querge-streiften Musculatur im menschlichen Stimmband (Zeitschr. fur Anat. und Ent-wicke, 115, 1950,352—401).
14 Основы вокальной методики
совой связки от щитовидного хряща — это щито-связочная порция. Другая — от черпаловидного хряща —• это черпало-связочная порция. Как отмечает Р. Юссон, при одновременном сокращении этих косых систем волокон края связки оттягиваются к наружной стороне и голосовая щель раскрывается. Кроме
этих систем, в голосовых мышцах
А в в г имеются еще волокна других на-
правлений.
Рис. 62. Расположение волокон в голосовой мышце (схема по Пре-ссману): А — общий вид соотношения вокальной мышцы с наружной щито-черпаловидной мышцей: 1 — щитовидный хрящ, 2 — волокна вокальной (внутренней щито-черпаловидной) мышцы, 3 — волокна наружной щито-черпаловидной мышцы, 4 — мышечаый отросток черпаловидного хряща, 5 — черпаловидный хрящ, 6 — край голосовой связки. Б — расположение шито-связочных волокон. В — расположение черпало-связочных волокон, Г — система коротких связочных Волокон. |
В результате деятельности комплекса внутренних мышц гортани голосовые связки могут быть сближены или разведены поворотами черпало-видных хрящей, растянуты наклоном щитовидного хряща в перстне-щитовидном сочленении,, а также напряжены в той или иной степени в зависимости от работы щито-черпаловидных наружных и внутренних (вокальных) мышц. Надо сказать, что кроме одной (задней перстне-черпаловидной) мышцы, все остальные в своем действии н а-правлены на замыкание голосовой щели, т. е. осуществляют функцию затвора-сфинктера.
Мышечные волокна в небольшом количестве имеются и в толще ложных связок, а также у входа в гортань в толще черпало-надгортанных складок. Эти мышцы при своем сокращении также сжимают просвет гортани. Таким образом, дыхательные пути перекрываются в гортани на трех уровнях: на уровне истинных связок, ложных связок и на уровне входа в гортань. Вся эта мускулатура выполняет роль сжимателя, сфинктера, перекрывающего дыхание, что осуществляется в ряде жизненных актов: натуживание, кашель, глотание, поднятие тяжестей, когда надо создать прочную опору для мышц брюшного пресса и грудной клетки и т. д. Главная задача гортанного-сфинктера — задержка дыхания, чтобы ничто ненужное не попало в воздушные пути.
Как показывают рентгенологические наблюдения, гортанный сфинктер активно включен в работу и во время певческой фонации. Оказывается, что он сокращается не только на уровне голосовой щели, где вследствие сближения связок происходит фонация, но и на уровне входа в гортань.
Мышечная работа гортани управляется при помощи
нижнегортанного и верхнегортанного нервов. Нижне-гортанный нерв является ветвью возвратного (реккурентного) нерва, в свою очередь происходящего от блуждающего (п. vagus) нерва. От блуждающего нерва отходит и верхнегортанный нерв. Блуждающий нерв снабжает своими окончаниями все внутренние органы нашего тела и принадлежит к вегетативному отделу нервной системы. Но в составе нервов, идущих к гортани, имеются также волокна, которые принадлежат произвольной системе управления.
Каждый человек может произвольно сомкнуть голосовые связки (атака) или перекрыть воздушные пути на уровне гортани (задержка дыхания). С другой стороны голосовые связки, например, непроизвольно сходятся и расходятся в процессе движения вдоха — выдоха. Можно считать, что работа голосовых связок имеет, как и дыхание, произвольно-непроизвольное управление.
Кроме двигательных волокон в составе гортанных нервов идут и чувствительные. Как показали исследования М. С. Грачевой, слизистая оболочка гортани, как и двигательный аппарат гортани, сухожилия, хрящи обильно снабжены чувствительными нервными окончаниями. Через эти чувствительные нервные окончания мозг получает информацию о воздушном давлении под связками, в межсвязочном пространстве, в полости гортани, во входе в гортань и т. п., а также сообщения о степени сокращения мышц, состояния связок, их положении, характере работы и т. п. Обширные обратные связи позволяют контролировать работу гортани, координировать ее деятельность с остальными частями голосового аппарата. На основе этих нервных путей вырабатываются рефлекторные связи, необходимые для координированной работы голосового аппарата во время пения. Не все из этих обратных связей фиксируются сознанием, т. е. осознаются. О роли сознания в управлении работой гортани мы скажем в специальном разделе.
