Особенности профессионального становления студентов педагогических специальностей
Высокая общественная значимость педагогической деятельности не нуждается в подробных комментариях. Благодаря ей осуществляется воспроизведение ценностей общества в сознании последующих поколений, оказывается существенное влияние на их развитие. Отсюда становится понятен интерес к личности педагога, к изучению процесса его профессионального становления. Исследование особенностей, закономерностей профессионального развития педагога призвано помочь ему самому активно включиться в процесс становления своей личности в профессии [3].
Профессиональное становление личности педагога рассматривается как процесс постоянного взаимодействия личностных параметров с функциональной структурой деятельности и объектом деятельности. В этом ключе переосмысливаются задачи и методы подготовки педагога и оценивание его профессионализма, обсуждаются основные направления личностного роста, формирование личностной индивидуальности в педагогической профессии [36].
Профессиональное развитие неотделимо от личностного, в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Профессионально – личностное становление педагога обусловлено способами вхождения в профессию, сложностью адаптации в ней, длительностью пребывания, отношениями, складывающимися с коллегами и учащимися. В этом плане актуальным является преодоление разрыва между сложившимися традициями построения и изучения моделей становления специалиста и реальным процессом развития личности в профессии [31].
К идее ступенчатости процесса профессионального становления приходят многие исследователи. Ступенчатость формирования профессионала обуславливается его относительно дискретными этапами, которые представляют собой последовательность качественных перестроек в профессиональном сознании и деятельности, в образе профессионального «Я», в рефлексии, функциях и технологиях их использования [33].
Многими специалистами разделяется мнение о том, что обучение в вузе – лишь начальный этап формирования высококвалифицированных специалистов. Педагог становится профессионалом в ходе практической деятельности в органической связи с постдипломным образованием, осуществляемым как самостоятельно, так и в системе повышения квалификации [20].
По мнению Э. Ф. Зеера, становление профессионала – процесс гетерохронный, в отдельные периоды наблюдаются спады и скачки, конфликты и кризисы в зависимости от взаимодействия факторов индивидуального, личностного и профессионального развития [12].
Под профессиональным развитием педагога Л. М. Митина [32], понимает рост, становление и реализацию в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, знаний и умений, но главное – активное качественное преобразование преподавателем своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому способу жизнедеятельности.
Российские учёные Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская рассматривают профессиональное развитие педагога через изменение его профессионализма (совокупность личностных характеристик, необходимых для успешного выполнения педагогической деятельности) и профессионального мастерства (совокупность личностно – деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности). Изменение этих качеств у педагогов, обеспечивает процесс формирования специалиста [20;34].
И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов, при обсуждении вопросов профессионального развития педагога используют термин «профессиональное самовоспитание педагога», что предполагает, по мнению учёных, сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптирование своих индивидуально – неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально – нравственных и других свойств личности [17].
Опираясь на идеи гуманистической педагогики, Н. А. Переломова рассматривает становление и саморазвитие педагога в послевузовском образовании как постоянный незавершённый процесс раскрытия внутренних потенций [36].
В. В. Игнатова, определяет педагогическую сущность процесса становления специалиста как непрерывное накопление и проявление потенциального в личности, что способствует расширению и углублению её связей с окружающим миром, обществом, другими людьми, самим собой и обеспечивается наследственными, психологическими, социальными и педагогическими факторами. Путь становления профессионала обеспечивается воспитанием, обучением, образованием, самообразованием[14].
Для начала профессиональной деятельности характерно то, что начинающий педагог ориентирован скорее на текущие дела, чем на перспективу, он реагирует на возникающие ситуации. Лишь по мере накопления практического опыта педагог начинает выделять определённые стержневые идеи своей деятельности, организующие решение разнообразных частных задач, начинает всё более точно предвидеть результаты своих воздействий, целенаправленно создаёт нужные ему ситуации успеха, опережая ход событий, а также старается использовать возникающие ситуации в образовательных целях [10].
В профессиональном становлении велика роль социальной активности студента. М. В. Колесникова, рассматривает социальную активность студента как свойство личности, позволяющее ему осуществлять реализацию различных социально значимых видов деятельности в процессе профессионального становления в целях изменения себя, окружающей среды, социума в соответствии с собственными позитивными ценностными ориентациями и задачами общественного развития [24].
В профессиональном развитии педагог характеризуется способностью выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Этот прорыв позволяет педагогу внутренне принимать, осознавать и оценивать трудности и противоречия педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их в соответствии со своими ценностными ориентациями, рассматривать трудности как стимул для своего творческого развития [34].
В. А. Крутецкий и Е. Г. Балбасова выделили в структуре профессионально значимых качеств личности будущего педагога четыре подструктурных блока:
1) идейно-нравственный моральный облик;
2) педагогическая направленность;
3) педагогические способности – общие и специальные;
4) педагогические умения и навыки.
Наибольшее внимание было уделено исследованию педагогических способностей – общих (необходимых всем педагогам, независимо от преподаваемого предмета) и специальных (с учетом специфики преподаваемого предмета).
Личность педагога развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но прежде всего – в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда будущего педагога предъявляет особые требования к его личностным качествам; успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств, взаимосвязанных между собой, что позволяет структурировать их определенным образом[33].
Таким образом, профессиональное становление будущего педагога – это динамический, непрерывный процесс, включающий несколько этапов, каждый из которых имеет свои специфические особенности и решает конкретные задачи: процесс совершенствования профессионально значимых качеств, под влиянием внешних воздействий, профессиональной деятельности и собственных усилий личности.