Что мы делали — не скажем

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБШЕНИЯ

Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фразами. Например, когда содержание игры еще недостаточно понятно детям, у них не возникает желания в общении. Как пра­вило, втаком случае дети действуютпо подсказке, говорят заучен­ные специально для этой игры фразы, имитируя общение.

Дидактические ситуации, в которых детям необходимо вступать в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение может не быть чисто речевым, т. е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов. Но при этом педагогу следует подсказать детям нужные слова и вы­ражения, максимально использовать возникшую у детей по­требность в общении. Постепенно ситуативные задачи услож­няются, а вместе с ними усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения. Это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть заменено жестами.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЮ И АЕЛОВОГО ОБШЕНИЯ Позови

Цель. Формировать у детей предпосылки к деловому об­щению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена товарищей.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом — покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? По­зови». Мальчик зовет товарища: «Вова, иди». Через некоторое время Коля садится, теперь Вова зовет друга.

Передай колокольчик

Цель. Та же: учить звать друг друга по имени, предлагая выполнить действие.

Оборудование. Колокольчик.

Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В середину встает педагог с колокольчиком в руках. Он звонит в колоколь­чик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в коло­кольчик. Таня, иди возьми колокольчик». Девочка звонит

Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru в колокольчик и зовет следующего, называя его по имени. Если некоторые дети еще не могут произносить имена, они могут пользоваться указательным жестом.

Помоги

Цель. Вызывать потребность в деловом общении; учить ис­пользовать в общении простейшие слова и выражения («дай», «на*, «дайэто», «неэто», «подержи», «возьми», «возьмиэто»), а также жесты (указательный); учить при общении называть друг друга по имени.

Оборудование. Кукла (мишка), кукольная мебель, посу­да, расческа, одежда.

Ход игры.

1-й вариант. (Проводится парами.) Педагог показывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает де­тям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле — они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель (кровать, стол, стул). Педагог говорит: «Одевать куклу и причесывать ее будет Наташа, а Миша будет помогать — по­давать все, что попросит Наташа». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. Пос­ле этого Миша садится за стол рядом с разложенными пред­метами, а Наташа поднимает куклу, сама определяет порядок надевания платья, туфель; просит Мишу подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом «дай» и указательным жестом. Миша подает ей предметы по од­ному. Если Наташе трудно одной надеть кукле платье, тапочки и т.д., она просит помочь Мишу, говоря: «Миша, помоги», «Миша, подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Миши и попросить у него помощи.

После того как кукла будет одета и причесана, роли меня­ются — кормит куклу Миша, а Наташа помогает ему, по его просьбе подает посуду по одному предмету. Педагог подводит итог — дети работали дружно, помогали друг другу: «Миша дал Наташе платье, туфли, расческу, а Наташа одела и причеса­ла куклу. Наташа дала Мише тарелку, ложку, чашку и конфе­ты, а Миша накормил куклу и напоил ее чаем». Кукла благода­рит детей.

2-й вариант. Проводится так же, но берут другую куклу или мишку. На этот раз детей побуждают называть предметы, которые они просят: «Дай платье», «Дай туфли» и т. д. Но при

этом нужно учитывать возможности каждого ребенка и не завы­шать требования, не нарушать общение и не превращать игру в занятие по заучиванию слов.

Зайка

Цель. Вызывать у детей потребность в эмоциональном об­щении; учить согласовывать свои действия с действиями това­рищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом хо-дятлокругу. Один ребенок — «зайка», он сидитвкругу на стуле — «спит». Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой? С нами вместе поплясать.

Ты сидишь совсем больной, Зайка, зайка, попляши

Ты не хочешь поиграть, И другого отыщи.

На слова «зайка, зайка, попляши...» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль другого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

На птичьем дворе

Цель. Вызывать интерес к общению со сверстниками; вос­питывать у детей правильное звукопроизношение.

Оборудование. Фланелеграф; предметные картинки с изображением домашних птиц: утки, гуси, куры, петух.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Педагог ставит по очереди на фланелеграфе картинки с изображением домашних птиц, а дети называют их; уточняется, как кричат эти птицы. Затем педагог объясняет правила игры: «Я буду называть разных птиц, а вы кричите, как они. Будьте внимательны!»

Педагог Дети

Наши уточки с утра... Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда... Га-га-га! Га-га-га!

Наши курочки в окно... Ко-ко-ко-ко-ко-ко!

А наш Петя-петушок

Ранним утром

Нам споет... Ку-ка-ре-ку!

Игру можно повторить: детей поделить на две группы. Одна группа детей повторяет слова вместе с педагогом, а другая по­вторяет звукоподражания.

Чего не хватает

Цель. Продолжать учить деловому общению, обращаться с просьбой к взрослому; учитывая определенный уровень раз-

Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru вития речи детей, вводить выражение «Дайте, пожалуйста», благодарить за оказанную помощь («Спасибо») или допускать употребление указательного жеста.

Оборудование. Из картона выполнены отдельно части предметов: машина (кузов, мотор, кабина и два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса) и т. д.

Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает кон­верты с набором частей предметов — каждому ребенку один предмет. Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они на­ходятся у педагога. Он просит детей сложить из частей целый предмет. Дети складывают изображения, обнаруживают отсут­ствие необходимой детали (колеса, крыши и т. д.) и обраща­ются к педагогу. Он объясняет, что у него есть какие-то части предметов, которые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать. Каждый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Галина Ивановна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «крышу для дома» и т. д. Педагог раздает недостающие детали, и дети завершают изображения.