Рис. 63. Схема уст
ройства гортани: 1 —
вид хрящей гортани
сверху (обозначения
те же, что и рис.59).
Утолщенный край
эластического ;конуса
(свободный край ис
тинной голосовой
связки) выделен в ви
де I черных полосок.
II — две системы ко
сых мышечных воло
кон голосовой мыш
цы, вплетающиеся в
край связки: 1 —си
стема щитосвязочных
волокон, 2 — система
черпалосвязочных <во-
локои, III —вид гор
тани сверху, 3 — над
гортанник, 4 — лож
ная голосовая связка,
5 — истинная голо
совая связка, 6 —
связочный отдел го
лосовой щели, 7 —
вокальный отросток
черпаловидного хря
ща, 8 — хрящевой
отдел голосовой ще
ли, 9 — верхушки
черпаловидных хря
щей.
14» 419
Теории голосообразования
До последнего десятилетия общепринятой теорией голосообразования была мышечн о-э л а сти че с к а я (миоэла-стическая), по которой голосовым связкам отводилась роль упругих эластических тяжей, колеблющихся в токе воздуха в силу своей упругости. По этой теории для голосообразования достаточно упругого сближения связок и поднятия воздушного давления под ними. Подсвязочное давление своей силой размыкает сомкнутые голосовые связки, которые после прорыва порции воздуха в фазе размыкания, смыкаются снова в силу своей упругости. Колебание голосовых связок совершается по этой теории под влиянием двух сил: силы давления воздуха и силы упругости напряженных и сомкнутых голосовых связок. Для того чтобы возник звук, надо только придать связкам определенный тонус и сблизить их, само же колебание осуществляется пассивно, автоматически, под влиянием подсвязочного давления. Частота колебаний и их амплитуда также регулируются этими двумя силами. Цикл размыкания сменяется смыканием автоматически, так как в период размыкания часть воздуха прорывается через связки и тем самым понижается подсвязочное давление, которое вновь повышается, как только голосовые связки сомкнутся в силу своей эластичности. Таким образом, по мышечно-эластической теории периодичность фаз управляется по автоколебательному принципу, когда смена фаз регулируется в самой колебательной системе — в голосовой щели. Однако в мышечно-эластическую теорию фонации не укладывались многочисленные факты, наблюдавшиеся в жизни. Так, например, весьма трудно с точки зрения этой теории объяснить пение piano на верхних нотах диапазона, когда связки максимально напряжены, натянуты и подсвязочное давление должно быть столь же велико, чтобы разомкнуть эти максимально напряженные связки. Не находили себе объяснения и такие факты, встречающиеся у некоторых больных, когда связки хорошо смыкаются и размыкаются, а колебаний их, вибрации — не получается.
Эти, как и многие другие факты, которые была не в силах объяснить миоэластическая теория, побудили ученых искать разгадку механизма звукообразования при помощи современных физиологических методов исследования. Наиболее значительные работы в этом направлении сделаны французскими авторами. В 1951 году работник лаборатории нормальной физиологии Сорбонны (Парижский университет) Рауль Юссон опубликовал работу, которая ясно показывала, что голосовые связки активно сокращаются в каждом цикле их колебательных движений и что эти колебания являются ответом на серию быстротекущих (со звуковой частотой) импульсов, поступающих по двигательному нерву гортани — возвратному нерву. Эта так называемая
нейрохронаксическая теория ф о н а ц и и совершенно по-новому поставила вопросы образования высоты, силы и тембра голоса, заставила по-иному смотреть на деятельность гортанного сфинктера.
Сам Рауль Юссон, по образованию математик, учился пению и выступал как драматический баритон, откуда И его особый интерес к вопросам теории певческой фонации. Его первые работы по певческой фонации относятся еще к началу тридцатых годов. Благодаря неустанным экспериментам и обобщению того, что сделано в мировой науке по певческому голосу, ему удалось серьезно, научно обосновать нейрохронаксическую теорию голосообразования. Работы Юссона породили многочисленные исследования во многих лабораториях мира, и в частности в Советском Союзе. Они привлекли внимание ученых к проблемам голосообразования, в результате чего было добыто много чрезвычайно интересных фактов по работе гортани во время звукообразования вообще, и пения в частности. В настоящей работе мы не имеем возможности излагать все то, что стало известно о работе гортани в пении, но коснемся лишь принципиальных положений нейрохронаксической теории фонации.
