Психологические особенности этапов профессионализации личности и кризисы профессионального становления

Профессиональное становление личности – это формирование профессиональной направленности, компетентности, социально значимых и профессионально важных качеств и их интеграции, готовность к постоянному! профессиональному росту, поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности [1].

Э.Ф.Зеер и Э.Э.Сыманюк выделяют пять стадий профессионального становления личности:

1) оптация (формирования профессиональных намерений, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии на основе учета индивидуально-психологических особенностей);

2) профессиональная подготовка (формирование профессиональной направленности и системы социально и профессионально ориентированных знаний, умений, навыков, приобретение опыта решения типовых профессиональных задач);

3) профессиональная адаптация (вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, усвоение новых технологий профессии, приобретение опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности);

4) первичная и вторичная профессионализация (формирование профессионального менталитета, интеграция социально и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые констелляции, высококачественное выполнение профессиональной деятельности);

5) профессиональное мастерство (полная реализация, самоосуществление личности в творческой профессиональной деятельности на основе подвижных интегративных психологических новообразований («акме») профессионального развития) [11].

Профессиональное становление личности – это процесс развития, который заключается в последовательной смене определенных стадий. Переход от одной стадии к другой сопровождается кризисами.

Под кризисами профессионального становления понимаются непродолжительные по времени периоды (до года) кардинальной перестройки профессионального сознания, сопровождающиеся изменением вектора ее профессионального развития.

Основными признаками профессиональных кризисов являются:

1) потеря чувства нового;

2) отставание от жизни;

3) снижение уровня профессионализма;

4) внутренняя растерянность;

5) осознание необходимости переоценки себя;

6) снижение самооценки;

7) усталость;

8) ощущение исчерпанности своих возможностей.

По мнению авторов, кризису профессионального становления носят нормативный характер и имеют место на всех вышеперечисленных стадиях профессионального становления личности. Э.Ф.Зеер выделяет следующие кризисы профессионального становления [1]:

1) кризис учебно-профессиональной ориентации (14-17 лет);

2) кризис выбора профессии (16-18 лет);

3) кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет);

4) кризис профессионального роста (23-25 лет);

5) кризис профессиональной карьеры (30-33 года);

6) кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года);

7) кризис утраты профессии (55-60 лет).

Рассмотрим их психологические особенности, следуя логике профессионального становления.

1. На стадии оптации происходит смена ведущей деятельности с учебно-познавательной на учебно-профессиональную. Происходит переоценка учебной деятельности и в зависимости от профессиональных намерений изменяется мотивация. Кардинально изменяется социальная ситуация развития. При этом неизбежно столкновение желаемого будущего и реального настоящего, которое приобретает характер кризиса.

2. На стадии профессионального образования многие учащиеся и студенты переживают разочарование в получаемой профессии. Возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Как правило, кризис выбора профессии отчетливо проявляется в первый и последний годы профессионального обучения.

3. На стадии профессиональной адаптации молодые специалисты приступают к самостоятельной трудовой деятельности. Кардинально изменяется профессиональная ситуация развития: новый разновозрастной коллектив, другая иерархическая система производственных отношений, новые социально-профессиональные ценности, иная социальная роль и принципиально новый вид ведущей деятельности. Основная причина кризиса – несовпадение реальной профессиональной жизни со сформировавшимися представлениями и ожиданиями. Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет) выражается в переживании неудовлетворенности организацией труда, его содержанием, должностными обязанностями, производственными отношениями, условиями работы и зарплатой.

4. Следующий нормативный кризис профессионального роста (23-25 лет) возникает после 3-5 лет работы, на завершающей стадии первичной профессионализации. К этому времени специалист освоил и продуктивно выполняет свою работу в соответствии с нормами, определил свой социально-профессиональный статус в иерархии производственных отношений. Осознанно или неосознанно личность испытывает потребность в дальнейшем профессиональном росте. При отсутствии перспектив профессионального роста личность испытывает дискомфорт, психическую напряженность, появляются мысли о возможном увольнении, смене профессии.

Дальнейшее профессиональное развитие специалиста приводит к вторичной профессионализации. Особенностью этой стадии является высококачественное и высокопроизводительное выполнение профессиональной деятельности. Способы ее реализации имеют отчетливо выраженный индивидуальный характер. Специалист становится профессионалом. Кардинально перестраиваются социально-профессиональные ценности и отношения, изменяются способы выполнения деятельности, что приводит к существенному преобразованию и социальной ситуации, и ведущей деятельности.

