Что мы делали - не скажем...
Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.
Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, и решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хлопают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков слова: «Что мы делали - не скажем, а что делали - покажем». Действие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В дальнейшем педагог побуждает детей самим называть действия, которые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.
Шоферы и строители
Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слушать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении слова «мне нужно», «привези», «возьми», «я привез», названия предметов, их особенности, в случае необходимости указать количество и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как называется»; в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произнося «спасибо»).
Оборудование. Крупный строительный материал, грузовые машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображением знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, лесенка и др.).
Ход игры (проводится с подгруппой из 4-6 детей). Дети распределяются на шоферов и строителей. У каждого строителя есть свой шофер, вместе они создают одну постройку. Каждый ребенок-строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его шоферу. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофера нужные элементы строителя (бруски, кубы, башенки, пластины) и указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков. Он может сказать: «Привези кубик и крышу». Получив эти предметы, он должен поблагодарить и попросить привезти еще два бруска. Строитель может назвать все нужные ему элементы. Если шофер что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда постройка будет окончена, строитель еще раз рассматривает рисунок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит около дома. Строитель просит шофера привезти мишку. Дети вместе обыгрывают постройку.
В процессе работы дети могут общаться и с помощью жестов. По окончании построек педагог просит всех строителей показать свои рисунки, а шоферов проверить, правильно ли сделаны постройки.
При повторном проведении игры дети меняются ролями.
Если в процессе выполнения задания между детьми возникает спор, его не следует пресекать, торопиться придти на помощь, важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопониманию.
Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как коллективную деятельность строителя и шофера, подчеркивает доброжелательность в обращении друг к другу: «Валя и Коля вместе построили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела рисунок и правильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хороший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле «спасибо». Видите, как хорошо играть вместе».
«Бегите ко мне»
Педагог раздает детям флажки трех цветов. По сигналу бубна они разбегаются по комнате. Педагог говорит: «Бегите ко мне», - и поднимает красный флажок. Дети с красными флажками подбегают к педагогу и поднимают их вверх. Игра повторяется. Все вновь разбегаются. Педагог поднимает флажок другого цвета или сразу два флажка, например белый и красный. Дети с такими же флажками подбегают к нему и поднимают их вверх. В конце игры педагог поднимает все три флажка, и дети подбегают к нему.
«Найди свою пару»
Педагог раздает детям флажки, по одному каждому ребенку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу педагога останавливаются и ищут каждый свою пару — ребенка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, пары встают друг за другом и под удары в бубен маршируют по комнате.
По мере усвоения игры задание усложняется: когда дети пройдут парами по комнате, они снова разбегаются, а педагог подходит к ним и поочередно меняет флажки. Дети должны найти новые пары, ориентируясь на другой цвет флажка.
«Найди свою половинку»
Играющие сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог кладет на большой поднос мешочки с картинками и предлагает каждому взять по одному. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате. С окончанием звучания останавливаются, педагог предлагает раскрыть мешочки, достать картинки и найти свою пару, чтобы сесть на стул рядом. Дети достают картинки и сличают их. Затем парами садятся на стулья, складывая картинки так, чтобы получилось единое двустороннее изображение.
«Магазин»
Цель: различать на ощупь ткани разной фактуры и другие предметы, имеющие разную поверхность или сделанные из разного материала.
Оборудование: несколько полиэтиленовых пакетов, в них упакованы «товары» (кукольная одежда, посуда и др.), образцы тканей и материалов.
Ход занятия. Проводится в нескольких вариантах: «Магазин одежды», «Хозяйственный магазин», «Магазин игрушки» и др.
1-й вариант. «Магазин одежды». Участвует небольшая подгруппа детей. Местом игры может быть игровой уголок. На столе разложены образцы тканей, по которым можно выбрать «товар», например платочки для кукол. Сами платочки находятся в ящичке в полиэтиленовых пакетах. Один из детей продавец, остальные покупатели, они по очереди подходят к прилавку и по образцам выбирают, какой платочек купить кукле. Продавец ощупывает образец и так же на ощупь отыскивает в пакетиках нужный платочек. Покупатель надевает платочек кукле, благодарит продавца и уходит.
При повторном проведении игры по образцам можно выбирать платье или бант. Роль продавца выполняет другой ребенок.
2-й вариант. «Хозяйственный магазин». В этом варианте различается материал, из которого сделана посуда, и сами предметы. Например, в магазине могут быть чашки, блюдца, тарелки из фаянса и пластмассы (разные кукольные сервизы), ложки и вилки металлические и пластмассовые. Кроме того, предметы могут быть разной величины. Таким образом, продавец должен произвести довольно-таки сложный выбор по образцу: по предметной отнесенности, материалу, величине. Результаты выбора во всех случаях должны быть закреплены в слове.
Тема: Магазин посуды.
Дидактическая задача: Учить выражать просьбу жестами, словами.
Игровая задача: Активизировать словарь детей. Способствовать осмыслению практического опыта. Развивать анализ синтез; зрительное внимание.
Игровое действие: Покупка и продажа предметов посуды.
Оборудование: Реальные и игрушечные предметы посуды, карточки с изображением посуды, вывески с изображением одного предмета посуды, фишки-деньги.
Ход занятия: Дети вместе с воспитателем оборудуют магазин. Показывают и называют предметы. В магазине продают чашки, стаканы,
тарелки, ложки, чайники и т.д. Выбирается продавец. Остальные дети -покупатели.
1 вариант. В магазин заходит ребенок. В руке у него карточка с
изображением тарелки. Он кивает головой - «здоровается» с продавцом и
протягивает ему карточку. Продавец дает покупателю предмет,
изображенный на карточке. Покупатель благодарит продавца - улыбается,
кивает головой.
2 вариант. В магазин заходит ребенок-покупатель. Продавец
интересуется, что он хочет купить. Покупатель показывает тарелку с
помощью рук (две полусогнутые ладошки плотно соприкасаются друг с
другом), указывает месторасположение тарелки на прилавке или на
изображение тарелки на вывеске. Продавец дает покупателю товар.
Покупатель рассчитывается за покупку и благодарит продавца.
3 вариант. Покупатель-ребенок заходит в магазин.
- Здравствуйте, я хочу купить чайник.
- Пожалуйста, платите деньги.
- Возьмите.
- Пожалуйста, возьмите чайник.
- Спасибо.
В конце занятия - игры дети показывают свои покупки и рассказывают о них «Я купил стакан, ложку, нож и т.д.». Показывают действиями, для чего нужен этот предмет.
Тема «Дай - бери».
Цель: Формировать предметную соотнесенность знаний. Учить употреблять в речи глаголы повелительного наклонения «дай», «бери», «возьми».
Оборудование: игровой персонаж - кукла, стол и столовые принадлежности (скатерть, салфетки, посуда - чашка, блюдце, ложка, сахарница, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки; хлеб).
Ход занятия: У педагога в руках кукла, у детей в руках предметное изображение посуды или натуральные предметы.
Педагог по очереди просит у детей предметы посуды: «Дай скатерть». В ответ на эту просьбу ребенок дает нужную вещь, сопровождая речью: «Берите» или «Берите скатерть», «Возьмите скатерть». Если у ребенка лепетная речь, то он произносит короткое слово: «На». Педагог накрывает на стол скатерть. Аналогично ведется работа над другими словами.
При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребенок просит у педагога или другого ребенка предметы.
Дай салфетки. - Берите (на) салфетки.
Дай глубокую тарелку. - Возьмите глубокую тарелку.
Дайте хлеб. - Берите хлеб.