Требования к содержанию и оформлению контрольной работы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕРЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социологии и социальной работы
Лагутин А. В.
Введение в профессию «социальная работа»»
Методические указания и тематика контрольных работ для студентов направления подготовки 39.03.02 Социальная работа заочной формы обучения
Керчь, 2015.
УДК 36/364
Автор: Лагутин А. В., канд. филос. наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________
Рецензент: Проноза А. В. Канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
протокол № ___от________20___ г. Зав. кафедрой__________ Яковенко М. Л.
Методические указания утверждены и рекомендованы к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ»,
протокол № ___от_________20___ г.
Ó ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2015 г.
Содержание
1. Введение
2. Требования к контрольной работе
3. Тематика контрольных работ с методическими указаниями и литературой
4. Вопросы итогового контроля
5. Дополнительная литература
Введение
Подготовка контрольной работы с последующей ее защитой составляет важную часть теоретической и методической подготовки студентов заочной формы по изучаемым общественным дисциплинам. Именно сочетание элементов научно-теоретической и практически-методической составляющих обуславливает значимость контрольной работы как формы образовательной деятельности, как основной формы самоподготовки слушателя.
Основная цель контрольной работы – самостоятельная теоретическая и аналитическая проработка одного из разделов, одной из проблем по курсу «Введение в специальность «Социальная работа»». При этом студент должен продемонстрировать и знание основных понятий темы, и знание главных научно - теоретических разработок и достижений по результатам имеющихся научных работ, и знание основных научных авторитетов и их трудов в области представляемой проблемы, и знание практических аспектов анализируемой темы. Вместе с тем, изложение теоретического материала темы включает и практически методическую составляющую, направленную на формирование навыков аналитической работы с материалом и практических навыков написания самого текста с постановкой проблемы, правильным логически последовательным ее изложением, выработки навыков систематизации научного знания и его самостоятельного осмысления в плане практического использования.
Важными задачами при выполнении контрольной работы выступают:
- Усвоение содержания основных понятий и категорий предмета (вопроса);
- знакомство с различными концепциями по данной проблеме (вопросу);
- изучение основных работ и публикаций, а также и истории проблемы
- выработка своей концептуальной схемы раскрытия темы, структурированного, последовательного ее изложения;
- выработка и изложение самостоятельных выводов и аргументированных обоснований студентом своей точки зрения на излагаемую тему (проблему);
- усвоения и применения методики использования авторской научной литературы и методов ее анализа;
- овладение и демонстрация навыков оформления научной библиографии и др.
Завершающей стадией написания контрольной является ее защита, т. е. устное изложение содержания работы преподавателю с соответственным пояснением значения всех используемых понятий, выражений, выводов и ответом на поставленные вопросы по сути изложенного материала. Успешная защита или объяснение смысла написанного является частью общего итогового зачета по изучаемой дисциплине, условием успешной оценки по ней.
Требования к содержанию и оформлению контрольной работы
Требования по содержанию работы. Контрольная работа – самостоятельная научно-методическая разработка одной из тем изучаемого курса или предмета, в данном случае, религиоведения. Она – разновидность реферативного изложения, которое осуществляется в соответствии с разработанным планом, выражающим логику раскрытия темы или ее структуру. Структура работы обязательно включает вводную часть, основную часть и заключение, отмеченные в плане (содержании).
Во введении следует отметить суть темы, ее особенность, ее важность в структуре всего предмета, обосновать ее актуальность и связь с современностью (с научными и практическими потребностями дня), подчеркнуть ее характер и особенность, указать используемые источники и методы.
Основная часть должна включать 2 - 4 структурных элемента или вопроса (они формулируются студентом самостоятельно), раскрывающих главную тему. В них, как правило, раскрываются: смысл основных понятий, касающихся темы, история проблемы, разные концептуальные подходы-теории данного вопроса и попытку студента дать объяснение или даже собственную оценку имеющихся теорий, с попыткой их иллюстрировать примерами из реальных социальных процессов и проблем. При изложении основных вопросов необходимо делать ссылки на авторов и их работы, материал которых демонстрируется или используется в контрольной работе в виде выписок и цитат. Оформление ссылок и сносок осуществляется в соответствии с имеющимися научными требованиями – стандартами.