Согласно этой теории, колебания голосовых связок есть совершенно самостоятельная функция гортани, 3-я функция, по терминологии Юссона, не имеющая отношения к функции смыкания и размыкания (1-я и 2-я функции гортани, по терминологии Юссона). Колебания голосовых связок нельзя рассматривать как результат серии обычных смыканий и размыканий, следующих с большой частотой под напором воздушной струи. Колебательная функция голосовых связок обусловливается совершенно особыми нервными влияниями и является феноменом целиком центрального происхождения. Дыхание к частоте образующихся колебаний не имеет никакого отношения.
По нейрохронаксической теории фонации, в соответствии с представлением о высоте тона, который следует издать, кора головного мозга через свои двигательные центры посылает серию частых импульсов к голосовым мышцам, каждый из которых вызывает сокращение голосовых мышц, активно раскрывающих голосовую щель. Сколько импульсов в секунду подошло к голосовым мышцам, столько раз разомкнётся голосовая щель.
Как мы уже писали, в голосовой мышце отмечаются две мощные системы косых волокон, которые вплетаются в соединительнотканный край голосовых связок. При их сокращении край оттягивается наружу и голосовая щель приоткрывается. Значит, косые системы голосовых мышц работают на размыкание голосовой щели, а не на смыкание, как думали прежде. Воздух прорывается через колеблющиеся голосовые связки с звуковой частотой не потому, что он их размыкает в каждом цикле вибрации, а потому, что голосовая щель активно рас-
крывается и дает порции подсвязочного воздуха возможность пройти через голосовой затвор. По механизму действия, говорит Р. Юссон, голосовую щель можно сравнить с механизмом сирены, а никак не с язычковым духовым инструментом, как это обычно делали прежде.
Для того чтобы гортань могла рождать звук подобным образом, надо было проверить возможность проведения возвратным нервом импульсов со звуковой частотой, а также возможность голосовых мышц к таким же частым сокращениям. Эти оба вопроса были успешно решены в экспериментальных исследованиях. Оказалось, что возвратный нерв может провести огромное число импульсов в секунду, а когда наступает предел физиологическим возможностям каждого отдельного волокна, то нерв начинает работать по фазам; когда одни его волокна проводят импульсы — другие спокойны, в сумме же нерв проводит нужное число импульсов.
Вокальные мышцы, как было выяснено, также способны давать сокращения со звуковой частотой. По своему происхождению, обмену веществ, функциональным возможностям они не похожи на другие мышцы гортани и специализированы совершенно особым образом для осуществления вокальной функции. Таким образом оказалось, что нерв может провести, а голосовые мышцы выполнить те звуковысотные задания, ту частоту импульсов, которую посылают двигательные отделы мозга в соответствии с представлением о нужной высоте звука.
Наиболее убедительными экспериментами, доказавшими правильность нового взягляда на работу голосовой щели, были эксперименты Пике и Декруа1, зафиксировавшие при операции удаления гортани колебания голосовых связок со звуковой частотой в условиях полного отсутствия тока воздуха через гортань. Значит, действительно, для того чтобы голосовые связки завибрировали, достаточно только соответствующих двигательных приказов из центров, а дыхание к частоте колебаний связок не имеет решительно никакого отношения. Явление образования высоты звука, т. е. частоты колебаний голосовых связок, — целиком центрального происхождения.
Если в рождении высоты звука дыхание по нейрохронаксиче-ской теории не играет решительно никакой роли, то вся звуковая энергия, сила звука целиком зависит именно от дыхания. В эксперименте Пике и Декруа были зафиксированы на кинопленке лишь колебания связок, но звука при этом не возникало. Энергия колебаний самих ^связок слишком мала, чтобы возник звук. Ее достаточно только на то, чтобы открывать голосовую щель со звуковой частотой. Только когда через эти периодиче-
'Piquet J. et D е с г о i x, G. Etude experimentale peroperatoire du role de la pression sous-glottique sur la vibration des cordes vocales. (C.—R. Soc. Biologie, 149, 1955, 296—300).
ские активные открытия голосовой щели начинают проходить порции воздуха (сгущения), родится звук голоса. Чем с большей энергией будут в момент открытия голосовой щели выталкиваться порции воздуха, тем интенсивнее будет звук. Таким образом, сила дыхания дает силу звука голоса, возникающего в голосовой щели. Кроме того, подсвязочное давление и проходящая через голосовую щель воздушная струя активизирует деятельность гортанного сфинктера по нервным путям, к тому же она может «дооткрыть» начинавшую свое размыкание голосовую щель, так что значение дыхания в голосо-образовании продолжает оставаться таким же большим, какой бы теории фонации мы ни придерживались.
