Методология педагогической науки и педагогической деятельности
Технологическая карта
Ф.И.О.:
Наименование образовательной программы, профиль:
Год обучения, группа:
Семестр:
Наименование дисциплины: Введение в специальность
Количество часов на дисциплину:
Количество аудиторных часов на дисциплину:
Ф.И.О. преподавателей: Фатуллаева М.Р.
Утверждено на заседании кафедры 8 сентября 2011 г. протокол № 1
№ | Вид | № | Контрольное мероприятие | Аудиторная или внеаудиторная | Баллы | Сроки выполнения | |
1. | Лекция | Конспект лекции | Аудиторная | 0,5 (1,5) | 3 сем. | ||
Семинар | Участие в играх, ответ на блиц-опросах, активная работа на занятии | Аудиторная | 2 (4) | 3 сем. | |||
Самост. работа Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. | 1.Составьте таблицу, в которой укажите этапы развития педагогики, основоположников педагогики, их основные педагогические идеи. | Внеаудиторная | Минимум – 2 балла Максимум –5 баллов | До 19.09.12 | |||
Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. | 2. Составьте схему связей педагогики с другими науками | Внеаудиторная | Минимум – 2 балла | До 26.09.12 | |||
Методология педагогической науки и педагогической деятельности | Сформулируйте тему исследования. Определите актуальность, проблему, объект исследования, его предмет, цель, задачи и гипотезу исследования. Обозначьте значение вашего исследования для науки и практики. | Внеаудиторная | Минимум – 5 балла Максимум –10 баллов | До 3.10.12 | |||
Самост. работа Определение и основные характеристики педагогического процесса | Разработайте правила реализации принципов целостного педагогического процесса. | Внеаудиторная | Минимум – 3 баллов Максимум–5 баллов | До 10.10.12 | |||
1 точка | |||||||
Итого: | |||||||
2. | Лекция | Конспект лекции | Аудиторная | 0,5 балла (максимум 1,5 баллов) | 3 сем. | ||
Семинар | Участие в играх, ответ на блиц-опросах, активная работа на занятии | Аудиторная | 2 балла (максимум 6 баллов) | 3 сем. | |||
Самост. работа Проектирова ние педагогичес кого процесса | Проанализируйте один из проектов развития образовательного учреждения с позиций методологии проектирования. | Внеаудиторная | Минимум – 5 баллов Максимум –10 баллов | До 17.10.12 | |||
Понятие субъекта педагогического процесса. | Найдите в учебниках педагогики и психологии материал по характеристике школьников разного возраста. Заполните таблицу (границы возраста; социальная ситуация развития; личностные новообразования, характерные для возраста; основные противоречия развития; прогноз трудностей в работе учителя). | Внеаудиторная | Минимум –3 балла Максимум 10 баллов | До 24.10.12 | |||
Субъектные характеристики педагога | Сформулируйте свое педагогическое кредо, определите пути его реализации | внеаудиторная | Минимум – 2 балла Максимум – 5 баллов | До 31.10.12 | |||
Контрольный тест, Разработка презентаций | Внеаудиторная | Минимум – 2 балла Максимум – 5 баллов | До 7.11.12 | ||||
2 точка | |||||||
Итого: | |||||||
3. | Лекция | Конспект лекции | Аудиторная | 0,5 (1) | 3 сем. | ||
Семинар | Участие в играх, ответ на блиц-опросах, активная работа на занятии | Аудиторная | 2 балла (максимум 4 балла) | 3 сем. | |||
Самост. работа Основные функции родителей в развитии и воспитании ребёнка | Разработайте проект родительского собрания на тему «Конфликт в воспитании детей: за и против» (возможен другой вариант формулировки темы). | Внеаудиторная | Минимум –3 балла Максимум 5 баллов | До 14.11.12 | |||
Особенности дидактики как науки, её предмет и задачи. | . Подготовьте сообщения о теориях обучения (на выбор). | внеаудиторная | Минимум – 2 балла Максимум – 5 баллов | До 21.11.12 | |||
.Цели и содержание образования | Разработайте проект учебного плана вашего образовательного учреждения на основе базисного учебного плана, изменив региональный и школьный компоненты. Обоснуйте необходимость введения тех или иных предметов. | внеаудиторная | Минимум – 2 балла Максимум – 5 баллов | До 28.11.12 | |||
.Методы, формы и технологии обучения. | Разработайте фрагмент урока или воспитательного мероприятия на основе двух технологий (тема одна и та же). В чем сходство и различие деятельности учащихся и учителя? Какова направленность этих технологий? | Внеаудиторная | Минимум – 3 баллов Максимум –10 баллов | До 5.12.12 | |||
Контроль, оценка и учет в обучении. | Разработайте тест по оценке достижений учащихся по одной из школьных тем предмета в рамках Вашего направления образования. | Внеаудиторная | Минимум – 2 балла Максимум – 5 баллов | До 12.12.12 | |||
3 точка | |||||||
Зачет | |||||||
Итого: | |||||||
Итого за семестр: | |||||||
Критерии оценки каждого вида деятельности студента:
При выполнении контрольных мероприятий:
полнота и правильность выполнения задания (в зачет идет только правильно выполненное задание);
обоснованность решения;
аккуратность выполнения задания.