Найди свою пару (С кем играть?)

Цель. Продолжать учить деловому общению, обращать­ся друг к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.

Оборудование. Шарик и желобок, кукла и коляска, гру­зовая машина и кубик, плита, кастрюля и сковорода, кегли и шары.

Ход игры. Педагог вместе с детьми рассматривает игруш­ки и показывает (напоминает), как нужно с ними играть: сажает куклу в коляску и катает; ставит воротца и прокатывает шарик; нагружает кубики в машину; ставит кегли и сбивает их шаром. Потом прячет каждую игрушку в коробочку, перемешивает их и раздает детям. Они открывают коробочки, рассматривают свою игрушку и ищут партнера по игре, обращаясь к нему с предложением: «Коля, давай поиграем вместе». Дети самосто­ятельно договариваются об очередности выполнения действий с игрушками в совместной игре. Педагог только в крайнем случае помогает им.

Два клоуна(кукольный театр)

Цель. Продолжать формировать у детей потребность в рече­вом общении, активизировать имеющиеся у них в этом навыки; использовать в общении знакомый словарь.

Оборудование. Два клоуна — Ловкий и Неловкий (кук­лы, уже знакомые детям); различные предметы, с которыми они действуют.

Ход игры.

1-й вариант. Появляются два клоуна. Неловкий бежит за Ловким, у которого два флажка (или два воздушных шара). Не­ловкий догоняет Ловкого и берет его за рукав. Тот вырывается, отбегает в сторону.

Ловкий (обращаясь к детям). Он хочет меня побить!

Неловкий отрицательно качает головой.

Педагог. Он хочет попросить флажок, но не знает как. (Обращается к детям.) Помогите ему. (Побуждает детей ска­зать: «Дай флажок» — или в зависимости от возможностей детей: «Дай, пожалуйста, флажок», «Дай это» с указатель­ным жестом.)

Неловкий радостно повторяет за детьми. Ловкий подходит к нему и протягивает флажок.

Ловкий. Давай вместе попляшем.

Клоуны танцуют с флажками. Через некоторое время Лов­кий собирает флажки и пытается поставить их в вазу, стоящую на столе. Он подпрыгивает, но не может достать, потом огляды­вается и видит, что Неловкий сидит на стуле. Подходит к нему и пытается вытащить из-под него стул.

Педагог (останавливает его). Попроси!

Ловкий (спохватывается).Дай,пожалуйста,стул.Я хо­чу поставить флажки вон туда. (Показывает.)

(В однойруке держит флажки, а другой пытается взять стул, но это не получается. Он кладет флажки и несет стул. Встает на стул, оглядывается, но не может достать флажки.)

Педагог (обращаясь к детям). Что надо сделать? (Тихо под­сказывает им, что надо попросить Неловкого дать флажки.)

Дети советуют Ловкому, как попросить флажки.

Ловкий. Помоги, дай мне флажки. (Или так, как посове­туют дети.)

Неловкий приносит флажки. Ловкий ставит их в вазу. Кло­уны радуются, хлопают в ладоши и благодарят детей за то, что они помогли им договориться, найти нужные слова и сделать все вместе — вместе веселей и легче делать.

2-й вариант. Приходит Ловкий. Он говорит детям, чтохочет поиграть в мяч. Педагог предлагает найти мяч, который заранее кладется на видное место, но достаточно высоко, так, чтобы ре­бенок, стоя на полу, не мог его достать. Ловкий просит детей помочь ему. Если кто-либо из детей предложит свою помощь,



Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru нужно похвалить его, позвать к столу, приблизить клоуна к ре­бенку. «Помоги мне найти мяч», — говорит Ловкий. Ребенок, клоун и педагог ищут мяч. Они идут по комнате. Первым должен увидеть мяч ребенок и указать на него Ловкому. Клоун радуется, кричит: «Ура!» — и подпрыгивает, пытаясь достать мяч. Далее отношения ребенка и клоуна зависят от того, как поведет себя ребенок. Он может сделать клоуну замечание, сказать, что не надо прыгать, а лучше встать на стул и т. п. Ловкий просит ребен­ка принести стул, тот приносит, и клоун благодарит его. Встает на стул, но снова не может достать мяч и говорит ребенку: «Я не достаю, попробуй ты». Ребенок достает мяч, передает его клоуну и просит: «Подержи», — затем слезает со стула. Ребенок и кло­ун играют с мячом — бросают его или катят друг другу. В конце игры Ловкий говорит: «Как хорошо играть вместе!» Педагог под­водит общий итог, обращая внимание детей на то, что ребенок и клоун все делали вместе, поэтому у них все хорошо получалось.

Поиграем вместе(кукольный театр)

Це л ь . Та же.

Оборудование. Две куклы, маленькая матрешка, машина с кузовом, настольный строитель.

Ход игры. Приходит кукла Оля. В руках у нее матрешка, она ее укачивает. Появляется кукла Таня, она везет за вере­вочку машину. Таня подходит к Оле и отбирает у нее матреш­ку. Оля плачет, кричит: «Отдай!» Педагог обращает внимание детей на ситуацию, говорит, что Таня поступила плохо. Обра­щается к куклам, предлагает Тане отдать матрешку кукле Оле. Таня отдает матрешку и тоже плачет. Педагог спрашивает, по­чему она плачет. Таня говорит, что хочет покатать матрешку в машине. Педагог предлагает Оле и Тане поиграть вместе — по­катать матрешку в машине по очереди, Оля сажает матреш­ку в машину и везет ее. Потом отдает веревочку Тане. После этого Оля говорит: «Давай вместе построим для матрешки домик». Таня радуется и говорит, что привезет кубики. За­тем она привозит кубики, и они вместе строят дом с забором и играют с матрешкой. Педагог подчеркивает, что Оля и Та­ня вместе играют, построили дом — Таня была водителем, а Оля строителем.

Что мы делали — не скажем...

Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водяще­го, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, решают, вместе с педагогом показывают предло­женное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хлопают в ладоши и зовут водящего, произно­ся в ритм хлопков сдрва: «Что мы делали — не скажем, а что делали — покажем». Действие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В дальнейшем педагог побуждает детей самим называть действия, которые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.

Водители и строители

Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правиль­но выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внима­тельно слушать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении слова «мне нужно», «привези», «возьми», «япривез», названия предметов, их особенности, в случае необходимости указать количество и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как называется»; в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произнося «спасибо»).

Оборудование. Крупный строительный материал, гру­зовые машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображением знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, лесенка и др.).

Ход игры. (Проводится с группой из 4-6 детей.) Дети распределяются на водителей и строителей. У каждого стро­ителя есть свой водитель, вместе они создают одну постройку. Калсдый ребенок-строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его водителю. Рассмотрев образец, строитель просит водителя привезти нужные элементы строительного материала (бруски, кубы, башенки, пластины) и указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков. Ребенок-строитель может сказать: «Привези кубик и крышу ». Получив эти предметы, он благодарит и просит привезти еще два бруска. Строитель называет все нужные ему элементы. Если водитель что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда по­стройка окончена, строитель еще раз рассматривает рисунок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит

Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru около дома. Строитель просит водителя привезти мишку. Дети вместе обыгрывают постройку.

В процессе работы дети могут общаться и с помощью жес­тов. По окончании построек педагог просит всех строителей показать свои рисунки, а водителей — проверить, правильно ли сделаны постройки.

При повторном проведении игры дети меняются ролями.

Если в процессе выполнения задания между детьми возни­кает спор, его не следует пресекать, торопиться прийти на помощь; важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопони­манию.

Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как кол­лективную деятельность строителя и водителя, подчеркивает доброжелательность в обращении друг к другу: «Валя и Коля вместе построили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела ри­сунок и правильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хороший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле «спасибо». Видите, как хорошо играть вместе».

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДВИЖЕНИЙ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Процесс формирования речи зависит от участия в ней всей двигательной сферы ребенка в целом. Включение двигатель­ного анализатора в речевую деятельность способствует со­вершенствованию артикуляционного аппарата и развитию голосовых реакций. Усвоению ритмической организации на­чальных речевых форм, т.е. повторяющихся слогов, слов, способствует тренировка артикуляторного аппарата и ар-тикуляторных движений. В свою очередь формирующееся чувство ритма способствует восприятию и воспроизведению стихотворных текстов, в которых для дошкольников главным является доминирование ритма над текстом, интонацией и другими компонентами.

Систематические упражнения по тренировке движений паль­цев рук, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, и прогресс функции мозга человека в большей мере определяется прогрессом развития двигательного анализатора.

Овладение фонетической структурой слова предполагает овладение как линейными ее единицами (звук, слог, морфема, слово), так и нелинейными (ритм, ударение, интонация). Известно, что раньше всего происходит усвоение таких просо­дических явлений, как интонация, тон, ударение, ритм. Овла­дение фонетической стороной речи происходит при усвоении и под влиянием семантики. На начальной стадии формирования речи семантическую нагрузку несут ритм и интонация.

При нормальном развитии чувство ритма формируется путем усвоения системы сенсорных ритмических эталонов на основе их двигательного моделирования и дальнейшей интериориза-ции (свертывания) моторных звеньев. В раннем детстве ребенок, издавая звуки, взмахивает руками и подпрыгивает. Если он, произнося слог, не имеет возможности ритмическими движе­ниями сопровождать его, то он умолкает. При возобновлении ритмических движений возобновляются и голосовые реакции. При ускорении и замедлении ритма движений ускоряется или замедляется ритм слогообразования. Всякое нарушение ритма ведет к сбою, к патологии.

При дефиците ритмических раздражений у ребенка появля­ются компенсаторные двигательные акты: ритмические пока­чивания или раскачивания тела из стороны в сторону, сосание пальцев, языка, края рубашки или какого-либо иного предмета, навязчивые движения руками. Эти компенсаторные движения имеют характер стереотипии и довольно быстро становятся ав­томатическими .

При обучении детей с отклонениями в развитии на началь­ных этапах проведения коррекционно-педагогической работы по развитию речи необходимо использовать игры с ритмической структурой, состоящей из равномерного повторения однород­ных элементов. Затем следует проводить с детьми игры с рит­мической структурой, состоящей из чередования неодинаковых элементов, и, наконец, структурой, имеющей симметричное расположение элементов.

