Рекомендации по конспектированию литературных источников
В русском языке немало слов, корень которых начинается со слога «кон». Например: контекст, конспект, конверт, концепция и др. В этих словах «кон» несет смысл сжатия, сближения, средоточения чего-то в чем-то; «кон» означает начало, предел, сужение пространства действий. В этом сужении, предельном сокращении, свертывании информации и заключен главный смысл конспекта. Конспект определяется как краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи.
Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.
Конспект нужен для того, чтобы:
-научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;
- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;
-создать модель проблемы (понятийную или структурную);
-упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
-накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).
Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста наряду с тезисами, но между ними есть различие.
Различия между тезисами и конспектом
Тезисы | Конспект |
Содержат основные мысли автора текста в форме утверждения или отрицания. В каждом положении заключается одна мысль Служат для сохранения в памяти и как основа для дискуссии. Выделяются, «извлекаются» из текста. | Воспроизводит не только мысли оригинала, но и связь между ними. Сохраняет черты деления текста на части, свойственные оригиналу. Составляется с целью сохранения в памяти. Сжимает, «уплотняет» оригиналь ный текст. |
Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.
Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой более исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.
Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.
Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.
Правила конспектирования
1.Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
2.Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.
3.Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.
4.Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.
5.Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.
6.Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.
7.Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.
8.Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например:
! — важно;
etc — и т.д.;
ех — например;
? — сомнение, вопрос;
NB — важный теоретический материал;
PS — приписка, написанная после;
▲ — ново;
□ — выучить; и др.
9.Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.
10.Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.