Психология личности. взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов

Автор: Т. А. Казанцева, Ю. Н. Олейник

(c) 2002 г. Т. А. Казанцева*, Ю. Н. Олейник**

* Канд. психол. наук, доцент, зам. зав. кафедрой общей психологии и истории психологии Московской гуманитарно-социальной академии

** Канд. психол. наук, доцент, заведующий кафедрой общей психологии и истории психологии Московской гуманитарно-социальной академии

Представлены основные результаты исследования личностного развития абитуриентов, выбравших психологию своей будущей профессией. Определена специфика представлений первокурсников об их профессиональной деятельности (в частности, о задачах психологии, профессионально важных качествах психолога-исследователя и психолога-практика). В ходе лонгитюдного исследования выявлена динамика индивидно-личностных характеристик студентов-психологов, обучающихся на 1 - 3-х курсах вуза.

Ключевые слова: личностное развитие студентов, профессиональное становление психолога, индивидно-личностные характеристики, профессионально важные качества, образ будущей профессии, профессиональная деятельность.

Вопросы личностного развития студента и формирования его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Именно в процессе обучения в вузе происходит первичное "освоение" профессии, определяется жизненная и мировоззренческая позиция молодого человека, изучаются индивидуализированные способы деятельности, формы поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста. Поэтому необходимым становится выявление взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становления профессионала.

В современной отечественной психологии имеется достаточно много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности. Эти вопросы рассматривались в контексте специфики студенческого возраста как важной стадии личностного развития [3, 16, 17, 20 и др.]; выявления сущности, этапов и детерминирующих факторов становления профессионала и субъекта деятельности [1,6, 8, 12, 18, 23 и др.]; определения роли и места способностей, интересов, мотивов и индивидно- личностных особенностей в формировании профессионально важных качеств (ПВК)

специалиста, а также оптимизации подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности [7, 8,10,11,22 и др.]; совершенствования значимых профессиональных качеств военного [21 и др.] и гражданского психолога [2, 4, 14, 15, 19 и др.].

Основное внимание специалисты обращают на процесс формирования личности в профессиональной деятельности, подчеркивая компенсаторные моменты психики человека, большие возможности развития его профессиональных способностей и самосовершенствования [6, 8 - 10 и др.].

По мнению В. А. Бодрова, профессиональное становление и развитие личности преследуют цель "обеспечения достаточно надежного поведения индивида в конкретных и типичных жизненных и профессиональных условиях, что определяет формирование устойчивых черт личности, характерных, в частности, для будущего вида деятельности" [6, с. 4]. Следовательно, деятельность выступает стимулом развития личности и условием формирования ее черт и качеств, наиболее адекватных конкретным формам поведения и видам деятельности.

А. К. Маркова называет профессиональное становление профессионализацией, подчеркивая, что "в целом профессионализация - это одна из сторон социализации" [12, с. 62 - 64].

Эффективность профессионализации зависит от успешного прохождения всех ее стадий и этапов, но особая роль отводится профессиональной подготовке, которая способствует профессио-

стр. 51

нальному становлению студента, формированию важных качеств, необходимых для будущей трудовой деятельности, развитию личности в ходе профессионального обучения и т.д.

В центре внимания настоящего исследования находится вторая стадия профессионального становления личности - профессиональное обучение. На этой стадии необходимо учитывать гетерогенность и гетерохронность развития различных индивидно-личностных характеристик студента, так как главной целью обучения в вузе считается формирование профессиональных способностей и качеств будущего специалиста [3, 13, 22, 24 и др.].

Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых под влиянием ее специфики проявляются профессионально значимые из них. Становится очевидным, что адекватный выбор профессии в соответствии со склонностями и особенностями человека - это комплексная проблема, которая должна решаться в контексте общей теории способностей, концепций профессионализации и социализации.

Результаты исследований большинства ученых подтверждают необходимость наличия специальных способностей к профессиональной деятельности психолога [2, 4, 5, 14 и др.]. Так, А. А. Деркач отмечает, что специфические для психолога особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала - психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему выполнять избранную деятельность. Их характер определяется как природными особенностями человека, так и спецификой его труда [18, с. 23].

