Общая характеристика модуля. Цель модуля: повысить качество подготовки магистров в области психолого-педагогического обеспечения деятельности
Цель модуля: повысить качество подготовки магистров в области психолого-педагогического обеспечения деятельности, способных к различным уровням организации, анализа и оценки теоретических основ и практики решения актуальных профессиональных задач.
1.2. Задачи модуля:
6. Способствовать становлению профессионально-педагогического самосознания будущих педагогов и психологов.
7. Сформировать у магистрантов представлений о психолого антропологических явлениях, закономерностях и механизмах, которые сопровождают педагогический процесс и способности проектировать и вести развивающую работу с различными категориями обучающихся.
8. Сформировать у магистрантов целостных представлений об основах и сущности психологии воспитания обучающихся, овладение системой практических знаний, прикладных умений в области психологии воспитания.
9. Сформировать целостные представления о психологических и лингвистических аспектах речевой деятельности человека, социальных и психологических аспектах использования языка в процессе речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности субъектов образования.
10. Способствовать развитию педагогической наблюдательности, способности распознавать задатки и способности обучающихся, формировать умения создавать условия реализации творческого потенциала обучающихся.
11. Обеспечить практическое овладение технологией разработки и реализации индивидуальных стратегий психолого-педагогического сопровождения детей разных возрастов с особыми образовательными потребностями.
12. Обеспечить практическое овладение умением организации и руководства проектно-исследовательской деятельностью детей разных возрастов.
13. Обеспечить практическое овладение приемами проектирования и осуществления диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности.
14. Овладеть отдельными способами выстраивания взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития детей разных возрастов.
1.3. Общая трудоемкость модуля - 10 зачетных единиц.
1.4. Вид профессиональной деятельности обучающихся: научно-исследовательская деятельность; психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
2. Планируемые результаты освоения модуля:
Компетенции обучающегося как совокупный ожидаемый результат обучения по завершению освоения модуля.
Трудовое действие | Наименование компетенции ФГОС ВО, необходимой для выполнения трудового действия | Планируемые результаты освоения образовательной программы |
Обобщенная трудовая функция 3.2. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях» | ||
Трудовая функция 3.2.1. Воспитательная деятельность | ||
4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | Умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4) | Знает и понимает: - специфику взаимодействия специалистов в формировании системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении Умеет: - организовывать и осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - опытом организации и реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении |
Трудовая функция 3.2.2. Развивающая деятельность | ||
1.8. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | Способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8) | Знает и понимает: - задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей обучающихся; - формы и направления, приемы и методы психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса; - законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка, международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей Умеет: - осуществлять психолого-педагогическое и правовое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и подростков; - разрабатывать и реализовывать программы повышения психолого-педагогической и правовой компетентности участников образовательного процесса Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методами педагогики взрослых для просвещения участников образовательного процесса, с целью повышения их психолого-педагогической и правовой культуры - навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций для решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса |
1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | Использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2) | Знает особенности организации деятельности психолого-педагогического направления и проведения диагностического исследования в образовательной среде, методы обработки и интерпретации данных Умеет проектировать исследование и применять научно обоснованные методы сбора, обработки данных и их интерпретации в условиях психолого-педагогической деятельности Владеет навыками проектирования диагностического исследования и современными методами психолого-педагогической диагностики |
Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5) | Знает и понимает: - теоретические основы психолого-педагогической диагностики; - причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - методы психолого-педагогической диагностики; - требования к структуре и содержанию заключения по результатам психолого-педагогической диагностики Умеет: - проводить психолого-педагогическую диагностику, необходимую для осуществления профессиональной деятельности; - определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - готовить документы по результатам психолого-педагогической диагностики Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методикой проведения психолого-педагогической диагностики; - технологией подготовки психолого-педагогического заключения по результатам психолого-педагогической диагностики | |
Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6) | Знает и понимает: - основные тенденции развития современного образования, структуру иметоды исследовательской работы в области образования; - специфику комплексного подхода, принципы организации научного исследования способы достижения и построения научного знания; - технологии проектной деятельности в гуманитарной сфере Умеет: - выявлять научные проблемы в области образования,осуществлять поиск и сбор информации для их решения; - использовать современные технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - опытом проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода; - основными методами эмпирического исследования,способностью анализировать, обобщать и систематизировать существующий опыт, статистически обрабатывать результаты исследования, ставить новые исследовательские задачи | |
1.2. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7) | Знает и понимает: - имеет представление о структуре и закономерностях развития образовательной среды; - методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды; - риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению Умеет: - осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды; - использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся; - планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды; - опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды; - опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды |
Готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9) | Знает и понимает: - виды активных методов обучения и специфику их применения ; Умеет: - применять активные методы в обучении различных категорий обучающихся; Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - навыками использования активных методов в обучении различных категорий обучающихся | |
1.5. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3) | Знает и понимает: - основные закономерности и особенности межличностного общения; - необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия; - условия организации совместной деятельности детей и взрослых; - закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности; Умеет: - организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых; - использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия; - создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых; - опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека; - навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников |
1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1) | Знает и понимает: - - закономерности и движущие силы психического развития ребенка; - - психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса; - - диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития» Умеет: - определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований; - использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - технологией определения зоны ближайшего развития; - опыт организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся. |
1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3) | Знает и понимает: - основные закономерности и особенности межличностного общения; - необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия; - условия организации совместной деятельности детей и взрослых; - закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности; Умеет: - организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых; - использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия; - создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых; - опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека; - навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников |
5. Структура модуля:
№№ п/п | Название дисциплины, практики, НИР | Распределение по семестрам | Трудоемкость (з.е.) | Трудоемкость (часы) | Распределение по курсам и семестрам | |||||||||||||
Экзамен | Зачет | Курсовой проект | Курсовая работа | Всего | Самостоятельная работа | В аудитории | лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | Индивидуальные занятия | Курсовые экзамены | 1 курс | 2 курс | |||||
1-й семестр | 2-й семестр | … | … | |||||||||||||||
В 4. Педагогическая антропология | ||||||||||||||||||
В 5. Психология воспитания | ||||||||||||||||||
В 6. Психолингвистика | ||||||||||||||||||
КВ 2. Психология обучения и развитие детей с особыми образовательными потребностями | ||||||||||||||||||
КВ 2. Психология исследовательского поведения и исследовательских способностей |
4. Методы обучения и способы оценки результатов освоения модуля:
Наименование дисциплины / практики | Наименование трудового действия | Наименование компетенции | Технология реализации содержания дисциплины (практики) | Оценочные средства |
Педагогическая антропология | 1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3) | Объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения. Технология динамического обучения, технология учебной дискуссии, рефлексивные технологии. Технология проблемного обучения, решение имитационных задач. Технология проектного обучения | Вопросы для обсуждения. Эссе. Выполнение заданий для промежуточной аттестации |
1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6) | Объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения. Технология динамического обучения, технология учебной дискуссии, рефлексивные технологии. Технология проблемного обучения, решение имитационных задач. Технология проектного обучения | Тестирование. Подготовка творческого задания. |
1.8.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | Способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8) | Технология проблемного Объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения. Технология динамического обучения, технология учебной дискуссии, рефлексивные технологии. Технология проблемного обучения, решение имитационных задач. Технология проектного обучения | Подготовка творческого задания | |
Психология воспитания | 1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Реферат Презентация. Вопросы для обсуждения |
1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся | Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Реферат Презентация | |
4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка | Умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Реферат Презентация | |
1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Контрольная работа. Рецензия |
1.2. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Контрольная работа. Тестирование. Зачет | |
Психолингвистика | 1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | Использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Зачет |
Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Зачет | ||
Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Реферат. Анализ кейса. Зачет | ||
1.2.Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | Готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Реферат. Анализ кейса | |
Психология обучения и развитие детей с особыми образовательными потребностями | 1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка | Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Заключение по итогам психологического обследования |
1.5. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума | Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Психолого-педагогические рекомендации по итогам диагностики | |
1.2.Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью | Готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Реферат. Анализ кейса | |
Психология исследовательского поведения и исследовательских способностей | 1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка | Использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Занятие-практикум |
Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Занятие-практикум | ||
1.8.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни | Способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8) | Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения | Занятие-практикум | |
Итоговая аттестация по модулю | Интегративный экзамен по модулю: теоретические вопросы и практико-ориентированные задания |
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Психология воспитания»
Направление подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Педагогика и психология образования
Москва
2016
Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по
44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)
Разработчики:
ГАОУ ВО МГПУдоцент Цаплина Ольга Викторовна
Эксперты:
ГАОУ ВО МПГУпрофессор Ларионова Людмила Игнатьевна
ГАОУ ВО МГПУдоцент Поставнев Владимир Михайлович
Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры
психологии образования
Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.