5. Часто личность перерастает свою профессию, поэтому усиливается неудовлетворенность собой, своим профессиональным положением. Сформировавшееся к этому времени профессиональное самосознание подсказывает альтернативные сценарии дальнейшей карьеры и не обязательно в рамках данной профессии. Личность испытывает потребность в самоопределении и самоорганизации. Противоречие между желаемой карьерой и ее реальными перспективами приводит к развитию кризиса профессиональной карьеры (30-33 года). При этом серьезной ревизии подвергается «Я-концепция», вносятся коррективы в сложившиеся производственные отношения – идет перестройка профессиональной ситуации развития.

6. На стадии мастерства не происходит смены ведущей деятельности, изменяется характер ее выполнения – деятельность становится творческой. Основными психологическими новообразованиями на этом этапе являются профессиональная зрелость, интеграция профессионально важных качеств, индивидуальный стиль деятельности, идентификация личности с профессиональной деятельности. На этом этапе педагогическая деятельность становится потребностью личности, смыслом ее существования, ареной самоутверждения и реализации себя.

Эта стадия характеризуется инновационным уровнем выполнения деятельности. Движущим фактором дальнейшего профессионального развития личности становится потребность в самореализации, самоосуществлении. Профессиональная самоактуализация приводит к неудовлетворенности собой, окружающими людьми, обстоятельствами и профессией, порождая кризис социально-профессиональной само актуализации (40-42 года). Данный кризис не относится к нормативным, так как не каждый профессионал способен подняться на уровень мастерства.

7. Последний нормативный кризис профессионального развития обусловлен уходом человека из профессиональной жизни. Предпенсионный период для многих работников приобретает кризисный характер. Это связано с необходимостью усвоения новой социальной роли и норм поведения. Уход на пенсию означает сужение социально-профессионального поля и контактов, снижение финансовых возможностей. Острота протекания кризиса зависит от характера трудовой деятельности (работники физического труда переживают его легче).

Переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития вследствие перестройки ее психологической структуры. На стадиях оптации, профессионального образования решающее значение в возникновении кризисов имеют смена ведущей деятельности и кардинальное изменение социальной ситуации. На последующих стадиях важную роль играют субъективные факторы.

Мы рассмотрели основные нормативные кризисы профессионального становления личности. Однако они могут быть и ненормативными, которые обусловлены случайными, непредвиденными событиями. Кризисы профессионального становления, возникающие на отдельных стадиях этого' процесса и детерминированные случайными или сверхнормативными событиями, мы будем рассматривать как ненормативные. Сверхнормативные события возникают вследствие проявления сильных эмоционально-волевых усилий личности [11].

Кризисы, вызванные случайными событиями, определяются как ненормативные. Кризисы, порожденные сверхнормативной активностью личности, называются кризисами самоактуализации.

Факторы, инициирующие кризисы педагогов (Э.Э.Сыманюк) [11]

В качестве объективных факторов можно выделить:

1) смена ведущей деятельности;

2) изменение способа выполнения деятельности;

3) изменение социальной ситуации развития;

4) возрастные, психологические и психофизиологические изменения;

5) профессионально обусловленные деформации;

6) стагнация.

Смена ведущей деятельности в процессе профессионального становления происходит на стадии оптации, профессиональной подготовки и профессиональной адаптации.

Далее этот фактор утрачивает свое значение. Психическое развитие в зрелом возрасте происходит в рамках одной и той же деятельности, поэтому следующим фактором является совершенствование способов выполнения деятельности в рамках одной и той же профессиональной деятельности. На стадии первичной профессионализации способ выполнения; деятельности носит нормативно-одобряемый характер, а на стадии вторичной профессионализации или мастерства – индивидуально-творческий.

Изменение социальной ситуации развития наиболее отчетливо проявляется на стадиях профессиональной подготовки и профессиональной адаптации.

Возрастные психологические изменения: ухудшение здоровья, снижение работоспособности, ослабление психических процессов, профессиональная усталость, интеллектуальная беспомощность, синдром «эмоционального выгорания».

Профессиональная деформация возникает под влиянием содержания и особенностей деятельности педагога. Так, Э.Ф.Зеер выделяет следующие деформации личности педагога: авторитарность, демонстративность, дидактичность, педагогический догматизм, доминантность, педагогический консерватизм, педагогическую агрессию, ролевой экспансионизм, социальное лицемерие.

