Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии в 2013-2014 учебном году

ЗАДАНИЯ ДЛЯ 10 КЛАССА

Часть 1Задание включает 30 тестов, к каждому предложены варианты ответов. Выберите только один ответ, который Вы считаете наиболее правильным и полным.

Правильно выполненный тест (указан один верный ответ) оценивается в 1 балл. Максимальное количество – 30 баллов.

1. Рост растительной клетки происходит в результате увеличения

а) количества органоидов б) объема цитоплазмы

в) периметра клеточной оболочки г) объема вакуоли

2. Весной у одуванчика в первую очередь появляются побеги

а) вегетативные удлиненные б) вегетативные укороченные

в) вегетативно-генеративные г) генеративные

3. Осеннее окрашивание листьев – результат превращения

а) лейкопластов в хлоропласты б) лейкопластов в хромопласты

в) хлоропластов в хромопласты г) хлоропластов в лейкопласты

4. Малое количество жиров содержится в семенах

а) конопли б) льна в) фасоли г) подсолнечника

5. Появление мхов на лугу является показателем

а) высокой кислотности почвы б) переувлажнения грунта

в) низкого плодородия г) наличия в почве ионов меди

6. Жизненной формой растения называют его

а) надземную часть б) органы размножения

в) внешний облик г) плоды и семена

7. Паразитические взаимоотношения характерны для

а) рака-отшельника и актинии б) щуки и плотвы

в) аскариды и человека г) жвачных животных (коровы) и микроорганизмов желудка

8. Тип нервной системы плоских червей

а) диффузная б) узловая

в) разбросанно-узловая г) лестничная

9. К одомашненным насекомым относится

а) тутовый шелкопряд б) рыжий таракан

в) муха дрозофила г) комнатная муха

10. Линька НЕ характерна для

а) ящериц б) змей в) крокодилов г) черепах

11. Воздушные мешки у птиц

а) уменьшают плотность тела

б) увеличивают поверхность газообмена

в) депонируют (запасают) кислород, необходимый во время полета

г) уменьшают трение внутренних органов при движении

12. Эхолокацией обладают представители отряда

а) Насекомоядные б) Рукокрылые

в) Грызуны г) Ластоногие

13. Эпителиальной тканью, в основном, образован орган

а) сердце б) желудок в) язык г) слюнная железа

14. Гликоген это

а) гормон передней доли гипофиза

б) полимер глюкозы

в) фермент поджелудочной железы

г) красный пигмент крови

15. Поверхность больших полушарий головного мозга образована

а) серым веществом б) эпителиальной тканью

в) соединительной тканью г) белым веществом

16. Парасимпатическая нервная система увеличивает

а) давление крови б) перистальтику кишечника

в) частоту сердечных сокращений г) способность к обучению

17. Базедова болезнь возникает при

а) пониженной активности надпочечников

б) повышенной активности надпочечников

в) пониженной активности щитовидной железы

г) повышенной активности щитовидной железы

18. Лечебная сыворотка это

а) препарат антител б) ослабленные бактерии

в) взвесь лейкоцитов г) раствор антибиотика

19. Жизненная емкость легких человека в среднем составляет

а) 12 литров б) 8 литров в) 4 литра г) 1 литр

20. Продукты расщепления белков всасываются в

а) лимфу б) кровь

в) тканевую жидкость г) верны все ответы

21. Проявлением недостатка витамина А является

а) диабет б) рахит в) куриная слепота г) микседема

22. Самое значительное количество тепла образуется в организме при

а) испарении пота б) сокращении мышц

в) свертывании крови г) работе печени

23. У взрослого человека безусловные рефлексы

а) проявляются в полном объеме, необходимом для существования

б) не поддаются торможению под влиянием внешних факторов

в) проявляются все, включая и рефлексы первых месяцев жизни

г) могут образоваться вновь

24. Фагоцитоз открыл

а) И. Мечников б) Л. Пастер в) У. Гарвей г) И. Павлов

25. Высота голоса человека связана с

а) местом расположения голосовых связок б) длиной голосовых связок

в) количеством голосовых связок г) полом человека

26. К биогенным элементам относятся

а) водород, углерод, азот, кислород б) сера, фосфор, калий, натрий

в) кальций, сера, фосфор, магний г) магний, железо, сера, хлор

27. Аминокислоты соединяются друг с другом связью

а) водородной б) дисульфидной в) пептидной г) углеродной

28. Последовательность аминокислот в полипептидной цепи представляет собой основу структуры белка