Обобщая данные литературных источников, можно сделать вывод о том, что психологи обладают специальными способностями и свойствами, значимыми для успешной профессиональной деятельности, а структура ПВК различна для психологов-исследователей и психологов-практиков. Так, индивидно- личностными характеристиками, важными для успешной профессиональной деятельности психолога, являются: наблюдательность, общая интеллектуальность, аналитическое мышление, творческий склад ума, соблюдение моральных и правовых норм поведения, четкая и ясная речь, развитая интуиция. Что касается конкретного направления деятельности, то психологу-исследователю необходимы такие ПВК, как сдержанность, эмоциональная устойчивость, рационализм, а психологу-практику - готовность к установлению контактов, умение вызывать доверие, слушать и слышать, понимать внутренний мир людей, быстрая ориентация в ситуации, эмпатичность, выраженные проективные способности, рефлексия, эмоционально-волевая стабильность.

Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента, особенно применительно к студентам-психологам, остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы: особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях, задачах и трудностях профессиональной деятельности; динамика личностных изменений на различных курсах обучения; соотношение личностного и профессионального развития в ходе обучения в вузе; ПВК психолога.

Цель нашего исследования - выявление взаимосвязи и динамики личностного развития и профессионального становления (на примере формирования представлений о задачах и трудностях профессии, ПВК психолога) студентов-психологов на 1 - 3-х курсах обучения в вузе. Основные задачи заключались в изучении: 1) инвариантных и вариативных индивидно-личностных характеристик тех, кто поступил на первый курс факультета психологии в разные годы, и составлении обобщенного психологического портрета типичного студента первого года обучения; 2) динамики индивидно-личностных характеристик студентов-психологов 1 - 3-х курсов дневного обучения; 3) представлений первокурсников-психологов о задачах и трудностях будущей профессии и ПВК психолога-исследователя и психолога-практика; 4) динамики этих представлений в процессе обучения на 1 - 3-х курсах факультета психологии.

МЕТОДИКА

Эмпирическое исследование проводилось на базе факультета психологии Института молодежи (ныне - Московская гуманитарно-социальная академия). В соответствии с целью и задачами работы использовались сравнительная и лонгитюдная процедуры: обследованы студенты, поступившие в институт с 1994 по 1997 г. (включительно), на этапе их обучения на первом курсе дневного отделения (217 чел.); проведено трехлетнее лонгитюдное исследование студентов, поступивших на факультет психологии Института молодежи в 1994 г., в период их обучения на первом, втором и третьем курсах дневного отделения (34 чел.). Обследование студентов именно младших курсов обусловлено тем, что в период начального профессионального обучения они активно адаптируются к требованиям вузовской жизни, у них начинают формироваться основы мышления как специалиста, система предпочтений и представлений, связанных с осознанным выбором профессии психолога.

В целях определения эталонной модели ПВК психолога проведено их экспертное оценивание преподавателями Института молодежи и Института психологии РАН по методике Липмана (выборку экспертов составили 14 чел.). Всего в эмпирическом исследовании участвовал 231 чел.

Для изучения индивидно-личностных характеристик человека (первое направление исследования) использовались следующие психодиагностические методы сбора эмпирических данных: личностный опросник Кеттела (16PF, форма С) и опросник диагностики состояний и свойств лич-

стр. 52

ности (FPI); методики: "Исследование самоотношения" (МИС), ориентационная анкета "Направленность личности" (ОА), "Определение уровня субъективного контроля" (УСК), "Корректурная проба", "Экспресс-диагностика эмпатии", "Теппинг-тест". Для оценки представлений о различных аспектах будущей профессии и профессиональной деятельности (второе направление) применялись опросник Липмана и авторская анкета.