Насколько верна нейрохронаксическая теория и отвергает ли она миоэластическую, мы здесь решать не будем. Мы думаем, что обе теории в известной степени могут быть объединены. Мы не сомневаемся в тех фактах, которые добыты в точных экспериментах и которые показывают, что раскрытие голосовой щели — активный акт голосовых мышц, оттягивающих наружу края голосовой щели. Вряд ли можно сомневаться в том, что это активное открытие голосовой щели происходит под влиянием серии импульсов, идущих по возвратному нерву к гортани. Однако если голосовые связки активно разомкнулись, то за счет какого усилия они вновь смыкаются? Скорее всего, за счет эластичности напряженных голосовых мышц. Если бы и смыкание голосовых связок было тоже актом активным, то число импульсов, бегущих по возратному нерву, было бы вдвое больше числа колебаний голосовых связок, под влиянием одного импульса голосовая щель раскрывалась, а под влиянием второго — закрывалась. Однако такого положения нет. В проведенных экспериментах число двигательных импульсов точно соответствовало числу размыканий голосовых связок. Очевидно, их смыкание осуществляется эластической силой напряженных голосовых связок.
Следовательно, нейрохронаксическая и миоэластическая теории— не полностью взаимоисключающие концепции фонации. Скорее, один механизм дополняет другой. Практически важно понимать, что в голосовой щели родятся высота, сила и исходный тембр певческого голоса и что в этом процессе участвуют не только внутренние мышцы гортани, заведующие вибрационной деятельностью голосовых связок, но и дыхание. Надо помнить также, что на работу голосовой щели оказывает большое влияние импе^данс, образуемый системой полостей надставной трубки. Все эти факторы позволяют воздействовать на голосовую щель, то есть организовывать ее работу в нужном направлении, менять характер ее смыканий, длительность фазы ее закрытия и раскрытия, осуществлять включение в вибрационную работу всей массы связок или ее частей и т. п. Словом — голосовая щель может бесконечно вариировать характер, форму и
интенсивность своих вибраций, а вместе с ними тембр, силу и другие свойства голоса. Это факт — существенный для педагогики. Он показывает, что возможны различные пути для изменения работы голосовой щели: через дыхание, через изменение импеданса, — т. е. через работу артикуляционного аппарата (фонетический метод), и [непосредственно через гортань.
В настоящем разделе мы коснемся вопроса о непосредственном влиянии на функцию голосовой щели через изменение работы гортанных мышц. Однако прежде остановимся на тех индивидуальных особенностях строения и функции гортани, которые всегда имеют место и в значительной мере определяют вокальные возможности певцов.
Индивидуальные варианты строения гортани
и голосовых мышц. Анатомия гортани и голос
Подобно тому как нет одинаковых лиц, нет и одинаковых гортаней. У каждого человека в строении, взаиморасположении и форме хрящей гортани имеются существенные различия. Это бывает видно даже простым глазом у Мужчин. У одних кадык выступает сильно, у других он почти не виден; у одних угол схождения пластин щитовидного хряща рстрый, у других более тупой и т. д. Столь же различна форма черпаловидных хрящей и надгортанника: у одних вся гортань представляется больше вытянутой в длину, у других она коротка и широка. Различно и развитие мускулатуры гортани, а также способ ее прикрепления к хрящам. В частности, Е. Н. Малютин отметил различный характер прикрепления голосовых связок к черпаловидным хрящам. Сильно вариируют по размерам Морганиевы желудочки, расположенные между истинными и ложными голосовыми связками. По современным рентгенологическим данным, у одних они почти совсем не выражены во ^ремя пения, в то время как у других они представляют значительные полости.
В связи с тем большим вниманием, ^которое вызвали исследования Юссона в отношении функции гортани, было проведено много новых работ по анатомии гортани. В частности, они показали индивидуальные вариации во внутреннем строении голосовых связок. Интересные данные в этом отношении получены М. С. Грачевой. Как оказалось по ее анатомическим исследованиям, и эластической конус гортани, и расположение мышечных волокон в вокальной мышце подвержены большим вариациям. У одних индивидуумов в эластическом конусе больше обычных соединительнотканных волокон, у других превалируют эластические. Сам конус у одних более мощно развит, у других— менее. Вариирует толщина его верхнего и внутреннего края, составляющего внутреннюю, «трущуюся» поверхность го-