Общая характеристика модуля. Цель модуля: повысить качество подготовки магистров в области психолого-педагогического обеспечения деятельности

Цель модуля: повысить качество подготовки магистров в области психолого-педагогического обеспечения деятельности, способных к различным уровням организации, анализа и оценки теоретических основ и практики решения актуальных профессиональных задач.

1.2. Задачи модуля:

6. Способствовать становлению профессионально-педагогического самосознания будущих педагогов и психологов.

7. Сформировать у магистрантов представлений о психолого антропологических явлениях, закономерностях и механизмах, которые сопровождают педагогический процесс и способности проектировать и вести развивающую работу с различными категориями обучающихся.

8. Сформировать у магистрантов целостных представлений об основах и сущности психологии воспитания обучающихся, овладение системой практических знаний, прикладных умений в области психологии воспитания.

9. Сформировать целостные представления о психологических и лингвистических аспектах речевой деятельности человека, социальных и психологических аспектах использования языка в процессе речевой коммуникации и индивидуальной речемыслительной деятельности субъектов образования.

10. Способствовать развитию педагогической наблюдательности, способности распознавать задатки и способности обучающихся, формировать умения создавать условия реализации творческого потенциала обучающихся.

11. Обеспечить практическое овладение технологией разработки и реализации индивидуальных стратегий психолого-педагогического сопровождения детей разных возрастов с особыми образовательными потребностями.

12. Обеспечить практическое овладение умением организации и руководства проектно-исследовательской деятельностью детей разных возрастов.

13. Обеспечить практическое овладение приемами проектирования и осуществления диагностической работы, необходимой в профессиональной деятельности.

14. Овладеть отдельными способами выстраивания взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития детей разных возрастов.

1.3. Общая трудоемкость модуля - 10 зачетных единиц.

1.4. Вид профессиональной деятельности обучающихся: научно-исследовательская деятельность; психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.

2. Планируемые результаты освоения модуля:

Компетенции обучающегося как совокупный ожидаемый результат обучения по завершению освоения модуля.



Трудовое действие Наименование компетенции ФГОС ВО, необходимой для выполнения трудового действия Планируемые результаты освоения образовательной программы
Обобщенная трудовая функция 3.2. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях»
Трудовая функция 3.2.1. Воспитательная деятельность
4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка Умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4)   Знает и понимает: - специфику взаимодействия специалистов в формировании системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении Умеет: - организовывать и осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - опытом организации и реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении
Трудовая функция 3.2.2. Развивающая деятельность
1.8. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8) Знает и понимает: - задачи и принципы психологического просвещения в образовательном учреждении с учетом особенностей обучающихся; - формы и направления, приемы и методы психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса; - законодательство Российской Федерации в сфере труда, образования и прав ребенка, международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования детей Умеет: - осуществлять психолого-педагогическое и правовое просвещение педагогов, преподавателей, администрации образовательного учреждения и родителей (законных представителей) по вопросам психического развития детей и подростков; - разрабатывать и реализовывать программы повышения психолого-педагогической и правовой компетентности участников образовательного процесса Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методами педагогики взрослых для просвещения участников образовательного процесса, с целью повышения их психолого-педагогической и правовой культуры - навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций для решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса
1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка Использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2) Знает особенности организации деятельности психолого-педагогического направления и проведения диагностического исследования в образовательной среде, методы обработки и интерпретации данных Умеет проектировать исследование и применять научно обоснованные методы сбора, обработки данных и их интерпретации в условиях психолого-педагогической деятельности Владеет навыками проектирования диагностического исследования и современными методами психолого-педагогической диагностики
Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5)     Знает и понимает: - теоретические основы психолого-педагогической диагностики; - причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - методы психолого-педагогической диагностики; - требования к структуре и содержанию заключения по результатам психолого-педагогической диагностики Умеет: - проводить психолого-педагогическую диагностику, необходимую для осуществления профессиональной деятельности; - определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков; - готовить документы по результатам психолого-педагогической диагностики Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методикой проведения психолого-педагогической диагностики; - технологией подготовки психолого-педагогического заключения по результатам психолого-педагогической диагностики
Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6) Знает и понимает: - основные тенденции развития современного образования, структуру иметоды исследовательской работы в области образования; - специфику комплексного подхода, принципы организации научного исследования способы достижения и построения научного знания; - технологии проектной деятельности в гуманитарной сфере Умеет: - выявлять научные проблемы в области образования,осуществлять поиск и сбор информации для их решения; - использовать современные технологии проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - опытом проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода; - основными методами эмпирического исследования,способностью анализировать, обобщать и систематизировать существующий опыт, статистически обрабатывать результаты исследования, ставить новые исследовательские задачи
1.2. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)   Знает и понимает: - имеет представление о структуре и закономерностях развития образовательной среды; - методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды; - риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению Умеет: - осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды; - использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся; - планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды; - опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды; - опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
  Готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9)     Знает и понимает: - виды активных методов обучения и специфику их применения ; Умеет: - применять активные методы в обучении различных категорий обучающихся; Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - навыками использования активных методов в обучении различных категорий обучающихся
1.5. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3) Знает и понимает: - основные закономерности и особенности межличностного общения; - необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия; - условия организации совместной деятельности детей и взрослых; - закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности; Умеет: - организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых; - использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия; - создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых; - опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека; - навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)     Знает и понимает: - - закономерности и движущие силы психического развития ребенка; - - психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса; - - диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития» Умеет: - определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований; - использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - технологией определения зоны ближайшего развития; - опыт организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся.
1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3) Знает и понимает: - основные закономерности и особенности межличностного общения; - необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия; - условия организации совместной деятельности детей и взрослых; - закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности; Умеет: - организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых; - использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия; - создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; Владеет (навыками и/или опытом деятельности): - навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых; - опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека; - навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