Обработку результатов проводили, используя пакет "Statistika-5" с применением корреляционного, дисперсионного и факторного методов анализа.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Первое направление нашего исследования было посвящено изучению индивидно-личностных характеристик студентов-психологов первых курсов. По результатам обследования общей выборки первокурсников 1994 - 1997 гг. поступления получены следующие данные. Высокие показатели обнаружены по ряду параметров: по методике Кеттела - "радикализм" (средний балл - 8.84), "общительность" (8.79), "эмоциональная устойчивость" (8.79), "нормативность поведения" (8.61), "смелость" (8.05), "чувствительность" (7.47); по опроснику УСК - "общая интернальность" (8.68); по опроснику FPI - "открытость" (9.33); по методике "Корректурная проба" - "концентрация внимания" (0.8). Низкие значения наблюдаются по следующим параметрам: по методике Кеттела - "доверчивость" (4.72), "расслабленность" (4.53), "конкретность" (4.42); по опроснику УСК - "экстернальность в области здоровья и болезни" (0.98); по опроснику FPI -"доброжелательность" (3.63), "уверенность в себе" (3.32). Все остальные переменные по личностным опросникам имеют средние значения. Отметим, что, согласно результатам методики "Ориентационная анкета", у первокурсника преобладает направленность на себя (27.2 балла) и на дело (26.97 балла).

Исходя из вышеизложенного, обобщенный психологический портрет типичного первокурсника факультета психологии Института молодежи - это общительный молодой человек, стремящийся к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими при высоком уровне самокритичности, характеризующийся доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, не испытывающий трудностей в установлении социальных контактов, активный, склонный к риску, эмоционально зрелый, устойчивый, соблюдающий общественные моральные нормы и правила поведения, настойчивый в достижении цели, прямолинейный, имеющий высокую степень интернальности, развитую способность к эмпатии, скептичный, проявляющий готовность к жизненным экспериментам; его отличают хорошая концентрация внимания и наличие средне-слабого типа нервной системы. При этом ему свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, низкая мотивация, излишняя удовлетворенность; также наблюдается низкий уровень субъективного контроля в области своего здоровья. Он ориентирован на прямое вознаграждение, активен в достижении своего статуса, склонен к соперничеству; вместе с тем его характеризуют заинтересованность в решении деловых проблем и нацеленность на деятельное сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, полезное для достижения общей цели.

На основе выявления показателей, не имеющих значимых различий, была выделена факторная структура индивидно-личностных характеристик типичного первокурсника, включающая восемь факторов. В I фактор (эмоциональная устойчивость) вошли такие переменные, как "депрессивность" (факторный вес - 0.781542) и "эмоциональная лабильность" (0.829143). II фактор (сила нервной системы) включил ряд переменных "теппинг-теста": квадрат N 1 (0.717462), квадрат N 2 (0.775230), квадрат N 3 (0.745096), квадрат N5 (0.801890). III фактор (открытость к социальным контактам) составили переменные "общительность" (-0.723347) и "экставерсия / интроверсия" (-0.812679). IV фактор (практичность) - переменная M "практичность/развитое воображение" (0.8111119). V фактор (экстернальность в области семейных отношений) - переменная "интернальность в области семейных отношений" (-0.850341). VI фактор (наблюдательность) - с переменной "устойчивость внимания" (-0.730423). VII фактор (независимость) - переменная "подчиненность / доминантность" (0.722975). VIII фактор (непосредственность поведения) - переменная "прямолинейность / дипломатичность" (-0.863466).

Вместе с инвариантными выявлены и вариативные характеристики, отличающие первокурсников различных годов поступления (см. табл. 1, 2 и 3).

Так, по опроснику Кеттела (см. табл. 1) выявлены различия по переменным "замкнутость - общительность" (А), "интеллект" (В), "эмоциональная устойчивость - эмоциональная неустойчивость" (С), "подверженность чувствам - высокая нормативность поведения" (G), "жесткость-чувствительность" (I), "доверчивость-подозрительность" (L), "консерватизм-радикализм" (Q1), "конформизм-нонконформизм" (Q2), "расслабленность-напряженность" (Q4). При этом наиболее отличной от других оказалась выборка 1996 г., имеющая 7 значимых различий из 16 максимальных.

