Анализ инновационной деятельности ГБОУ СОШ №2026 в 2013-2014 учебном году
Изменения в развитии общего образования в стране потребовали изменений в содержании и организации методической работы в школе. Инновационная деятельность образовательных учреждений с вступлением в силу нового закона об образовании стала реальностью, нормой (статья 20 ФЗ «Об образовании в РФ»). Иными словами говоря, инновационная работа – явление, ставшее постоянным почти во всех образовательных организаций. При этом развитие инновационной практики в образовании является затруднительным в силу разноплановости процессов и отсутствия единых показателей и критериальных оценок в сфере реализации инноваций. Имеющиеся теоретические и практические разработки в недостаточной мере обеспечивают потребности системы образования в получении информации о ходе и результатах происходящих изменений. Организация управления инновациями становится одним из наиболее сложных вопросов профессиональной деятельности руководителей и педагогов образовательных учреждений, так как нередко в рамках одной школы одновременно реализуются широкомасштабные государственные нововведения и локальные изменения, направленные на развитие конкретной педагогической практики. Практика показывает: для того чтобы нововведения были эффективными, надо, чтобы они были управляемыми, причем при этом должны реализоваться все функции управления: прогнозирование, планирование, организация, контроль и анализ.
Инновационная деятельность образовательной организации - важнейшее направление системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы №2026, который воспринимает ее как необходимое средство в построении вектора развития образовательного учреждения, так как только развивающаяся школа создает условия для полноценного развития ученика. В связи с этим предполагаются новое содержание профессионально-педагогической деятельности педагогов, их готовность осваивать и внедрять инновации, востребованные новой образовательной ситуацией.
Инновационная деятельность в ГБОУ СОШ №2026 направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через Образовательную программу, Программу развития школы и организацию учебно-воспитательного процесса.
Цель инновационной работы:создание условий для обеспечения дальнейшего развития и функционирования образовательного учреждения и возможности самореализации учителя в этом процессе. Инновационная деятельность школы осуществляется на информационно - деятельностном уровне.
Массовый характер современных инновационных процессов в сфере образования, однако, не всегда свидетельствует о качестве проводимых инновационных мероприятий, тем более что оцениванию эффективности нововведений не всегда предшествует процесс объективного, системного, планового и непрерывного наблюдения. При этом возникает опасность смешения истинных инноваций, которые способствуют улучшению работы образовательного учреждения и получению им стабильных положительных результатов, и инноваций, которые не оправдывают затраченных субъектами образовательного процесса усилий на их реализацию, не приводят к получению более высоких результатов, чем при использовании традиционных педагогических средств, либо инноваций, осуществляемых на бумаге. Все это затрудняет управление инновациями и, думается, не только на уровне отдельных образовательных учреждений.
Очень важным в осуществлении любого новшества являются его источники, которые условно можно поделить на две группы в зависимости от того, чем они обусловлены: изменениями во внутренней или во внешней среде школы.
Внешние источники - изменения в образовательной политике, демографические изменения, новое научное знание, нормативно-правовые документы органов управления образованием. Что касается внешних источников, то современная образовательная политика федеральных и городских органов управления образования известна всем: профилизация обучения, создание территориальных образовательных комплексов, реализация независимой экспертизы качества образования, осуществление компетентностного подхода к обучению с целью формирования основных компетентностей, сформулированных в ФГОС нового поколения; сетевое взаимодействие; в сфере воспитания – активизация гражданско-патриотического воспитания учащихся и многое другое.
К внутренним источникам относятся неожиданный успех или неудача, потребности жизнедеятельности школы, профессиональный опыт персонала или руководителя, мониторинг и диагностика учебно-воспитательного процесса. Администрация, методическая служба ГБОУ СОШ №2026 активно апеллирует именно к этой группе источников.
В начале учебного года было проведено анкетирование учителей по исследованию готовности педагогов к инновационной деятельности.