5. Структура модуля:


№№ п/п Название дисциплины, практики, НИР Распределение по семестрам Трудоемкость (з.е.) Трудоемкость (часы) Распределение по курсам и семестрам
Экзамен Зачет Курсовой проект Курсовая работа Всего Самостоятельная работа В аудитории лекции Практические занятия Лабораторные работы Индивидуальные занятия Курсовые экзамены 1 курс   2 курс  
1-й семестр 2-й семестр
В 4. Педагогическая антропология                  
В 5. Психология воспитания                  
В 6. Психолингвистика                  
КВ 2. Психология обучения и развитие детей с особыми образовательными потребностями                    
КВ 2. Психология исследовательского поведения и исследовательских способностей                    

4. Методы обучения и способы оценки результатов освоения модуля:

Наименование дисциплины / практики Наименование трудового действия Наименование компетенции Технология реализации содержания дисциплины (практики) Оценочные средства
Педагогическая антропология   1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся   Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3)   Объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения. Технология динамического обучения, технология учебной дискуссии, рефлексивные технологии. Технология проблемного обучения, решение имитационных задач. Технология проектного обучения Вопросы для обсуждения. Эссе. Выполнение заданий для промежуточной аттестации
1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка   Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6) Объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения. Технология динамического обучения, технология учебной дискуссии, рефлексивные технологии. Технология проблемного обучения, решение имитационных задач. Технология проектного обучения Тестирование. Подготовка творческого задания.  

  1.8.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8)   Технология проблемного Объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения. Технология динамического обучения, технология учебной дискуссии, рефлексивные технологии. Технология проблемного обучения, решение имитационных задач. Технология проектного обучения Подготовка творческого задания
Психология воспитания   1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Реферат Презентация. Вопросы для обсуждения
  1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся   Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения Реферат Презентация
4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка   Умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Реферат Презентация
1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка   Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения Контрольная работа. Рецензия

  1.2. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)   Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Контрольная работа. Тестирование. Зачет  
Психолингвистика   1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка   Использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Зачет
Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения Зачет
Владеет современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Реферат. Анализ кейса. Зачет
  1.2.Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9)   Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Реферат. Анализ кейса  
Психология обучения и развитие детей с особыми образовательными потребностями 1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Заключение по итогам психологического обследования
1.5. Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума   Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Психолого-педагогические рекомендации по итогам диагностики
1.2.Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью Готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9)   Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Реферат. Анализ кейса  
Психология исследовательского поведения и исследовательских способностей 1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка   Использует научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеет современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Занятие-практикум
Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5) Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения Занятие-практикум
1.8.Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Способен применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8)   Мультимедийные технологии. Дискуссионные технологии. Работа в малых группах. Игровые технологии. Технология динамического обучения   Занятие-практикум
Итоговая аттестация по модулю Интегративный экзамен по модулю: теоретические вопросы и практико-ориентированные задания


Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология воспитания»

Направление подготовки

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Профиль подготовки

Педагогика и психология образования

Москва

2016

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по

44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)

Разработчики:

ГАОУ ВО МГПУдоцент Общая характеристика модуля. Цель модуля: повысить качество подготовки магистров в области психолого-педагогического обеспечения деятельности - student2.ru Цаплина Ольга Викторовна

Эксперты:

ГАОУ ВО МПГУпрофессор Общая характеристика модуля. Цель модуля: повысить качество подготовки магистров в области психолого-педагогического обеспечения деятельности - student2.ru Ларионова Людмила Игнатьевна

ГАОУ ВО МГПУдоцент Поставнев Владимир Михайлович

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры

Общая характеристика модуля. Цель модуля: повысить качество подготовки магистров в области психолого-педагогического обеспечения деятельности - student2.ru психологии образования

Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.

Заведующий кафедрой: Савенков Александр Ильич

Общая характеристика модуля. Цель модуля: повысить качество подготовки магистров в области психолого-педагогического обеспечения деятельности - student2.ru СОГЛАСОВАНО:

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., профессор Данилюк Александр Ярославович

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии

образования

Общая характеристика модуля. Цель модуля: повысить качество подготовки магистров в области психолого-педагогического обеспечения деятельности - student2.ru Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель: формирование у магистрантов целостных представлений об основах и сущности психологии воспитания обучающихся, овладение системой практических знаний, прикладных умений в области психологии воспитания.

Задачи:

1. показать историческую взаимообусловленность психолого-педагогических знаний о процессах развития и воспитания личности;

2. сформировать знания об основных направлениях исследований в области психологии воспитания в контексте современных психолого-педагогических концепций;

3. рассмотреть психологические основы воспитания на разных этапах онтогенетического развития человека;

4. раскрыть психологические основы содержания и методов воспитания;

5. рассмотреть психологические стратегии воспитания личности в современных условиях;

6. сформировать умения по овладению способами применения полученных знаний в конкретных видах учебной деятельности;

7. развить основные навыки и умения, необходимые для успешного освоения образовательной программы в вузе, самообразования и самовоспитания.

2. Место дисциплины в структуре программы Педагогика и психология образования:

дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогический», является базовой дисциплиной модуля и изучается во 2-ом семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

обобщенную трудовую функцию: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях;

трудовую функцию: 3.2.1. Воспитательная деятельность:

трудовое действие:

4.1.Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

общекультурную компетенцию:

- Готов действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения(ОК-2)

Знать:

- основы психолого-педагогической профессиональной деятельности;

- психологические основы принятия управленческих решений; основы профессиональной этики;

- правовые нормы и другие документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере образования.

Уметь:

- анализировать профессиональные ситуации, в том числе, нестандартные ситуации на основе нравственных критериев, соответствия действий субъектов образовательного процесса этическим и правовым нормам.

Владеть опытом:

- приемами рефлексивного анализа профессиональной деятельности;

- опытом анализа профессиональной деятельности на основе нравственных критериев, соответствия действий субъектов образовательного процесса этическим и правовым нормам.

общепрофессиональную компетенцию:

- Умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4)

Знать:

- специфику взаимодействия специалистов в формировании системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

Уметь:

- организовывать и осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

Владеть опытом:

- опытом организации и реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении.

трудовую функцию: 3.2.2. Развивающая деятельность:

трудовое действие:

- 1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.

общепрофессиональную компетенцию:

- Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)

Знать:

- закономерности и движущие силы психического развития ребенка;

- психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития».

Уметь:

- закономерности и движущие силы психического развития ребенка;

- психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития»

Владеть опытом:

- технологией определения зоны ближайшего развития;

- опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся.

трудовое действие:

- 1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

общепрофессиональную компетенцию:

- Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3)

Знать:

- основные закономерности и особенности межличностного общения;

- необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;

- условия организации совместной деятельности детей и взрослых;

- закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности

Уметь:

- организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;

- использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;

- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

Владеть опытом:

- навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых;

- опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека;

- навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.

трудовое действие:

1.2. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

общепрофессиональную компетенцию:

Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)

Знать:

- структуру и закономерности развития образовательной среды;

- методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды;

- риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению

Уметь:

- осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды;

- использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся;

- планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды

Владеть опытом:

- методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды;

- опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды;

- опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды.

Наши рекомендации