В заключении необходимо кратко привести основные положения, сделать выводы и по возможности указать на их теоретическое, методическое или практическое значение.
Основным теоретическимматериалом по изложению содержания контрольной работы являются:
- научные первоисточники, к которым относятся книги, труды, публикации по социальной философии, социальной работе, социальной психологии и другим близким наукам, в которых отражаются принципиальные теоретические позиции и трактовки главных параметров предмета и его ключевых понятий (социум, социальная деятельность, социальная работа, социальная педагогика, социальное управление и др. - это произведения-книги таких известных мыслителей, например как: К. Юнг, К. Маркс, М. Вебер, Г. Маркузе, Т. Парсонс и т. д.).
- тексты документов, сводов нормативных актов, законов и международных договоров, в которых излагаются принципиальные положения и нормативные требования к профессиональной работе и ее задачам;
-- научные работы, статьи современных ученых, научная, религиозная и культурологическая публицистика;
- учебная и учебно-методическая литература украинских и зарубежных авторов (при этом нельзя при написании работы ограничиваться только материалами учебников или пособий)
- любой другой фактический, статистический, информационный материал с обязательной ссылкой на источник его происхождения, авторов;
- материал Интернета с соответствующей ссылкой и пр.
В работе следует сочетать и исторические аспекты вопроса-проблемы и ее современное состояние вместе с соответствующими оценками, практическими примерами из опыта России и других стран;
Требования по выбору темы контрольной работы, срокам ее представления, редактированию и оформлению.В списке представленных и рекомендованных тем содержится несколько десятков их названий. По сложившейся практике студент избирает тему в соответствии с последней цифрой номера зачетной книжки. Например, если номер заканчивается цифрой 4, то можно взять тему по порядковым номерам: 4, 14, 24 и т. д. Однако, не исключается возможность студенту по согласованию с преподавателем предложить свою тему или получить индивидуальное задание от ведущего преподавателя.
В оформление работы входит: оформление титульной страницы с соответствии с установленными кафедрой параметрами, указание плана работы, выделение элементов структуры в тексте, согласно вопросам плана, составление списка использованной литературы по имеющемуся стандарту, указание в тексте сносок и ссылок, по мере использования фрагментов научных работ. Необходимо придерживаться единой стилистики работы, одного шрифта, не оставлять пробелы в тексте и между абзацами. Работа может быть написана от руки в обычной ученической тетради, либо на форматной бумаге в таком же приблизительном объеме (тетрадь 12 листов либо 9-10 страниц печатного текста).
Срок представления контрольной на проверку и рецензирование ведущему преподавателю устанавливается им самим, но, во всяком случае, работа должна быть представлена на кафедру до начала экзаменационной сессии (не позже 2-х недель до сессии). Представленная работа проходит техническую регистрацию методистом кафедры и направляется преподавателю, ведущему курс. Затем контрольная работа проверяется и рецензируется преподавателем, который либо допускает ее к защите, либо отправляет на доработку с замечаниями. Указанные замечания студент устраняет и представляет работу на повторную проверку.
Основными критериями оценки качества контрольной работы выступают:
- полнота освещения темы и ее вопросов;
- широта круга и уровень теоретических источников,
- логическая последовательность изложения материала и самостоятельность положений и выводов,
- качество и умение использовать идеи и теории разных авторов, отделяя их мысли от своих собственных,
- степень свободного владения темой и понятиями при защите положений работы.
Порядок защиты работы. Контрольная работа оценивается не только путем анализа и проверки текста преподавателем, но и путем ее защиты перед преподавателем, ведущим курс, индивидуально либо в аудитории во время консультации или семинарского занятия в группе. При этом студенту следует более-менее свободно изложить самостоятельно смысл основных положений и вопросов, изложенных в работе, уметь объяснить значение главных понятий и выводов работы и также ответить на заданные вопросы по теме контрольной.