Заведующий кафедрой: Савенков Александр Ильич
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., профессор Данилюк Александр Ярославович
Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии
образования
Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.
Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
1. Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель: формирование у магистрантов целостных представлений об основах и сущности психологии воспитания обучающихся, овладение системой практических знаний, прикладных умений в области психологии воспитания.
Задачи:
1. показать историческую взаимообусловленность психолого-педагогических знаний о процессах развития и воспитания личности;
2. сформировать знания об основных направлениях исследований в области психологии воспитания в контексте современных психолого-педагогических концепций;
3. рассмотреть психологические основы воспитания на разных этапах онтогенетического развития человека;
4. раскрыть психологические основы содержания и методов воспитания;
5. рассмотреть психологические стратегии воспитания личности в современных условиях;
6. сформировать умения по овладению способами применения полученных знаний в конкретных видах учебной деятельности;
7. развить основные навыки и умения, необходимые для успешного освоения образовательной программы в вузе, самообразования и самовоспитания.
2. Место дисциплины в структуре программы Педагогика и психология образования:
дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогический», является базовой дисциплиной модуля и изучается во 2-ом семестре.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
обобщенную трудовую функцию: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях;
трудовую функцию: 3.2.1. Воспитательная деятельность:
трудовое действие:
4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
общекультурную компетенцию:
- Готов действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения(ОК-2)
Знать:
- основы психолого-педагогической профессиональной деятельности;
- психологические основы принятия управленческих решений; основы профессиональной этики;
- правовые нормы и другие документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере образования.
Уметь:
- анализировать профессиональные ситуации, в том числе, нестандартные ситуации на основе нравственных критериев, соответствия действий субъектов образовательного процесса этическим и правовым нормам.
Владеть опытом:
- приемами рефлексивного анализа профессиональной деятельности;
- опытом анализа профессиональной деятельности на основе нравственных критериев, соответствия действий субъектов образовательного процесса этическим и правовым нормам.
общепрофессиональную компетенцию:
- Умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4)
Знать:
- специфику взаимодействия специалистов в формировании системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.
Уметь:
- организовывать и осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.
Владеть опытом:
- опытом организации и реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.
трудовую функцию: 3.2.2. Развивающая деятельность:
трудовое действие:
- 1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
общепрофессиональную компетенцию:
- Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)
Знать:
- закономерности и движущие силы психического развития ребенка;
- психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития».
Уметь:
- закономерности и движущие силы психического развития ребенка;
- психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития»
Владеть опытом:
- технологией определения зоны ближайшего развития;
- опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся.
трудовое действие:
- 1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
общепрофессиональную компетенцию:
- Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3)
Знать:
- основные закономерности и особенности межличностного общения;
- необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;
- условия организации совместной деятельности детей и взрослых;
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности
Уметь:
- организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;
- использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;
- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
Владеть опытом:
- навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых;
- опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека;
- навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
трудовое действие:
1.2. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
общепрофессиональную компетенцию:
Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)
Знать:
- структуру и закономерности развития образовательной среды;
- методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды;
- риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению
Уметь:
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды;
- использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся;
- планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
Владеть опытом:
- методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды;
- опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды;
- опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды.