У р о к 5. рисование с натуры цветов и листьев

Цели:

—учить передавать в рисунке характерную окраску явлений;

—формировать умения узнавать и называть основные цвета;

—развивать зрительное восприятие, наблюдательность;

—воспитывать любовь к природе.

Виды деятельности: работа с учебником; анализ особенностей предметов на натурной подставке; усвоение последовательности вы­полнения рисунка; самостоятельная деятельность; анализ работ.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование.

Для учителя. Произведения искусств для анализа:

1. Литературные — 3. Александрова, «Букет»; И. Токмако­ва, «Цветок».

2. Произведения изобразительного искусства — репродукции картин: С. Катков, «Осенние цветы»; А. Фонвизин, «Красные гладиолусы», В. Жолток, «Колокольчики лесные».

3. Музыкальные — Н. Ковалева, «Колокольчик», русская на­родная песня «Во поле береза стояла» (в обр. Д. Кабалевского).

Наглядные пособия: натурная подставка, методические таб­лицы «Этапы изображения цветов и листьев», примерные образ­цы рисунков.

Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки, краски, бума­га, гуашь, кисточки, карандаши, баночка для воды.

Оформление классной доски:

С левой стороны — примерные образцы рисунков, кроссворд, методические таблицы.

С правой стороны — репродукции картин художников.

В верхней части — тема урока.

В нижней части (по центру) — место для педагогического рисунка.

У доски стоит натурная подставка с букетом тюльпанов.

План урока

Организационный момент.

1.1.Проверка готовности класса к уроку.

1.2.Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы­
полненных в период предварительной работы.

Объяснение нового учебного материала.

2.1.Тематический кроссворд.

2.2.Беседа о видах цветов.

2.3.Обьяснение последовательности выполнения рисунка.

2.4.Закрепление этапов выполнения рисунка.

Самостоятельная работа учащихся.

Итоги урока.

4.1. Закрепление нового материала.

4.2.Выставка и анализ творческих работ учащихся.

5. Домашнее задание: предварительная работа.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

1.1. Проверка готовности класса к уроку.
У. Ребята, проверьте, все ли готово к уроку.

1.2. Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, вы­
полненных в период предварительной работы.

У.Какую предварительную работу вы выполняли дома? Д. Читали о цветах, рассматривали репродукции.

— Может, кто-то запомнил стихотворение о цветах?

Здравствуй, милый мой цветок, Улыбнется ветерок
Леса гость весенний! И с тобой играет.

Как красиво ты расцвел Солнце целый день тебя

Здесь в уединении! Весело ласкает...

Я. Колас.

2. Объяснение нового учебного материала.
2.1. Тематический кроссворд (рис. З а).

у р о к 5. рисование с натуры цветов и листьев - student2.ru

Рис. 3 а

У. А сейчас, разгадав кроссворд, вы узнаете, что мы будем сегодня рисовать.

1. Сидит — зеленеет, летит — желтеет, падет — почернеет. (Лист.)

2. Что в хлебе родится,
А есть не годится?

(Василек.)

У. Попал василек синий в Европу вместе с рожью. Свое назва­ние centaurea — он получил в честь древнегреческих мифиче­ских существ кентавров. Кентавр Хирон считался самым мудрым. Он познал силу лечебных трав и владел искусством исцеления. Раны он заживлял соком василька.

— Василек синий представляет собой соцветие из нескольких крошечных цветков, собранных в маленький «букетик», краевые цветки которого синие, а внутренние — фиолетовые. Растет сре­ди злаковых культур, а также на посевах кормовых трав. В на­родной медицине настой цветков пьют при простудных заболева­ниях, кашле, болях в желудке. Порошком из семян василька посыпают бородавки.

3. Эй, звоночки, синий цвет —
С языком, а звону нет!

(Колокольчики.)

4. Первым вылез из землицы
На проталинки.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник.)

У. Ребята, подснежник занесен в Красную книгу. Это исчезаю­щий вид растений.

5. Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего.

(Одуванчик.)

6. Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари.

На больших столбах подряд

Лампы белые висят.

(Ландыш.)

У. Ребята, что же мы будем рисовать?

Д. Тюльпан.

2.2. Беседа о видах цветов.

У. Тюльпан — очень популярный цветок, он культивируется в разных странах.

—Есть поверье о тюльпанах: если весной в горах кто-нибудь найдет синий тюльпан, то целый год этому человеку будут сопут­ствовать счастье и удача. Это поверье пришло из Казахстана.

—Ребята, из чего состоит цветок?

Д. Стебель, листья, чашечка, лепестки.

У. Обратите внимание на тюльпаны: чем они отличаются от остальных цветов?

Д. У них нет чашечки.

У. Ребята, может быть, кто-то из вас знает песни о цветах? («Желтые тюльпаны», «Отцвели уж давно хризантемы в саду», «Белые розы», «Букетик белых лилий», «Ландыши» и т. д.)

— Вы видите, как много песен о цветах. Знаете ли вы, сколь­ко картин посвящено цветам? Например, Валерия Константи­новна Жолток (1919), уроженка г. Жлобина, написала натюр­морт «Колокольчики лесные» (1958). Картина воспринимается легко и натурально. Ее мотив довольно прост: раскрытое окно, на подоконнике домотканое полотенце, посередине подоконни­ка — огромный пышный букет колокольчиков, заполняющий весь проем. Многое узнал за долгую жизнь старый дом с распис­ными оконцами. Отмеченный временем морщинистый старый
дом и красивый букет нежных цветов — символ бессмертия жиз­ни на земле, ее красоты и гармонии. (Читает стихотворения «Букет» 3. Александровой, «Цветок»

И. Токмаковой; отдель­ные фрагменты читают дети.)

2.3. Объяснение последовательности выполнения рисунка {рис. 4).

у р о к 5. рисование с натуры цветов и листьев - student2.ru

Рис.4

У. Лист бумаги можете расположить вертикально или гори­зонтально в зависимости от размеров букета по высоте и ширине.

— Начинаем рисовать с того, что обозначаем границы рисун­ка. Снизу оставляем пространство немного больше, чем сверху. Рисуем тонкими, еле заметными штрихами, без линейки.

—Далее такими же штрихами мы рисуем стебельки — столько,
сколько цветочков вы хотите нарисовать.

—Затем намечаем направление прожилок листьев.

—Теперь мы прорисуем точную форму цветов и нарисуем ле­
пестки. Бутоны рисуем овальной формы, а уже раскрывшиеся
цветы — округлой. (На примере одного цветка учитель показы­
вает, как рисовать лепестки.)

2.4. Закрепление этапов выполнения рисунка. Один из учеников рассказывает об этапах изображения. У. Тот, кто нарисует карандашом, может приступать к выпол­нению в цвете.

— Ребята, какая задача стоит перед вами?

Д. Создать композицию цветов, правильно предавая их фор­му, размер и цвет.

Наши рекомендации