По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
· учителя школы готовы к инновационной деятельности;
· считают, что инновационная деятельность способствует разработке новых форм деятельности, повышает интерес обучающихся к учению;
· инновационная деятельность способствует методическому и дидактическому обеспечению урока;
· необходимо создать временные творческие группы, способствующие реализации творческих возможностей педагогов и стимулирующие самопознание и самообразование.
Анализ данных исследования готовности педагогов нашей школы к инновационной деятельности показал: 95% педагогов готовы к ее осуществлению, при этом 45% не знают, с чего начать, какие элементы их педагогической системы можно было бы отнести к инновациям и т.д. Таким образом, решение важнейших задач, которые ставит современное образование перед школой, реализация программы развития школы возможно только при обеспечении непрерывной системы обучения педагогического персонала, т.е. невозможна без организации внутришкольной системы методической учебы.
Ее положительные характеристики:
- успешное решение проблем, связанных с появлением новых направлений деятельности;
- использование внутренних ресурсов, что позволяет экономить средства;
- сохранение и распространение среди сотрудников основных ценностей и приоритетов учреждения.
В школе 2026 создана эффективная система обучения педагогического персонала, в которой выделяютсявнутришкольные административные формы, которые направлены на всех педагогов:
§ педагогический совет;
§ совещания, посвященные одной проблеме;
§ методические объединения;
§ методический месяц;
§ самообразование.
Каждая из них характеризуется разнообразием форм проведения .
Осуществляя мониторинг образовательно-воспитательного процесса, анализируя его данные, члены коллектива выявляют проблемы, решение которых возможно при более глубоком их изучении. Проработав теоретический материал, учитель намечает план реализации приобретенных знаний в педагогическую практику. Ежегодно на заключительных заседаниях МО учителя защищают свой творческий отчет. Положительный опыт обобщается и рекомендуется для реализации учителям – предметникам.
В течение двух последних лет имеет место такая форма повышения педагогического мастерства, как методический месяц. Были выделены ведущие педагогические технологии (всего 5), формы презентации опыта, спланированы методические недели. Цель проведения месяца:повышение профессиональной компетентности педагогического коллектива в области теории и практики современного урока через обобщение и внедрение в образовательную практику передового педагогического опыта. Задачи:
1. Демонстрация накопленного педагогами школы опыта работы по современным образовательным технологиям.
2. Обеспечение индивидуального подхода в формировании и повышении уровня компетенций педагогов.
3. Создание условий для реализации творческого потенциала как коллектива в целом, так и каждого его члена в отдельности.
4. Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
5. Освоение способов последовательности действий по конструированию урока с использованием современных педагогических технологий.
Применяются также формы, направленные на отдельные группы педагогов ( по уровню сформированности педагогического мастерства):
§ занятия «Школы совершенствования педагогического мастерства»;
§ занятия «Школы педагога-исследователя»;
§ наставничество;
§ творческие группы педагогов;
§ индивидуальные консультации.
С появлением в каждом учебном кабинете сети Интернет стали возможны такие формы, как:
§ использование сетевых образовательных ресурсов;
§ дистанционное обучение (курсовая подготовка).
Содержание методической учебы педагогического персонала по подготовке к осуществлению инновационной деятельности
В истекшем учебном году в рамках деятельности «Школы педагога-исследователя» проведены следующие тематические занятия:
- «Формы самообобщения педагогического опыта»;
- «Типы и виды педагогических разработок»;
- «Алгоритм создания педагогических разработок»;
- «Алгоритм написания научно-методической статьи» и др.
Тематика занятий «Школы совершенствования педагогического мастерства» направлена на освоение учителями педагогических технологий, соответствующих новой образовательной парадигме: проблемно-диалогической, проектной технологий, технологии «Дебаты», исследовательским методам обучения, организации лекционно-семинарской системы обучения на старшей ступени, вариативности форм контроля уровня обученности и домашнего задания и др.
В 2013-2014 учебном году педагогический коллектив продолжил работу по внедрению инноваций в образовательно-воспитательный процесс:
I. Используемые инновации (институциональный уровень)