Все выборки (см. табл. 2) имеют значимые различия по переменным "направленность на общение" и "направленность на себя". А выборка 1994 г. имеет значимые различия по переменным опросника УСК: Ин, Ип, Им, Ио.

стр. 53

Таблица 1. Результаты обследования первокурсников по опроснику Кеттела (в средних баллах)

Год A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
1994-й 7.96 4.86 7.6* 5.79 5.68 8.04 7.6 7.23 5.16 6.81 4.91 6.96 8.84 5.84 6.51 5.4*
1995-й 9.06 3.9* 8.7 6.09 6.09 8.67 7.88 6.67 4.64 6.36 5.12 6.3 8.67 5.52 6.48 4.76
1996-й 9.6* 4.69 10.2 6.23 6.11 9.5* 8.39 9.2* 4.2* 6.62 4.66 6.07 8.9* 4.4* 6.89 3.9*
1997-й 8.59 4.2* 8.73 6.7 6.75 8.21 8.32 6.7 4.95 6.3 4.66 6.27 8.88 4.7* 6.75 4.05
* Значимые отличия выборок, полученные в ходе однофакторного дисперсионного анализа. Буквами (A, B, C, E ... Q4) обозначены соответствующие факторы 16 PF опросника Р. Кеттела.

По результатам опросника FPI (см. табл. 3) обнаружены всего три значимых различия. Одно из них имеет выборка 1996 г.: "раздражительность"; два - выборка 1997 г.: "реактивная агрессивность" и "застенчивость".

Таким образом, первокурсника 1994 г. поступления отличают от представителей других выборок такие качества, как повышенная общая интернальность (15.4), большая ответственность за собственные неудачи (3.0) и взаимоотношения с другими людьми (3.75). Студентам 1995 г. поступления свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления (3.97), эмоциональная неустойчивость (3.42). Это экстерналы, имеющие низкий уровень субъективного контроля, особенно в области здоровья (-0.2) и межличностных отношений (-0.8). Они характеризуются направленностью на общение (29.2), обладают слабым типом нервной системы. Отличительной чертой первокурсников 1996 г. является средне-слабый тип нервной системы (хотя и более сильный по

отношению к типам нервной системы студентов других выборок); эмоциональная зрелость, реалистичность (10.2), открытость, общительность (9.56), осознанность соблюдения правил поведения (9.54), аналитичность мышления, наличие интеллектуальных интересов (8.99). У них сильнее развита способность к сопереживанию, пониманию других людей (9.14). При этом отмечается расслабленность, вялость, излишняя удовлетворенность (3.92), ориентация на социальное одобрение (4.38), доверчивость, благожелательность к другим людям (4.15). У первокурсника 1997 г. поступления обнаружены хорошие коммуникативные способности: он общителен, охотно работает с людьми (8.59), активен в устранении конфликтов (2.71).

От года к году отмечается увеличение значений по переменным "подчиненность-доминантность" и "сдержанность-экспрессивность". Это указывает на то, что с каждым годом на факультет психологии поступают все более уверенные в себе, независимые, доминантные молодые люди,

Таблица 2. Результаты обследования первокурсников по тестам УСК, "Направленность личности", "Корректурная проба" (в средних баллах)

Название шкалы Год поступления
1994-й 1995-й 1996-й 1997-й
Интернальность в области:        
достижений (Ид) 4.89 1.82 1.17 2.11
неудач (Ин) 3.0* 0.3 1.39 1.86
семейных отношений (Ис) 1.72 0.52 1.59 2.0
производственных отношений (Ип) 5.26* 2.76 1.52 2.0
межличностных отношений (Им) 3.75* -0.8* 0.83 0.66
здоровья (Из) 1.79 -0.2* 1.2 1.09
Общая интернальность (Ио) 15.4* 5.42 4.51* 9.38
Направленность личности:        
на общение (НД) - 29.2* 21.7* 25.8*
на себя (НС) - 22.8 31.1* 27.6*
на задачу (НЗ) - 26.5 27.3 27.2
Концентрация внимания - 0.82 0.75 0.8
Обозначение см. в табл. 1.

