Методика изучения и обобщения передового педагогического опыта

Взаимосвязь организации, форм и методов изучения и обобщения педагогического опыта можно представить в виде следующей схемы:

Организационные единицы Формы Методы
Дисциплинарно-цикловая комиссия Методическое объединение Научная экспедиция Научно-педагогический семинар Научная группа Проблемная лаборатория Школа передового опыта Школа педмастерства Спецкурс семинар Педагогические советы Производственные собрания Совещания Открытое занятие Научно практическая конференция Педагогическая выставка Педагогические чтения Диспуты и дискуссии Педагогические экскурсии Семинарские занятия, Практикумы, консультации Самообразование Изучение документов Наблюдение Беседа и др.

Методическое объединение - в них состоят пре­подаватели одного учебного предмета и одного профиля.

Дисциплинарно-цикловая комиссия объединяет преподавателей-предметников одного цикла.

Научная группа по изучению актуальных проблем педагогики за­нимается, например такими проблемами, как сравнительная эффектив­ность методов обучения; проблемное обучение; воспитание у учащихся активной жизненной позиции; формирование мировоззрения и т. п.

Научно-педагогический семинар действует систематически, на нем обсуждаются вопросы передового педагогического опыта, его изуче­ния, обобщения и внедрения.

Проблемная лаборатория включает педагогов разного профиля, увлеченных изучением общей проблемы, например, воспитанием у уча­щихся познавательных интересов и потребностей, ценностных ориента­ции и т. п.

Школа передового опыта предполагает участие в ней разных пре­подавателей, занятых изучением, обобщением и внедрением этого опыта.

Школа педагогического мастерства имеет целью пропаганду передового опыта главным образом в группе начинающих работать учителей.

Спецкурс по узким проблемам педагогики и педагогического ис­следования имеет целью систематическое и глубокое изучение узкого вопроса, он рассчитан как на опытных, так и на малоопытных преподава­телей, стремящихся изучать и обобщать педагогический опыт.

Научная экспедиция - этот способ организации изучения и обоб­щения опыта используется нечасто и для сравнительно небольшого числа педагогов; руководители же органов народного образования и методиче­ских центров (институтов усовершенствования учителей) часто органи­зуют научные экспедиции с целью монографического изучения и обоб­щения передового опыта всего педагогического коллектива образовательного учреждения или отдельных учителей.

Названные организационные единицы не исключают и другие спо­собы организации изучения и обобщения опыта. В каждом образовательном учреждении исходя из конкретных условий и состава педагогического коллектива избирают тот способ, который наиболее подходит на определенный учебный год.

Формами изучения и обобщения педа­гогического опыта являются:

Открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы. Эта распространенная форма изучения и обоб­щения опыта широко используется во всех образовательных учреждениях. Посещая открытые занятия опытных педагогов, их коллеги и администрация коллективно обсуждают, отмечают те стороны, которые действительно являют­ся передовыми, выявляют условия, при которых опыт конкретного педа­гога становится передовым и может стать достоянием других.

Педагогические советы, производственные собрания, совещания по проблемам педагогики. Перед их проведением ведется большая подготови­тельная работа: посещаются и анализируются учебно-воспитательные заня­тия разных педагогов, изучается литература, подготавливается выставка, отражающая педагогический опыт, готовятся основные доклады и содокла­ды. На совете, собрании, совещании коллективно обсуждаются поднятые в докладе вопросы, обращается внимание на выявление тех факторов и усло­вий, которые обеспечили успех в работе отдельных педагогов, групп и целых коллективов; после обсуждения вопроса выносятся рекомендации об ис­пользовании передового опыта.

Научно-методическая и научно-практическая конференции - удачная форма изучения и обобщения передового опыта. В соответствии с темой конференции учителя изучают литературу и осмысливают собст­венный опыт, а также опыт коллег.

Педагогическая выставка, отражающая передовой опыт, напри­мер, дидактический материал, способствующий активизации учебного процесса, различные схемы и материалы о межпредметных связях, образ­цы планов, конспектов и методических разработок по разным вопросам учебно-воспитательной работы и т. п. Педагогическая выставка организу­ется так же, как составная часть форм изучения и обобщения опыта (кон­ференций, совещаний и т. д.).

Педагогические чтения предполагают анализ, осмысление и обобщение педагогом своего опыта. Он сначала выступает с докладом на методической секции, объединении или на педсовете, производственном совещании. Затем проводятся педагогические чтения, лучшие доклады выдвигаются на окружные чтения, рекомендуются для опубликования в журналах, сборниках статей и т. д.

Диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы. Они организуются как в устной, так и в печатной форме. В педагогических коллективах обсуждаются актуальные спорные педагогические проблемы. Мнения, высказываемые разными учителями, дополняют друг друга или оказываются совершенно противоположными. Каждый участник спора стремится аргументировать свою позицию или опровергнуть мнение спорящей стороны фактами из собственной практи­ки, материалами передового опыта.

Педагогические экскурсии проводятся с целью изучения реализа­ции передового опыта. На экскурсии наглядно видны в условиях практи­ки передовые методы, приемы и организация учебно-воспитательной ра­боты педагога-мастера.

Семинарские занятия по проблемам педагогики. Тема семинара определяется на год или на несколько лет. При изучении общей темы, например, «Активизация учебного процесса», рассматриваются более частные вопросы, такие, как компоненты учебного процесса; субъект и объект в учебном процессе и их взаимодействие; активность учащегося как одно из условий его успешного обучения; приемы активизации учащихся на уроке. Изучается теоретический и методический литера­турный материал, анализируется личный опыт педагогов - участников семинара, делаются обобщения.

Практикумы по разработке методики изучения и обобщения пе­дагогического опыта. Если в учреждении есть группа педагогов-энтузиастов, занимающихся изучением опыта, то оправданно проведение практикума: на его занятиях обсуждаются такие вопросы, как составление списка ли­тературы по определенным темам, подготовка плана изучения опыта, ме­тоды изучения и выбор их по конкретным темам, способы наблюдения и фиксация опыта, количественный анализ и качественная интерпретация полученных материалов, обобщение всего материала.

Педагогические консультации могут быть устные и письменные. В работе ищущего педагога-новатора возникают вопросы, затруднения и иногда сомнения. Педагогическая консультация проводится опытными учителями для начинающих, малоопытных преподавателей.

Самообразование - это доступная, эффективная и необходимая для любого педагога форма изучения опыта других педагогов, если этот опыт уже описан и обобщен в виде докладов, статей, брошюр, мо­нографий, методических разработок, памяток, инструкций и т. д. Обоб­щать зафиксированный опыт можно при большом количестве описаний по одной теме.

Наши рекомендации