При тестировании учитывается количество правильных и полных ответов;
При выполнении дополнительных индивидуальных заданий учитывается правильность и оригинальность, самостоятельность, оформление работы.
Студенты, отсутствующие на занятиях и не выполнившие в срок задания технологической карты, могут в течение семестра самостоятельно выполнить запасной вариант контрольного мероприятия, пройти тестирование в часы консультаций
Основная литература
1. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика. – Тобольск: ТГСПА им.Д.И.Менделеева, 2009. – 188 с.
2. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 368 с.
3. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. – Ростов//н/Д.: Феникс, 2006. – 512 с.
4. Сластенина В.А. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. − М.: Издательский центр «Академия», 2007.
Дополнительная литература
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1.
2. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь для студентов высших и средних пед. учебных заведений. − М.: «Академия», 2000.
4. Хрестоматия по педагогике /Под общ. ред. Т.А.Ярковой. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2007.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 2, 5.
Периодические издания
5. Учительская газета.
6. Вестник образования.
7. Вопросы образования.
8. Высшее образование в России.
9. Высшее образование сегодня
10. Народное образование.
11. Образование и наука.
12. Педагогика.
13. Педагогическое образование и наука.
14. Профессиональное образование.
15. Среднее профессиональное образование.
16. Учитель.
Интернет-ресурсы
- Каталог образовательных Интернет - ресурсов. http://catalog.vlgmuk.ru/? 8.42.0.0.5.0.0
- Каталог образовательных ресурсов. http://window.edu.ru/window?
- Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru/
- www.znanie.info Содержание сайта: образование в России, образование за рубежом, карьера, трудоустройство, учебная литература.
- E-Atlas ОБРАЗОВАНИЕ http://www.atlas-analytic.com
- Агентство Комениус http://www.comenius.infobox.ru
- Аудиториум.ги http://www.auditorium.ru
- Все образование http://www.alledu.ru
- Российское образование http://www.portal, edu.ru
- Сайт Николая Борытко http://borytko.nm.ru
- Электронная библиотека статей по образованию http://www.cl.ru/ education/lib
- Сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ru
- Федеральный центр образовательного законодательства. - Режим доступа: http://www.lexed.ru
- Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: http://www.edu.ru
- Учебный порта ТГСПА ИМ Д.И.Менделеева. − Режим доступа: http://tgspa.ru/info/education/
- Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах. Кн.1: [Электронный ресурс] / Под ред. В.Д.Симоненко, М.В.Ретивых. − Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2003 −- 174 с. − Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r56448/aist05.pdf
- Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: [Электронный ресурс] / Е.П.Белозерцев, А.Д.Гонеев, А.Г.Пашков и др.; под ред В.А.Сластёнина. − М.: Издательский центр «Академия», 2006. − 368 с. − Режим доступа: http://www.academia-moscow.ru/off-line/_books/fragment_4696.pdf. − фрагмент.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений: [Электронный ресурс] / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. − 576 с. − Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/shso/71_slas1.html
Методические указания к практическим занятиям (семинарам)
Работа на семинарах организуется следующим образом. Студенты заблаговременно должны познакомиться с планом семинарского занятия и литературой, рекомендованной для изучения конкретной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару. Затем непосредственно на семинаре происходит обсуждение заранее поставленных вопросов. Преподаватель дает возможность студентам свободно высказаться по обсуждаемому вопросу и помогает правильно построить обсуждение. Такая работа на семинаре требует, чтобы студенты были хорошо подготовлены к нему.
При подготовке к семинару студенты должны:
- проанализировать тему семинара, подумать о цели и основных проблемах, вынесенных на обсуждение;
- внимательно прочитать материал, данный преподавателем по этой теме на лекции;
- изучить рекомендованную литературу, делая при этом конспекты прочитанного или выписки, которые понадобятся при обсуждении на семинаре;
- постараться сформулировать свое мнение по каждому вопросу и аргументировано его обосновать;
- записать возникшие во время самостоятельной работы с учебниками и научной литературой вопросы, чтобы затем на семинаре получить на них ответы.
Темы семинарских занятий
Методология педагогической науки и педагогической деятельности
Понятие методологии, уровни методологии (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический), характеристика конкретных методологических подходов, реализуемых в педагогике. Методы педагогических исследований: понятие, классификации, характеристика теоретических и эмпирических методов педагогического исследования. Логика и структура педагогического исследования.