а) первичной б) вторичной

в) третичной г) четвертичной

29. Сложный полисахарид, входящий в состав клеточных стенок грибов

а) целлюлоза б) хитин в) гликоген г) крахмал

30. Универсальным носителем энергии считается

а) АТФ б) С2Н5ОН в) Н3РО4 г) С6Н12О6

часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. Папоротники относятся к царству растений, так как:

I. В процессе дыхания поглощают О2 и выделяют СО2

II. В процессе фотосинтеза поглощают СО2 и выделяют О2

III. Их клетки содержат хлоропласты

IV. В их развитии происходит чередование поколений.

V. Они являются продуцентами в экосистеме

VI. Их клетки содержат цитоплазму и ядро.

а) II, III

б) I, II, III

в) I, II, III, IV, V, VI

г) III

2. В отличие от растений, бактерии:

I. Доядерные организмы

II. Содержат рибосомы

III. Только одноклеточные организмы

IV. Размножаются митозом

V. Гетеротрофы

VI. Имеют клеточную стенку

а) I, III, V

б) I, III

в) I

г) I, II, III, IV, V, VI

3. По каким признакам грибы можно отличить от животных?

I. Питаются готовыми органическими веществами

II. Имеют клеточное строение

III. Растут всю жизнь

IV. Имеют тело, состоящее из нитей - гиф

V. Всасывают питательные вещества поверхностью тела

VI. Имеют ограниченный рост.

а) III, IV, V

б) I, II

в) I, II, III, IV, V, VI

г) I, IV, VI

4. Какие признаки характерны для животных?

I. По способу питания – автотрофы

II. По способу питания – гетеротрофы

III. Большинство активно передвигаются

IV. Клетки имеют плотную клеточную стенку

V. Клетки имеют пластиды

VI. Запасным углеводом является гликоген

а) II, III, VI

б) II, III, V

в) II, III

г) II, III, IV

5.Коленный сустав образован костями:

I. Бедренной;

II. Болыпеберцовой;

III. Малоберцовой;

IV. Лучевой;

V. Надколенником.

а) I, II, V

б) I, II, III, V

в) I, II, IV, V

г) I, III, V

6. В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?

I. Нерестовые миграции рыб

II. Реакции инфузории на поваренную соль

III. Сбор нектара и пыльцы пчелами

IV. Передвижение эвглены зеленой в освещенное место

V. Реакция аквариумных рыбок на постукивание кормушки

VI. Откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц.

а) I, III, VI

б) II, IV, V

в) I

г) I, II, IV

7. Какие из примеров отражают идиоадаптации?

I. Появление корней у папоротникообразных

II. Появление разных форм опыления цветковых растений

III. Появление покровной ткани у мхов

IV. Появление цветков и плодов у покрытосеменных растений

V. Появление многообразия стеблей у цветковых растений

VI. Появление видоизмененных побегов

а) II, IV, V, VI

б) I, II, V, VI

в) I, III, IV

г) II, V, VI

8. Результатом эволюции является

I. Появление новых засухоустойчивых сортов растений

II. Возникновение новых видов в изменившихся условиях среды

III. Выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота

IV. Формирование новых приспособлений к жизни в изменивших­ся условиях

V. Сохранение старых видов в стабильных условиях обитания

VI. Получение высокопродуктивных бройлерных кур

а) I, II, IV, V, VI

б) II, III, VI

в) I, III, VI

г) II, IV, V

  1. В биогеоценозе в отличие от агроценоза:
    1. Длинные цепи питания
    2. Короткие цепи питания
    3. Незамкнутый круговорот веществ
    4. Замкнутый круговорот веществ
    5. Небольшое число видов
    6. Большое разнообразие видов

а) I, IV, VI

б) I, III, VI

в) I, II, V,

г) I, VI

10. Саморегуляция в экосистеме тайги проявляется в том, что:

I. Численность деревьев сокращается из-за лесного пожара

II. Волки ограничивают рост численности кабанов

III. Массовое размножение короедов приводит к гибели деревьев

IV. Численность белок зависит от урожая семян сосны

V. Популяция кабанов полностью уничтожается волками

VI. Совы и лисицы ограничивают рост численности мышей

а) I, III, V,

б) II, IV, VI

в) II, III, IV, VI

г) I, III, V, VI

Часть 3Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак «+» перед номерами правильных суждений, знак «–» перед номерами неправильных суждений. (15суждений)

Критерии оценок: по 1 баллу ставится за каждое верно («+») и правильно неверно («-») указанное суждение. Максимальное количество 15 баллов.

1. Как и животные, растения погибают с прекращением дыхания.

2. Изогнутые в виде запятой бактерии называются спириллами.

3. Водоросль, входящая в организм лишайника, отделенная от гриба, как правило, может существовать самостоятельно, а гриб – нет.

4. Первыми наземными растениями ученые считают некоторых представителей мохообразных по форме напоминающих нитчатые водоросли.

5. Для взрослых особей сосальщиков характерно анаэробное дыхание.

6. Перламутровый слой раковины моллюсков образуется клетками мантии.

7. Пятипалой называют конечность, которая имеет пять отделов.

8. Крылья птиц – видоизмененные передние конечности.

9. Многососковость на теле человека – пример рудимента, который подтверждает происхождение человека от животных.

10. Поперечно-полосатая мышечная ткань образует скелетные мышцы, которые работают как рефлекторно, так и произвольно.

11. Безусловные рефлексы являются результатом эволюции вида и сохранились благодаря искусственному отбору.

12. Для профилактики заболеваний органов дыхания достаточно ежегодно проходить флюорографию.

13. Витамин D может синтезироваться в организме человека только под влиянием ультрафиолетовой части солнечного спектра, поэтому недостаток света может привести к развитию рахита.

14. Одно из распространенных грибковых заболеваний кожи – чесотка.

15. Наиболее опасным для развития зародыша являются первый триместр беременностиженщины,т.к.вэтопериодидетзакладкавсехжизненноважныхорганов.

Часть 4.Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 8. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

Задание 1. [мах. 3 балла] Соотнесите форменные элементы крови человека (А, Б) с признаками (1 – 6), характерными для них.

1) в 1мл крови их 180 – 380 тыс.; Б 2) в 1мл крови их 4,5 – 5 млн.; А 3) имеют неправильную форму; Б 4) имеют форму двояковогнутого диска; А 5) живут от нескольких суток до нескольких лет; Б 6) живут около 120 суток. А   А. Эритроциты Б. Тромбоциты  
Признаки
Форменные элементы крови            

Задание 2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите органическое вещество (А-Д) и название биологического материала, в котором его можно обнаружить (1–5).

1) клеточная стенка грибов 2) печень животных 3) клеточный сок растений 4) сердцевина стебля растений 5) хлопковое волокно А. Крахмал Б. Сахароза В. Целлюлоза Г. Хитин Д. Гликоген
Биологический материал
Органическое вещество          

Задание 3.[мах. 2,5 балла] Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

Особенности обмена веществ: Организмы:
1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ. А. Автотрофы
2. Использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ. Б. Гетеротрофы
3. Использование только готовых органических веществ.  
4. Синтез органических веществ из неорганических веществ.  
5. Выделение кислорода.  
Особенности обмена веществ
Организмы          

Бланк ответов

Фамилия ________________________

Имя __________________________

Школа _______________________

Класс __________________________

Матрица ответов на задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии.
2013-14 уч. год. 10 класс

Итого – 73 балла.

Часть 1. [30 баллов]

 
1-10                    
11-20                    
21-30                    

Часть 2. [20 баллов]

 
1-10                      

Часть 3. [15 баллов]

прав. "ДА"                              
неправ "нет"                              

Часть 4. [8 баллов]

Задание 1. [мах. 3 балла]

Признаки
Форменные элементы крови            

Задание 2. [мах. 2,5 балла]

Биоматериал
Органическое вещество          

Задание 3. [мах. 2,5 балла]

Особенности обмен веществ
Организмы          

Наши рекомендации