Методические рекомендации по оформлению отчета о педагогической практике
Для подведения итогов практики студент представляет письменный отчет, в котором указывается:
- ФИО студента;
- наименование организации, где была проведена практика;
- период прохождения практики (время ее начала и окончания);
- цели и задачи практики, которые достигнуты (выполнены) при прохождении практики (с обоснованием своего мнения);
- виды работ, выполненные студентом за период прохождения практики, из числа предусмотренных в задании; а также иных работ, если, по мнению студента, они помогли ему в достижении целей и выполнении задач практики;
- самоанализ собственной педагогической деятельности.
План отчёта о педагогической практике на итоговой конференции
Отчёт – это учебно-исследовательская работа, главная цель которой – развитие умения практически осмысливать и оценивать свою педагогическую деятельность.
1. Общие впечатления о педагогической практике, об условиях её прохождения.
2. Трудности, встретившиеся при подготовке, проведении занятий, мероприятий.
3. Как использовалась научно-методическая литература? Что помогало в работе? В чём проявилось собственное творчество?
4. Достоинства и недостатки собственной педагогической деятельности.
5. Возникали ли трудности психологического характера в общении с детьми и учителями? Как вы их пытались преодолеть?
6. Наблюдения и выводы по организации социально-педагогической помощи в базовом учреждении. Что из опыта работы специалистов учреждения хотелось бы взять для своей будущей педагогической деятельности?
7. Чему научились за время практики? Что еще нужно для подготовки к педагогической работе?
8. Какие предложения по совершенствованию педагогической практики хотелось бы внести?
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ СТУДЕНТА НА ПРАКТИКЕ
Первая неделя
Дата | Содержание | Отметка о выполнении |
Вторая неделя
Дата | Содержание | Отметка о выполнении |
Третья неделя
Дата | Содержание | Отметка о выполнении |
ЕЖЕДНЕВНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА
Дата | Содержание деятельности и ее анализ |
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАДАНИЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Задание 1. Составление социального паспорта образовательного учреждения
Содержание социального паспорта образовательного учреждения
1. Полное официальное название образовательного учреждения
__________________________
2. Местоположение
__________________________
3. График работы.
__________________________
4. Кадровое обеспечение:
- общее количество педагогов: _______________, в том числе:
- высшей категории: _______________
- первой категории: ________________
- второй категории:_________________
5. Наличие специальных классов:
_________________________________________________________________
6. Специфика ученического коллектива:
Категории | Всего | % от общего числа |
Всего детей в ОУ | ||
Всего родителей в ОУ | ||
Количество детей в семьях (всего), в т.ч.: | ||
- в семьях опекунов (попечителей) | ||
- в приемных семьях | ||
- находящихся на полном государственном обеспечении (в интернатах, детских домах и т.д.) | ||
Количество детей в семьях одиноких родителей | ||
Учащихся «группы риска» (всего), в т.ч.: | ||
- на учете в КДН | ||
- на школьном профилактическом учете | ||
- осужденных | ||
Учащихся – инвалидов | ||
Детей из семей социального риска | ||
Детей из многодетных семей | ||
Детей из малообеспеченных семей | ||
Детей из семей вынужденных переселенцев и беженцев | ||
Количество детей, не посещающих школу (всего), в т.ч.: | ||
- обучающихся на дому | ||
- не посещающих школу по другим причинам (указать) | ||
Количество детей, отобранных у родителей (всего), в т.ч.: | ||
- без лишения родительских прав | ||
- лишенных родительских прав | ||
Занятость родителей: | ||
- рабочих | ||
- служащих | ||
- предпринимателей | ||
- военнослужащих | ||
- пенсионеров | ||
- домохозяек | ||
- безработных | ||
- родителей-инвалидов |
7. Специфика учебно-воспитательного процесса.
_______________________________________________________________________________
8. Традиции школы.
___________________________________________________________________________________________
9. Наличие психологической и/или медицинской службы, описание специфики деятельности.
____________________________________________________________________________________________
10. Наличие секций, кружков, работа библиотеки.
______________________________________________________________________________
11. Наличие социальных институтов, с которыми работает образовательное учреждение, особенности взаимодействия образовательного учреждения и данных институтов.
_______________________________________________________________________________
Задание 2. Проектирование и реализация маршрута социально-педагогической поддержки /сопровождения учащегося с самоанализом
Разработайте и реализуйте проект / модель преобразования трудной жизненной ситуации ребенка. Опишите ситуацию и проект ее преобразования.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проанализируйте трудности, которые Вы испытали на разных этапах разработки проекта, и предложите пути перестроения действий, препятствовавших разработке маршрута.
Этапы разработки проекта | Трудности, испытываемые в процессе разработки и реализации проекта преобразования трудной жизненной ситуации ребенка | Пути перестроения действий, препятствовавших разработке маршрута |
Диагностика проблемы | ||
Формулирование цели деятельности | ||
Проектирование вариантов решения проблемы | ||
Выбор варианта решение проблемы |
Проанализируйте трудности, которые Вы испытали на разных этапах реализации маршрута поддержки / сопровождения воспитанника, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Предложите пути перестроения действий, препятствовавших реализации маршрута.
Ситуации | Трудности личностного плана, препятствовавшие реализации маршрута поддержки / сопровождения учащегося | Пути перестроения действий, препятствовавших реализации маршрута |
Ситуации индивидуального взаимодействия с воспитанником | ||
Ситуации посредничества «учащийся – семья» | ||
Ситуации посредничества «учащийся – школа» |
Задание 3. Интервью социального педагога
Проинтервьюируйте социального педагога, преобразующего трудную жизненную ситуацию воспитанника. На какие теории он опирается в процессе реализации проекта? Оформите результаты интервью с указанием теорий и их авторов, являющихся методологической базой деятельности данного специалиста.
___________________________________________________________________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
1. Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.Н. и др. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой и Л.В. Мардахаева. - М.: Академия, 2004.
2. Болотина Л.Р. Словарь-справочник социального педагога общеобразовательных учреждений. - М.: Академический проект, 2004.
3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М.: Академия, 2002.
4. Королева Е.В., Юрченко П.Г., Бурдыгина Т.Н. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. – М.: АРКТИ, 2008.
5. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования: приложение к письму Минобразования России от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16 (Д).
6. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2005.
7. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.
8. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: Академия, 2006.
9. Поддубная Т.Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства. – Росто н/Д: Феникс, 2008.
10. Подросток и улица: стратегия профилактики безнадзорности. Учебное пособие /Под общ. Ред. Проф. С.А. Расчетиной. – СПб.: Издательство Буковского, 2005.
11. Словарь по социальной педагогике / Автор-составитель Мардахаев Л.В. - М.: Академия, 2002.
12. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Владос, 2003.
13. Теория и практика индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков: сборник / Под ред. С.А. Расчетиной, В.Э. Зюсса. – СПб.: Издательство «Росток», 2006.
14. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Академия, 2004.
15. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2009.
Приложение 1