На начальных этапах важно научить детей выполнять дей­ствия по подражанию педагогу, который вместе с детьми дви­гается и произносит речевое сопровождение. Потом дети на­чинают не только двигаться, но и произносить стихи вместе со взрослым. В последующем дети играют в подвижные игры с речевым сопровождением самостоятельно.

Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru РАЗВИТИЕ ОБШИХ ДВИЖЕНИЙ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Зайка

Цель. Учить детей выполнять движения по подражанию взрослому; соотносить свои действия с правилами игры. Ход игры.

Слова Движения

Праздник в садике у нас — Дети прыгают на двух ногах на месте. Мы сегодня «зайки».

И попрыгаем для вас, Дети прыгают,

Словно на лужайке. слегка продвигаясь вперед.

Цель. Учить детей выполнять действия по подражанию взрослому.

Ход игры. Взрослый показывает, как играть в « самолет»: раз­водит руки в стороны, ладонями вверх, поднимает руки вверх — вдох, делает поворот в сторону. Произнося «жу-жу-жу & —выдох, стоит прямо, опустив руки — пауза и т.д. Затем взрослый побуж­дает детей подражать движениям, читает стишок.

Слова Движения

Самолетик-самолет Разводят руки в стороны

Отправляется в полет. ладонями вверх.

Жу-жу-жу, Делают повороты вправо,

Жу-жу-жу, влево и выдох.

Постою и отдохну. Встают прямо, опустив руки.

Дети подражают действиям педагога, произносят стихо­творение и производят действия руками. Игра повторяется не­сколько раз.

«Солдаты»

Цель. Продолжать учить детей выполнять действия по подражанию взрослому; формировать интерес к подвижным играм с речевым сопровождением.

Ход игры. Взрослый говорит детям, что сегодня они будут солдатами.

Слова Движения

Аты-баты, Дети шагают по кругу,

Шли солдаты. высоко поднимая колени.

Аты-баты, на базар. Взмахивают руками.

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Дети ходят по кругу, при этом педагог стремится, чтобы дети не только выполняли действия, но и повторяли слова за педагогом.

В дальнейшем педагог усложняет эту игру тем, что дети на­чинают шагать по-разному.

Слова Движения

Большие ноги шли по дороге: Дети шагают, высоко

Топ, топ, топ. поднимая колени.

Маленькие ножки бежали по дорожке: Дети бегут мелкими
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ. шажками.

По аналогии проводят и другие игры с речевым сопровож­дением.

Поехали, поехали Подпрыгивать, сидя верхом

За спелыми орехами. на большом мяче.

Чики-чики-чикалочки, Бежать вприпрыжку, как

Едет Ваня на палочке. на лошадке.

А Дуня на тележке щелкает орешки.

Баба сеяла горох Подпрыгивать на батуте.

И сказала деду: «Ох!»

Прыг-скок, прыг-скок,

Обвалился потолок, Спрыгивать с батута.

Прыг-скок, прыг-скок.

Топ-топ! Веселей! Топать то правой, то левой

Топаем ногами! ногой и хлопать руками.

Хлоп-хлоп! Веселей! Ударение выделять более

Хлопаем руками! сильным ударом ноги,

А теперь быстрей! , хлопком и голосом.

Хлопай, хлопай веселей! Постепенно убыстрять

Топ, топ! Еще раз! темп.

Мы потопаем сейчас! Хлоп раз, еще раз! Мы похлопаем сейчас. А теперь быстрей, быстрей! Топай, топай веселей!

Кисонька

Цель. Продолжать учить детей выполнять движения по подражанию взрослому; соотносить свои действия с речевой инструкцией.

Ход игры.

Слова Движения

Кисонька-мурысонька Дети стоят на четвереньках.

Потянулася, Левая нога протягивается

назад.

Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Кисонька-мурысонька оглянулася. Ребенок оглядывается в эту же

сторону.
На охоту не пошла, Ребенок лежит на спине,

поднимая и опуская то руки,

то ноги.
На диванчик спать легла. Переворачивается со спины

на бок, на живот и обратно.

Карусель

Цель. Учить детей двигаться в соответствии с речевой инструк­цией; сопровождать движения речевыми высказываниями.

Ход игры. Дети стоят лицом в круг. Движением руки «ключом» заводят карусель. Быстро бегут по кругу. Потом бег в обратном направлении, постепенно замедляя темп. В заклю­чение слов сесть на присядки.

Слова Движения

Еле-еле, еле-еле Дети начинают двигаться по кругу.

Завертелись карусели, Бегут по кругу.

А потом кругом-кругом Бег в обратном направлении,

Всё бегом, бегом, бегом!

Всё быстрей-быстрей, бегом!

Карусель кругом-кругом! Бег в другом направлении.

Тише-тише. Тише-тише. Дети двигаются медленно.

Карусель остановите. Дети останавливаются.

Раз, два, раз, два —

Вот и кончилась игра.

Игру можно повторить 2-3 раза. В конце игры педагог под­водит итог, уточняет: «Как называется игра, в которую вы се­годня играли?» Важно, чтобы дети соотносили свои действия с названием подвижной игры.

В гости к зайке

Цель. Та же.

Ход игры. Педагог приглашает детей стать в круг и вы­полнять движения по подражанию. Педагог произносит сти­хотворение и одновременно показывает руками действия, дети повторяют за ним.