Таблица 3. Результаты обследования первокурсников факультета психологии Института молодежи по опроснику FPI (в средних баллах)

Название шкалы Год поступления
1995-й 1996-й 1997-й
Невротичность 6.03 4.45 4.55
Спонтанная агрессивность 5.09 4.28 5.04
Депрессивность 4.88 3.68 4.27
Раздражительность 4.91 3.42* 4.64
Общительность 8.82 9.61 8.84
Уравновешенность 5.7 5.94 5.5
Реактивная агрессивность 3.45 3.17 4.27*
Застенчивость 4.33 2.9 2.71*
Открытость 8.82 9.38 9.8
Экстраверсия/интроверсия 7.27 7.25 7.25
Эмоциональная лабильность 5.45 4.49 4.96
Маскулинизм/феминизм 7.45 7.28 8.13
Обозначение см. в табл. 1.

стр. 54

эмоциональные, склонные к импульсивности в поведении.

Можно предположить, что эти различия обусловлены особенностями негосударственного вуза и спецификой формирования каждой выборки, в частности различными условиями поступления студентов в вуз, степенью их исходной психологической грамотности и подготовленности к обучению. Так, студенты набора 1994 г. при поступлении сдавали три вступительных экзамена в условиях жесткого конкурсного отбора, так как 50% из них обучались бесплатно. Студенты 1995 г. проходили лишь профориентационное собеседование при невысоком конкурсе, так как все обучались на платной договорной основе. Среди студентов 1996 г. основная часть обучалась на платно-договорной основе (70%), при этом 50% из них прошли обучение на годичных подготовительных курсах. Из числа студентов 1997 г. лишь 12.5% обучались на бюджетной основе и только каждый третий прошел обучение на подготовительных курсах.

Исследование динамики индивидно-личностных характеристик студентов-психологов в процессе обучения в вузе показало, что они становятся более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается осознание актуальности межличностного взаимодействия.

В период обучения у них значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе он высокий - 14.18 балла; на втором - составляет уже 9.29 балла, а на третьем - 8.38 балла. То же самое происходит и со значением других шкал, т.е. у студентов-психологов наблюдается тенденция к росту экстернальности.

Динамику общего уровня эмпатии студентов характеризует то, что к третьему курсу он снижается на 9.8%: на первом курсе составляет 52.82 балла; на втором - 51.97 балла; на третьем - 47.62 балла. Следовательно, необходимо обратить специальное внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии такого значимого профессионального качества, как эмпатия.

Значимые различия между выборками установлены лишь по семи переменным: "консерватизм-радикализм" (0.014336), "эмпатия с родителями" (0.33018), "эмпатия с героями художественных произведений" (0.47661), "общая эмпатия" (0.48784), "самопривязанность" МИС (0.174850), "интернальность в области производственных отношений" (0.002974), "интернальность в области межличностных отношений" (0.000013). По всем показателям выборка первого курса отличается от третьего, а по переменным "консерватизм-радикализм, самопривязанность и интернальность в области межличностных отношений" - и от второго. При этом средние результаты постоянно понижаются.

На основе выявления показателей, имеющих значимые различия, нами была выделена следующая факторная структура индивидно-личностных характеристик студентов, изменяющихся в процессе обучения: I фактор - "эмпатия" объединяет переменные "эмпатия с героями художественных произведений" (факторный вес - 0.809927) и "общая эмпатия" (0.936826); II фактор - "профессиональная интернальность" представлен переменными "интернальность в области производственных отношений" (0.702781) и "интернальность в области межличностных отношений" (0.707022). Очевидно, эти два фактора влияют на личностные изменения студентов в связи с освоением ими основ профессиональной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: в течение трех лет обучения на факультете психологии студенты становятся более консервативными, менее эмоционально устойчивыми; усиливается их склонность к раздражительности и утомляемости; снижается самоконтроль. Понижается уровень эмпатии и интернальности. Вместе с тем роль самооценки усиливается: придается большое значение таким качествам, как самоценность, самопринятие, т.е. у студентов появляется уважение к себе, к своему внутреннему миру. Все это способствует большей открытости и развитию коммуникативных способностей.