Внешняя и внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности субъекта могут приводить к кризисам профессионального становления. Внешняя оценка успешности опирается на результативность работы, эффективность взаимодействия с коллегами, инициативность работника. Отрицательное оценивание этих параметров может инициировать кризисные явления.

Внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности является результатом соотнесения вознаграждения за труд с представлениями личности о результативности своего труда, особенностями взаимодействия с коллегами по работе и инициативности.

На поздних стадиях профессионального становления может появиться профессиональная апатия и стагнация. Развитие стагнации зависит от центрации педагога. В наименьшей степени стагнация наблюдается у педагогов гуманистической и познавательной (методической) центрации. Образованию стагнации также способствует то обстоятельство, что педагог ежегодно преподает учебный материал по относительно стабильной программе, использует одни и те же технологии обучения.

Группа факторов ненормативных кризисов обусловлена субъективными качествами личности: внутренними условиями развития и активностью, необходимой для саморазвития. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентации. Под сверхнормативной профессиональной активностью мы понимаем активность,- выражающуюся в стремлении личности превысить требования нормативно-одобряемой профессиональной деятельности и должностных обязанностей.

Таким образом, вторую группу составляют факторы, инициированные логикой развития личности и ее, собственной активностью: совершенствование способов выполнения деятельности (инновации), полная поглощенность педагогической деятельностью, неудовлетворенность социальным и профессионально-образовательным статусом, неудовлетворенность потребностей личности (материальных, духовных), субъективное чувство остановки в развитии, стремление к самоактуализации и самореализации.

Неудовлетворенность собой; субъективное чувство остановки в развитии инициирует развитие кризисных явлений. Наступает момент, когда дальнейшее эволюционное развитие деятельности, формирование индивидуального стиля невозможны без коренной ломки нормативно одобряемой деятельности. Личность должна совершить профессиональный поступок, проявить сверхнормативную активность: перейти на качественно новый, инновационный уровень выполнения деятельности. Совершенствование способов выполнения деятельности, внедрение новых образовательных программ, технологий также иногда приводит к развитию кризисов профессионального становления.

Фактором длительного кризисного явления может стать полная поглощенность профессиональной деятельностью. Специалисты-трудоголики, одержимые работой как средством достижения признания и успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными, проявляют жестокость во взаимоотношениях.

Таким образом, развитие кризисов профессионального становления детерминировано объективными и субъективными факторами. Решающее значение в возникновении кризисов на начальных стадиях профессионального становления принадлежит объективным факторам: смене ведущей деятельности, изменению социальной ситуации и социально-экономических условий жизнедеятельности, возрастным психологическим изменениям. Далее в процессе профессионального становления на первый план выходят субъективные факторы. Начиная с кризиса профессионального роста соотношение факторов изменяется: субъективные факторы (78,8 %) преобладают над объективными (21,2 %). В кризисе профессиональной карьеры это соотношение составляет 86,7 и 13,3 %. По мере развития личности субъект все больше становится фактором собственного развития, преобразовывая объективные обстоятельства в соответствии с собственными свойствами. В качестве субъективных факторов, детерминирующих кризисы, выступают: возрастание социально-профессиональной активности личности, неудовлетворенность потребностей в самоутверждении и самореализации, недовольство профессиональным статусом и собой, полная поглощенность деятельностью [11].

В процессе педагогической деятельности у педагогов происходит овладение индивидуальным стилем деятельности, вырабатываются определенные приемы, навыки работы, он становится профессионалом, что, по мнению Н.В.Кузьминой, может привести к стагнации. Э.Э.Сыманюк разделяет понятия профессионально обусловленной стагнации и субъективное чувство остановки в личностном и профессиональном развитии. В первом случае акцент делается на существовании объективных предпосылок возникновения стагнации в самой деятельности. Во втором – остановка в профессиональном и личностном развитии обусловлена субъективными причинами. Имея большой практический опыт, накопив достаточную, по мнению педагогов, теоретическую и практическую базу преподаваемого предмета, они прекращают свое профессиональное самообразование и самовоспитание. В работах Л.М.Митиной отмечается, что в возрасте до 30 лет 44 % педагогов обращаются к психолого-педагогическим литературным источникам, в следующем возрастном десятилетии (31-40 лет) интерес к психолого-педагогической информации значительно снижается и почти исчезает после 40 лет. Выработанные в процессе педагогической деятельности умения и навыки, с одной стороны, повышают эффективность выполняемой деятельности. С другой – порождают стереотипы в деятельности, преодоление которых затруднено и сопровождается психологическими конфликтами.

Наши рекомендации