Слова Движения

Во дворе мы видим дом. Руки сложены ладонями, боль-

шие пальцы расположены горизонтально, остальные, соприкасаясь, расположены вертикально.

Много зелени кругом. Руки разводить в стороны вол-

нообразными движениями.

Вот — деревня. Руки одновременно выпрямля-

ют вперед.

Вот — кусты. Круговые движения руками.

Вот — душистые цветы. Волнообразные движения

руками по кругу.

Окружает все забор. Движение руками сверху вниз.

За забором чистый двор. Руки развести широко в стороны.

Мы ворота открываем. От груди разводить руки широ-

ко в стороны.

К дому быстро подбегаем. Движения вперед—назад указа-

тельным и средним пальцами.

В дверь стучимся — тук-тук-тук. Кулаком стучать об стол.

Не идет ли кто на стук? Разводить руками и пожимать

плечами.

В гости к зайке мы пришли Показывать указательный и

средний пальцы из кулачка.

И гостинцы принесли. Показывать ладонью руки

на сумочку.

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ, СОПРОВОЖААЕМЫЕ ЛВИЖЕНИЯМИ ПАЛЬЦЕВ

Лодочка

Цель. Учить детей выполнять движения руками по по­дражанию взрослому; формировать интерес к речевому сопро­вождению своих действий.

Оборудование. Пластмассовая лодочка.

Ход игры. Взрослый обращает внимание детей на лодочку и сообщает детям, что руки многое умеют. Сегодня дети будут играть своими руками. Педагог говорит: «Надо внимательно смотреть на мои руки и выполнять те же действия».

Слова Движения

Две ладошки я сожму Дети соединяют две ладони «лодочкой».

И по морю поплыву. Дети выполняют волнообразные движе­ния руками.

Две ладошки, знаю я, —

Это лодочка моя.

Игра повторяется несколько раз, при этом педагог стремится к тому, чтобы дети начали не только действовать руками, но и повторять стишок.

Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Моя семья

Цель. Учить детей выполнять определенные движения пальцев рук, сопровождая речевыми высказываниями.

Ход игры. Педагог рассаживает детей за столами и гово­рит: «Сегодня будем играть с нашими пальчиками. Они друж­ные, как одна семья. Смотрите на мои пальцы и делайте, как я». Педагог показывает действия с пальцами: пальцы согнуты в кулак, затем по очереди он разгибает все пальцы, начиная с большого пальца. В процессе действий с пальцами он произ­носит слова:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

Этот пальчик — самый сильный,

Самый смелый и большой.

Этот палец — для того,

Чтоб показывать его.

Этот палец — средний,

Четырем другим — соседний.

Этот — безымянный.

Этот пальчик, хоть и мал,

Но обижать себя не дал.

Дети выполняют движения пальцами рук по подражанию взрослому.

Маша кашу варила

Круговые движения указательным пальцем по ладони с по­очередным загибанием пальцев.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила,

Малышей накормила:

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала;

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

Считалочка

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

Пальчики сжаты в кулачок, руки перед собой. Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать. Все они умелые, дружные и смелые. Раз, два, три, четыре, пять, Стали ручки танцевать.

На блины

Стала Маша гостей собирать. (Хлопки в ладоши, то правая, то леваярука сверху.) «Иван приди, и Степан приди, да Андрей приди, да и Матвей приди*. (Кончик полусогнутого указатель­ного пальца правоируки зацепляет по очереди кончики полусо­гнутых пальцев левой руки, начиная с большого, и мягко пока­чивает их.) Митрошечка: «Ну, пожалуйста!» (Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизи­нец левой.) Стала Маша гостей угощать: «И Ивану блин, и Сте­пану блин, да и Андрею блин, да и Матвею блин, а Митрошеч-ке — мятный пряничек!» (Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Леваярука поворачивается ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого, как бы кладя блин.) Стала Маша гостей провожать: «Прощевай, Иван! Прощевай, Степан! Прощевай, Андрей! Прощевай, Матвей! (Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.) А ты, Мирошечка, моя крошечка, да ты побудь со мной еще немно­жечко!* (Три первых пальца правоируки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.)

Пальчики, пора спать

Педагог показывает детям пальчиковую гимнастику — массаж каждого пальчика под произнесение текста. Дети вы­полняют действия по подражанию и произносят следующий текст:

Этот пальчик хочет спать. Массаж большого пальца от осно-

вания к ногтю — пощипывание.

Этот пальчик лег в кровать. Массаж указательного пальца.

Этот пальчик чуть вздремнул. Массаж среднего пальца.

Этот пальчик уж уснул. Массаж безымянного пальца.

Этот пальчик крепко спит. Массаж мизинца.

ВЫШЕЛ ПАЛЬЧИК ПОГУЛЯТЬ

Цель. Учить детей выделять каждый палец отдельно; вы­полнять определенные действия, сопровождаемые речевыми высказываниями.

Что мы делали — не скажем - student2.ru Ход игры. Взрослый показывает детям свои руки и гово­рит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, демонстрирует, как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлага­ет детям повторить позицию пальцев и «протопать» каждым пальчиком сначала по дорожке, затем ло «кочкам?. При этом произносится потешка:

Пальчик топал по дорожке: топ-топ, топ-топ.

Топать стал второй немножко: топ-топ, топ-топ.