Таким образом, можно отметить, что второй год обучения в вузе является важным этапом в личностном самоопределении студента: изменяется его отношение к себе, формируется более реалистичное, а не идеализированное представление о себе. Получаемые в ходе изучения психологических дисциплин знания о многообразии проявлений личности и самоценности индивидуальности каждого человека позволяют второкурснику осознать необходимость принятия себя таким, какой он есть на самом деле (на первом курсе студент ориентируется на некоторое идеальное "Я"). Ко второму курсу у студентов вырабатывается психологическая устойчивость к трудностям студенческой жизни, более четко осознаются морально-нравственные установки, происходит кристаллизация доминирующих стереотипов, которые активно защищаются от изменений. Наблюдается тенденция к переносу ответственности в межличностных отношениях на других людей. К третьему курсу все эти тенденции усиливаются: проявляется большая устойчивость к традиционным трудностям обучения в вузе, укрепляются жизненные идеалы (студент все более четко осознает то, во что он должен верить), кристаллизуются собственные предпочтения и сте-

стр. 55

Таблица 4. Профессиональные качества психолога, получившие наибольший удельный вес в общей выборке первокурсников (в %)

Качество % выборов
1. Умение слушать (слышать), понимать других людей 59.2
2. Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность 52.8
3. Доброта, любовь к людям
4. Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу) 44.5
5. Интеллект 41.7

Таблица 5. Профессиональные качества, получившие наибольший удельный вес при обследовании студентов на первом, втором и третьем курсах (в %)

Качество 1 курс II курс III курс
1. Профессиональные подготовка и знания, компетентность 82.5
2. Умение слушать (слышать), понимать других людей 87.5
3. Доброта, любовь к людям 67.5 37.5
4. Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу)
5. Интеллект 42.5 47.5

реотипы, более реалистично восприятие окружающего мира и себя в нем, выделяется проблема связи поколений: студент становится более независимым в отношениях с родителями и стремится выйти из-под их опеки, не всегда понимает своих родителей (или не желает понять их), активно отстаивает свое "Я". Происходит все большая концентрация на себе и своем внутреннем мире.

Второе направление нашего исследования, посвященное специфике профессии и профессиональной деятельности в представлении студентов- психологов, позволило выявить их представления о ПВК психологов различных видов деятельности (психолога-исследователя и психолога-практика), трудностях будущей профессии, а также основных задачах психологии.

Отмечается, что для первокурсников еще не существует явных приоритетов в ПВК: оценка всех свойств (по опроснику Липмана) составляет 5.48 - 5.8 балла из семи максимальных. При этом ПВК психолога-исследователя оцениваются в среднем ниже, чем психолога-практика. Анализ показал, что, по мнению первокурсников, мыслительные качества являются значимыми и для психолога- исследователя, и для психолога-практика. Однако им необходим также определенный набор качеств: имажинитивные свойства личности и наблюдательность для психолога-исследователя, эмоциональные и сенсорные качества для психолога-практика.

По результатам авторской анкеты отмечается, что первокурсники 1994 г. имеют более широкое представление о ПВК. Всего ими названо 54 качества. Студенты 1996 г. предлагают 36 качеств, а 1997 г. - 38. Это подтверждает вывод об их большей когнитивной согласованности. В табл. 4 приводятся качества, вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников.

Сопоставление взглядов первокурсников на ПВК психолога с мнением экспертной группы показало, что в целом студенты-психологи уже имеют о них определенное представление, но четкой картины еще нет. В то же время с каждым годом первокурсники лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, в специфике деятельности психологов, более адекватно оценивают способности и умения, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в вузе. Вероятно, этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также сама система подготовки студентов на факультете психологии. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели, задачи и трудности, связанные с профессией психолога.

Проследим динамику (в процессе обучения) представлений студентов о ПВК психологов различных видов деятельности. Поступая на первый курс, они имеют в основном представления о работе психолога- практика, отождествляя его ПВК с ПВК деятельности психолога в целом. При этом преувеличивается уровень значимости профессиональных качеств: важным считается большинство предъявленных качеств (предпочтение отдается оценке 6). Обнаруживается слабое представление о ПВК психолога в исследовательской сфере. Практически все качества признаются одинаково необходимыми. Однако в процессе обучения уточняются представления о ПВК практического психолога, происходит знакомство с исследовательской деятельностью в области психологической науки при помощи курсовых и дипломных работ.

На втором курсе происходит сопоставление ПВК с представлениями о себе, с ощущениями ценности собственной личности, своего "Я" для других. Наибольший средний балл получили группы аттенционных (5.43), имажинитивных (5.56) и мыслительных (5.28) качеств личности.

Третий год обучения характеризуется адекватным представлением о будущей профессиональной деятельности и ПВК. Студенты проходят производственную практику, позволяющую им лучше представить и оценить будущую профес-

стр. 56

сию. В связи с этим у них формируется более четкое представление о профессиональных качествах, которые им пригодятся для будущей работы. Возрастает роль сенсорных свойств (5.06).

Отличительные черты выборок подтверждены в ходе дисперсионного анализа: с каждым годом значения средних баллов по переменным приближаются к оценкам экспертной группы. Из этого следует, что студенты, обучаясь на факультете психологии, получают достаточные знания, чтобы сделать правильные выводы, оценивая ПВК психолога.

В табл. 5 представлены пять профессиональных качеств, получивших наибольший удельный вес при ответах на вопрос авторской анкеты "Каковы, по вашему мнению, профессионально важные качества психолога?"

Первое место занимает профессионализм, включающий в себя успешность профессиональной подготовки, набор определенных знаний и умений, а также высокую компетентность психолога. Значение данного качества остается высоким в течение всего периода обучения. Следовательно, основная часть студентов заинтересована в качестве получаемых знаний, стремится стать хорошими профессионалами и осознает ответственность своего обучения в вузе. К группе значимых также относятся умение слушать и понимать других людей, коммуникативные способности, интеллект, доброта, любовь к людям. Таким образом, студенты факультета психологии имеют относительно адекватное представление о ПВК по сравнению с мнением экспертов. Однако эти представления в большей степени совпадают с ПВК психолога-практика. Отмечается недооценка качеств, значимых для успешной деятельности психолога-исследователя. Очевидно, образ будущей профессии у студентов психологического факультета ассоциируется в первую очередь с моделью деятельности психолога, работающего именно в практической сфере. Вместе с тем, учитывая, что многие студенты после окончания вуза поступают в аспирантуру и занимаются исследовательской деятельностью, следует обратить внимание на более полное их знакомство в процессе обучения с ПВК и психолога-исследователя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвариантные индивидно-личностные характеристики первокурсников, обусловленные спецификой выбора ими профессии психолога, позволяют составить обобщенный психологический портрет типичного студента первого курса: это общительный и активный человек, стремящийся к доверительно- откровенному взаимодействию с окружающими людьми при достаточно высоком уровне самокритичности, не испытывающий трудностей в установлении социальных контактов. Его отличают наличие средне-слабого типа нервной системы, развитое воображение и хорошая концентрация внимания, конкретность и некоторая ригидность мышления, эмоциональные зрелость и устойчивость, эмпатичность, ориентация на соблюдение общественных правил поведения и моральных норм. Он настойчив в достижении цели, активен в повышении своего статуса, ориентирован на успех, несколько прямолинеен в поведении и скептичен в оценках, склонен к инновациям в жизни и соперничеству во взаимодействии, имеет высокую степень общей интернальности при низком уровне субъективного контроля в области семейных отношений, стремится к самоутверждению и независимости.

Студенты-первокурсники разных лет поступления отличаются друг от друга по ряду индивидно-личностных свойств в зависимости от условий поступления в институт, их подготовленности к обучению, исходной психологической грамотности.

На младших курсах обучения получает реализацию существенный для многих студентов мотив поступления на факультет психологии - стремление к самопознанию. К третьему курсу этот процесс углубляется и достигает значимых проявлений. При этом познание самого себя происходит через сопоставление своего реального и идеального "Я" в представлении студента, а не на основе сравнения собственных представлений с восприятием себя другими людьми. К третьему году обучения у студентов-психологов происходит значительное снижение эмпатии, а также рост уровня их экстернальности.