Третий пальчик топал долго: топ-топ, топ-топ,

А четвертый только раз: топ.

Вот большой спешит по кочкам,

Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ.

Повторяем наш рассказ!

Игра повторяется с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе со взрослым и самостоятельно повторяет слова: «Топ-топ, тол-топ».

Пальчиковая гимнастика

Педагог произносит вместе с детьми стихотворение и пока­зывает руками.

Слова . Действия

Раз, два, три, четыре, На стол кладут по оче-

реди ладонь — кулак.

Жили мыши на квартире, Ладони вверх, пальцы со-

прикасаются вместе.

Чай пили, чашки били, Ладошки лодочкой, руки

в стороны.

По-турецки говорили: Руки скрещены на груди.

«Чаби, чаляби, чаляби, чаби-чаби». Все парные пальчики

здороваются.

Слова Действия

Маленькая лодочка по реке плывет, Ладошки соединены

в форме лодочки и плавно

На прогулку лодочка малышей зовет! двигаются вперед.
Пароход плывет по речке Ладошки соединены,

большие пальцы подняты

вертикально.
И гудит он, словно печка! Поочередно сжимать

пальцы в кулак.

Считалки

Цель. Расширять и уточнять словарный запас детей, раз­вивать связную речь.

Ребенок и взрослый садятся лицом друг к другу. В ритм про­износимым словам стихотворения хлопают в ладони. Чередо­вать хлопки обеими руками с хлопками каждой руки об руку друг друга.

Наша Маша рано встала, кукол всех пересчитала.

Шла собака через мост, четыре лапы — один хвост.

За стеклянными дверями стоит мишка с пирожками.

На окошке крошку-мошку ловко ловит лапой кошка.

Летом в клетке зоопарка медвежонку очень жарко.

Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось мыло.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил, как долотом.

На сосне веселый дятел белке домик конопатил.

Лодки по морю плывут, люди веслами гребут.

Начинается считалка. На дубу скворец и галка, Улетел домой скворец — и считалочке конец.

Шел по берегу петух, поскользнулся, в речку бух! Будет знать петух, что впредь надо под ноги смотреть.

На лужок пришли бельчата, медвежата и зайчата. На зеленый на лужок приходи и ты, дружок!

Пчелы в поле полетели, зажужжали, загудели, Сели пчелы на цветы, мы играем — водишь ты! Шла коза по мостику и виляла хвостиком, Зацепилась за перила — прямо в речку угодила.

Мышка, мышка, что не спишь, что соломою шуршишь? «Я боюсь заснуть, сестрица, кот усатый мне приснится».

ИГРЫ-АРАМА ТИЗАиИИ

Игры-драматизации значительно отличаются от приведен­ных выше игр. Дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой мате­риал, с помощью которого они должны общаться. Подлинным

             
    Что мы делали — не скажем - student2.ru
  Что мы делали — не скажем - student2.ru
    Что мы делали — не скажем - student2.ru
 
 
    Что мы делали — не скажем - student2.ru
 

Что мы делали — не скажем - student2.ru

общением игра-драматизация может стать лишь в том случае, если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоци­онально воспринято.

Для ребенка с отклонениями в развитии необходимо адап­тировать произведения, которые используются для игр-драма-тизаций. Необходимо подготовить детей к изображению персо­нажей, правильному воспроизведению и пониманию речевого материала, создать у них эмоциональное отношение к происхо­дящему. Таким образом, играм-драматизациям предшествует целая серия подготовительных дидактических игр.

Колобок

Для проведения игры-драматизации можно взять три эпи­зода: «колобок встретил зайку», «колобок встретил мишку» и «колобок встретил лису».

Первый этап (подготовительный) — знакомство с персонажами сказки.

Цель. Уточнить представления детей о зайце, медведе, лисе; вызывать эмоционально положительное отношение к ним; учить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль).

/. Знакомство с зайкой

Оборудование. Игрушка зайка, шапочки для зайцев по количеству детей, барабан, миска с морковью.

Ход и г р ы. Педагог приносит в группу новую игрушку — зайку, рассматривает его с детьми, рассказывает о том, что он добрый, веселый, хорошо прыгает, умеет играть на барабане. Педагог выполняет с игрушкой соответствующие действия. За­тем спрашивает, что любит есть зайка (морковку, капусту). Пе­дагог говорит, что зайка никого не обижает. После этого достает шапочки с ушками и предлагает детям попрыгать, как зайки. Дети надевают шапочки, бегают по комнате, прыгают. Педагог говорит, что зайки, наверное, проголодались, и вносит миску с морковью и угощает детей.

2. Знакомство с мишкой

Оборудование. Игрушка мишка, шапочки для мишек.

Ход игры. Педагог показывает игрушку мишку, рассмат­ривает его с детьми, говорит о его походке, что он любит ягоды, мед. Педагог предлагает поиграть: все дети надевают шапочки и изображают медведей.

3. Знакомство с лисой

Оборудование. Игрушка лиса, шапочка с лисьей мордоч­кой или ушками для одного из детей; шапочки, изображающие птичек, цыплят, зайчиков, — для всех детей.