Первокурсники выделяют такие ПВК психолога-исследователя, как имажинитивные, мыслительные свойства и наблюдательность; незначимыми признаются моторные, речевые, сенсорные качества. Для психолога-практика подчеркивается важность почти всех свойств личности, хотя наиболее значимыми считаются эмоциональные, мыслительные и сенсорные качества. Особо отмечается умение психолога-практика контролировать свою эмоциональную сферу.

В представлениях студентов первых курсов основными трудностями, с которыми они могут столкнуться в своей будущей профессиональной деятельности, являются, во-первых, недостаточный уровень профессиональной подготовки, некомпетентность, а значит, и неумение понять человека и его проблему (внутренние трудности); во-вторых, низкий уровень психологических знаний клиентов, непонимание ими задач работы психолога, следовательно, и недоверие к специалисту-психологу (внешние трудности). При этом студенты делают больший акцент на группу внешних сложностей, снимая с себя, таким образом, ответственность за возможные неудачи в

стр. 57

своей профессиональной деятельности. Эта тенденция к экстернальности наблюдается на протяжении всех трех лет обучения в вузе, усиливаясь ко второму и особенно - к третьему курсу.

Выбирая профессию психолога, первокурсники ориентируются на две задачи: во-первых, решение своих личностных проблем, познание самого себя, самосовершенствование и т.д.; во-вторых, получение определенных знаний и умений, способствующих становлению конкурентоспособного специалиста в данной сфере. Показана все возрастающая от курса к курсу адекватность представлений студентов представлениям экспертов о профессионально важных качествах психолога.

В период обучения на факультете психологии у студентов более адекватно формируются профессиональные представления: создается образ психолога- специалиста, обладающего конкретным набором профессиональных качеств, необходимых для успешной деятельности, лучше осознаются трудности профессии, связанные с профессиональной подготовкой, приобретением определенных знаний, умений, навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала // Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991. С. 58 - 67.

2. Аминов Н. А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. N 1 - 2. С. 73 - 84.

3. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974. С. 3 - 15.

4. Бачманова Н. В., Стафурина Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1985. Вып. 5. С. 72 - 77.

5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.

6. Бодров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Бодрова. М., 1991.

7. Зеер Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности // Психол. журн. 1997. Т. 18. N 6. С. 35 - 44.

8. Климов Е. А. Психология профессионала. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: "МОДЭК", 1996.

9. Кондаков И. М. Экспериментальный анализ некоторых структурных особенностей профессиональных интересов // Психологическая наука и образование. 1997. N 1. С. 62 - 14.

10. Кудрявцев Т. В. Исследование психологических особенностей профессионального становления // Психологические основы профессионально- технического обучения / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. М., 1988. С. 1 - 13.

11. Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психол. журн. 1981. Т. 2. N 1. С. 3 - 17.

12. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.

13. Мерлин В. С. Очерки интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

14. Молоканов М. В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психол. журн. 1998. Т. 19. N 2. С. 79 - 96.

15. Оборина Д. В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вести. МГУ. 1994. Сер. 14, Психология. N 2. С. 41 - 48.

16. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании // Под ред. А. А. Бодалева, Д. Н. Дворяшина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.

17. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. М. Пейсахова. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1977.

18. Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под ред. А. А. Деркача. М.: Издательский дом "Красная площадь", 1996.

19. Рамуль К. А. О психологии ученого и, в частности, о психологии ученого-психолога // Вопросы психологии. 1965. N 6. С. 126 - 135.

20. Степанова Е. И. Человек: возраст, труд, образование // Вопросы психологии. 1986. N 1. С. 11 - 19.

21. Сыромятников И. В. Становление профессиональной деятельности психолога воинской части сухопутных войск: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997. 28 с.

22. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

23. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М., 1996. С. 176 - 287.

24. Rodgers C. R. Client-centered therapy: the current practice, implication and the theori. Boston: Houghton, 1951.

стр. 58

Наши рекомендации