Ход игры. Педагог вносит в группу новую игрушку — лису. Рассматривает ее с детьми, обращая внимание на то, какая она красивая, рыжая, хвост пушистый, большой, ушки ма­ленькие, ходит тихо, она хитрая, может утащить к себе в нору маленьких зайцев, мышек, цыплят и курочек, петушков. Педагог предлагает детям поиграть, назначает одного ребенка лисой (надевает ему шапочку; показывает, как ходит лиса). Остальным детям раздает другие шапочки. Лиса уходит в уго­лок и засыпает, а птички и зайки веселятся, прыгают на лужай­ке. Педагог ударяет в бубен, лиса просыпается и тихо крадется к детям. Они замечают лису и разбегаются, стараясь успеть сесть на стул (спрятаться в домики). Лиса ловит опоздавших и уводит к себе в уголок. Игра повторяется.

4. Знакомство с колобком

Цель. Познакомить с игрушкой колобком; вызвать эмоци­онально положительное отношение к колобку; обратить внима­ние на внешний вид колобка (круглый, быстро катится, весе­лый, улыбающийся, поет радостную песенку).

Оборудование. Игрушка колобок, игрушечные кошка, собака, ежик.

Ход игры. Игра проводится в виде кукольного театра. На столе педагога появляется Колобок.

Колобок (катитсяи поет). Я Колобок, Колобок...

(С другой стороны стола появляется заяц.)

Зайка (к Колобку). Здравствуй.

Колобок. Здравствуй.

Заяц. Кто ты?

Колобок. Я — Колобок.

Заяц (рассматривает). Какой ты круглый, румяный. Что ты умеешь делать?

Колобок.Я умею петь песенку и быстро бегать.

Зайка (удивленно). Как это ты бегаешь, если у тебя ног нет?

Колобок. Я умею катиться. (Показывает.)

Зайка. Спой мне свою песенку.

Колобок (поет). Я — Колобок, Колобок, На сметане мешон, В печку сажен,

           
    Что мы делали — не скажем - student2.ru
  Что мы делали — не скажем - student2.ru
 
    Что мы делали — не скажем - student2.ru
 

Что мы делали — не скажем - student2.ru

На окошке стужен.

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл

И от тебя уйду] (Катится.)

Заяц. Ты куда?

Колобок (протяжно). Влес.

(Зайка тоже уходит. Колобок появляется снова, но с другой стороны. Теперь навстречу ему выходит Мишка.)

Проводится аналогичная сценка встречи. При повторении игры Колобок появляется с другой стороны и говорит, что теперь он пришел к детям. Они подходят к столу педагога, берут Колобка в руки, рассматривают его. Дети поют песенку Колобка вместе с ним. Колобок прощается с детьми и уходит.

Второй этап —знакомство со сказкой «Колобок».

Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для проблемных детей даже в старшем дошкольном возрасте необходимо неоднократное повторение программного материала в разной форме, чтобы добиться его усвоения, а не формального заучивания. Кроме того, для этих детей важно создать такую обстановку на занятии, которая бы обеспечивала эмоциональное отношение к литературному ма­териалу, к персонажам сказки. Поэтому повторение элементов знакомой сказки в кукольном театре оказывается необходи­мым этапом в подготовке к игре-драматизации.

Цель. Продолжать формировать эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки; обратить внимание на то, как разные звери общаются с Колобком; в эмоциональной форме повторить текст диалогов между Колобком и Зайкой, Колобком и Мишкой, Колобком и Лисой.

Ход игры.

1-й вариант.Педагог (рассказывает эпизоды из сказ­ки и включает в свой рассказ действия с игрушками). Бабуш­ка испекла Колобок и положила его на окошко. Колобок ле­жал, лежал, ему стало скучно, и он убежал в лес. (Появляется Колобок, он катится по столу.) Катится Колобок, катится, а навстречу ему Зайка. (Появляется Заика, останавливается напротив Колобка.)

Зайка. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, Зайка! Лучше послушай, какую я тебе песенку спою. (Поет.)

Я — Колобок, Колобок, На сметане мешон, В печку сажен,

На окошке стужен. . Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, Зайка, не хитро уйти! Педагог. И покатился дальше. Зайка. Ушел! Укатился! (Уходит.) Педагог. Катится Колобок, катится, а навстречу ему

Медведь.

{Появляется Медведь, останавливается напротив Ко­лобка.)

Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем! К о л о б о к. Не ешь меня, лучше послушай, какую я тебе пе­сенку спою.

Я — Колобок, Колобок, Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от Зайца ушел. От тебя, Медведь, не хитро уйти! {Колобок катится и исчезает. Медведь уходит.) Педагог.И покатился Колобок дальше. Катится он, катит­ся (снова появляется Колобок), а навстречу ему Лиса.

{Появляется Лиса и останавливается напротив Колобка.) Лиса. Здравствуй, Колобок! Какой ты хорошенький да при-гоженький!

Колобок. Здравствуй, Лиса! Хочешь, я спою тебе пе­сенку?

Лиса. Спой, дружок! Колобок (поет).

Я — Колобок, Колобок, Я от Зайца ушел,
Я от бабушки ушел, От Медведя ушел.

Я от дедушки ушел, От тебя, Лиса, нехитро уйти!

Лиса. Какая славная песенка! Только я к старости плохо слышать стала. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок!

Колобок (садится Лисе на нос и снова запевает свою пе­сенку). Я — Колобок, Колобок...

Лиса. Ам!

{Колобок быстро спрыгивает с носа Лисы и убегает.)

Педагог. Лиса хотела съесть Колобка, но он успел спрыг­нуть и убежать, и Лиса его не поймала.

2-й вариант. Игра проводится повторно по такому же прин­ципу, как и в первом варианте, но игрушками — персонажами сказки действуют дети. Вначале они выполняют это с помощью педагога: он показывает каждому ребенку, как двигается его

Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru персонаж, а ребенок подражает. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка. Педа­гог помогает каждому ребенку и при усвоении речевого матери­ала в процессе общения от имени своего персонажа.

Педагог заранее вызывает детей к своему столу и раздает им игрушки: одному — Колобка, другому — Зайку, третьему — Мишку, четвертому — Лису. Педагог рассказывает сказку, а дети внимательно слушают и вовремя начинают двигать свои игрушки, а затем и вступают в разговор за своих персонажей. Если ребенок затрудняется в произнесении нужного текста, педагог помогает ему. Не следует требовать дословного повторе­ния текста в тех случаях, когда ребенок соблюдает смысловую сторону диалога.

Третий этап — игра-драматизация.

Колобок

Цель. Продолжать формировать у детей навыки речево­го общения; стремиться к тому, чтобы дети, произнося текст, вступали в подлинное общение, т. е. не формально произносили слова, а действовали эмоционально.

Оборудование. Шапочки Колобка, Зайки, Мишки и Лисы.

Ход игры. Педагог распределяет между детьми роли (Ко­лобка, Зайки, Мишки, Лисы) и раздает им шапочки. Затем он рассказывает сказку, а дети ее изображают, действуя примерно так, как действовали игрушки в кукольном театре, и вступая в разговор по тексту сказки. Диалог должен быть эмоциональ­ным, передавать взаимоотношения Колобка с разными зверя­ми. Также не следует стремиться к дословному повторению текста. После окончания игры педагог еще раз рассказывает сказку и уточняет текст диалогов.

Кто сказал «мяу»

Для проведения игры-драматизации по сказке В. Сутеева «Кто сказал «мяу» берут три эпизода: «котенок встретил пе­туха», «котенок встретил собаку», «котенок встретил лягуш­ку».

Подготовительный этап — знакомство с персонажами сказки.

Цель. Познакомить с персонажами сказки: Петухом, Соба­кой, Кошкой, Лягушкой; вызвать эмоционально положительное отношение; уточнить представление об этих животных; учить изображать их (брать на себя элементарную роль).

1. Знакомство с петухом

Оборудование. Игрушка петух, шапочки петушков по количеству детей.

Ход игры. Педагог приносит в группу новую игрушку — петуха (можно бибабо), рассматривает его с детьми, рассказывает о нем: петух красивый, ходит важно, гордо, машет крыльями, кричит «ку-ка-ре-ку». Воспитатель показывает детям шапочки петушков и предлагает «побыть петушками». Дети надевают шапочки, важно ходят по комнате, машут крыльями, кричат: «Ку-ка-ре-ку».

2. Знакомство с собакой, лягушкой

Проводится по аналогии с первым персонажем. Педагог об­ращает внимание, как ходит, бегает собака, как она лает; как прыгает лягушка, квакает: «Ква-ква».

3. Знакомство с котенком

Оборудование. Игрушка кошка, игрушка котенок, ша­почки котят, кошки.

Ход игры. Педагог показывает игрушку кошку. Обращает внимание детей на то, как кошка тихо ходит, быстро бегает, мя­укает: «Мяу». У кошки есть котята. Они маленькие, пушистые, любят бегать, играть. Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Кошка и котята». Один ребенок — кошка, а все остальные — котята. Кошка находится в домике. Дети-котята бегают по ком­нате. Педагог поет песню «Серенькая кошечка» 3. Витлиной:

Серенькая кошечка села на окошечко,

Хвостиком махала, деток поджидала:

«Где мои ребятки,

Серые котятки?

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам. Мяу-мяу».

При последних словах дети-котята подбегают к кошке и все мяукают: «Мяу-мяу ». Кошка обнимает своих котят. Игру мож­но повторить, роль кошки исполняет другой ребенок.

4. Игра-драматизация

Оборудование. Шапочки собаки, петуха, кошки, котен­ка, лягушки.

Ход игры. Педагог вспоминает с детьми содержание сказ­ки. Затем распределяет роли. Ребенок, изображающий котенка, садится на стул — «спит». Педагог исполняет роль автора-ве­дущего и начинает рассказывать сказку: «Жил-был котенок.

Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Что мы делали — не скажем - student2.ru Однажды он крепко уснул. Вдруг услышал, как кто-то сказал: «Мяу». («Котенок» встает и идет по комнате.) «Навстречу ему петух, — продолжает педагог. — Котенок его спрашивает: «Это ты сказал «мяу» ? » А петух идет важно, поднял голову и го­ворит: «Нет, я говорю: «Ку-ка-ре-ку». Дальше котенок встречает собаку, а затем лягушку. Котенок совсем близко слышит «мяу» и видит свою маму, он радуется, бежит к ней и мяукает: « Мяу-мяу ». В процессе драматизации педагог помогает каждому ребенку пе­редать образ животного (при необходимости — по подражанию). Следит за эмоциональным общением каждого героя с котенком. Помогает вовремя вступить в общение. Игру можно повторить несколько раз, при этом дети меняются ролями.

РАЗВИТИЕ

Наши рекомендации